Проблема совершенствования урока в современной общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Содержание работы

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Основные пути совершенствования урока в современной школе…………….3
Типология и структура современного урока……………………………………6
Наблюдение за уроком……………………………………………………………7
Общие требования к современному уроку ……………………………………..9
Современные теории и концепции обучения………………………………….12
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 30.27 Кб (Скачать файл)

                                             Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Основные пути совершенствования урока в современной школе…………….3

Типология и структура современного урока……………………………………6

Наблюдение за уроком……………………………………………………………7

Общие требования к современному уроку ……………………………………..9

Современные теории и концепции обучения………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подготовка учащихся к  жизни, труду и творчеству закладывается  в общеобразовательной школе. Для  этого процесс обучения и организационная  методика урока должна быть построена  так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному  применению их на практике.

Классно-урочная система  предусматривает различные формы  организации учебно-воспитательного  процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная  учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе  является урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные пути совершенствования урока в современной школе.

Педагогическая наука  и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования  урока. Основные направления следующие.

Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

Осуществление организационной  четкости каждого урока от первой до последней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого, возможно, поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки - тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.

Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.

Оптимизация учебно-воспитательного  процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.

Интенсификация  учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.

Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Эти знания получены учащимися в процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных, углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Внутрипредметные в межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам.

Совершенствование типологии и структуры урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типология и структура современного урока.

Урок является сложным  педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут  быть разделены на типы по различным  признакам.

Примерная типология уроков в современной школе:

  • урок усвоения новых знаний;
  • урок усвоения навыков и умений;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным  разделам и темам в соответствии с образовательными целями. Соотношение  уроков различных типов неодинаково  и зависит от характера учебной  дисциплины, специфики знаний, навыков  и умений, целей и задач отдельных  учебных предметов. Каждый тип урока  имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и  методику, соответствующую его целям  и задачам.

Классификация уроков рациональна  и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого  урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение. Так, если планируется  урок усвоения новых знаний, то перед  учащимися ставятся соответствующие  задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и  умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних  уроках знаний. На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении различных жизненных  проблем и задач. На уроке обобщения  и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наблюдение за уроком.

Схема наблюдения за взаимодействием учителя и  учащихся на уроке

При применении метода наблюдения часто используются различные схемы, позволяющие лучше организовать его и в определенной степени  структурировать получаемые с его  помощью данные. Одной из таких  схем является известная схема наблюдения Фландреса (Flanderes №, 1970). Она очень распространена и часто используется для анализа взаимодействия педагога (любого взрослого - руководителя) и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных занятиях. Ниже эта схема приводится с некоторыми изменениями, связанными с адаптацией к условиям нашей школы.

Удобство этой схемы, в  том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей  на разных уровнях.

 

Учитель

Реакция на действия ученика

Понятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку.

Выявляет отношение (позитивное или негативное) учащегося к уроку, настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, прогнозирование его.

 
 

Похвал, одобрение  или порицание ответа учащегося, его поведение - одобрительное покачивание  головой. Слова: “Так …”, “Продолжай …”.

 
 

Шутки, использование  юмора.

Доброжелательны, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбление.

 
 

Принятие, отвержение или использование ответов, высказывание ученика.

Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений  учащегося.

 

Учитель. Самостоятельные  действия.

Реакция на действия ученика

Оценка ответа, работы школьника.

 
 

Вопросы учителя.

Характер вопроса, обращенность, форма.

 
 

Рассказ учителя.

Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников.

 
 

Распоряжения, указания, приказы.

Форма.

 
 

Критика, замечания.

Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или  крик с целью изменить поведение  учащегося, объяснение, почему учитель  этого требует

 
 

Пауза, молчание.

Цель, продолжительность, результативность.

 

Ученик.. Действия, побуждаемые учителем

Ответ на вопрос учителя.

Форма. Полнота. Свобода выражения  собственных взглядов, идей.

 
 

Реакция на шутки  учителя.

 
 

Реакция на похвалу  и порицание со стороны учителя

 
 

Реакция на замечания  учителя

 
 

Реакция на оценку

 

Ученик.

Самостоятельные действия.

Разговор с  учителем по собственной инициативе.

Форма, тематика, связь с  выполняемым заданием, материалом на уроке. Выражение несогласия, оспаривание  точки зрения педагога.

 
 

Вопросы задаваемы  учителю.

Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока.

 
 

Дискуссия между  учениками, проходящая как бы без  участия учителя. Форма, манера обращения детей друг к другу.

 
 

Форма выражения  своего отношения к уроку и  учителя.

 
 

Молчание или  замешательство ученика, чем вызвано. Продолжительность.

 
 

Другие формы  поведения высказываний взрослых и  детей.

 
     

 

 

4. Общие требования к современному уроку.

Общие требования кратко можно  сформулировать так:

- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.

- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

- формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Эти требования условно можно  поделить на четыре группы.

Воспитательные  требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке --неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Информация о работе Проблема совершенствования урока в современной общеобразовательной школе