Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:24, курсовая работа
Предмет исследования: способы коррекции проблемных форм межличностных отношений дошкольников.
Цель исследования: изучить проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Изучить и раскрыть сущность агрессивного поведения у дошкольников и его коррекцию;
Исследовать особенности проявления и преодоления застенчивости у детей;
Выявить особенности тревожного поведения и его коррекции в дошкольном возрасте.
Введение……………………………….…………..……………………………3
Глава 1 Изучение проблемных форм межличностных отношений дошкольников в психологии и педагогике…………………………………….5
1.1. Агрессивное поведение и его коррекция..………………….......................5
1.2. Особенности проявления и преодоления застенчивости у детей ……...16
1.3. Тревожность и её коррекция в дошкольном возрасте………………….26
Выводы…………………………………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………….36
Литература………
МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-
факультет «Психология образования»
кафедра «Дошкольная педагогика и психология»
«Проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции»
Москва 2013
Содержание
Введение……………………………….…………..………
Глава 1 Изучение проблемных форм межличностных отношений дошкольников в психологии и педагогике…………………………………….5
1.1. Агрессивное поведение и его коррекция..…………………............
1.2. Особенности проявления и преодоления застенчивости у детей ……...16
1.3. Тревожность и её коррекция в дошкольном возрасте………………….26
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. «Сердце человека все соткано из его отношений к другим людям, - пишет С.Л.Рубинштейн, - с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека».*
Именно эти отношения рождают
самые радостные и самые
Дошкольное детство - сензитивный период в развитии ребёнка, период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребёнка возникает система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми.
Важно именно в этот период сформировать
у ребёнка дошкольного
Вовремя определить проблемные формы
межличностных отношений и
Над проблемой зарождения и развития межличностных отношений между детьми дошкольного возраста работали многие известные психологи и педагоги, такие как Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова, Л.Н.Галигузова, Е.К.Лютова, Г.А.Роков, А.А.Реан, Я.Л.Коломинский, И.В.Дубровина, Б.С. Волков и др.
Тема зарождения и
становления межличностных
Объект исследования: проблемные формы межличностных отношений дошкольников.
Предмет исследования: способы коррекции проблемных форм межличностных отношений дошкольников.
Цель исследования: изучить проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции.
Задачи исследования:
Основным методом исследования является теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Глава 1 Изучение проблемных форм межличностных отношений дошкольников в психологии и педагогике
1.1. Агрессивное поведение и его коррекция
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу (Р.Бэрон и Д.Ричардсон). [1, c.157]
Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. (Г.М. Андреева, В.В.Знаков, С.Е Рощина, Т.Г. Румянцева и др.) [ 17, c.125]
Таким образом, можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Изучение этих характеристик чрезвычайно важно для понимания природы данного явления и для своевременного преодоления таких опасных тенденций. Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада.[22, с.54]
К вербальной агрессии относятся:
Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях:
- жалобы;
- демонстративный крик, направленный на устранение сверстника;
- агрессивные фантазии;
Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными детскими формами прямой вербальной агрессии являются:
- дразнилки;
- оскорбления.
К физической агрессии относятся:
Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:
- разрушение
продуктов деятельности
- уничтожение или порча чужих вещей.
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму:
- символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание;
- прямая агрессия
- непосредственное физическое
Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений. У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии - как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются, и т.п.). [22, с.55]
Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:
- привлечение к себе внимания сверстников;
- ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
- защита и месть (в
ответ на нападение или
- стремление быть главным;
- стремление получить
желанный предмет (чтобы
Таким образом, видно, что
большинство проявлений агрессивного
поведения наблюдается в
В большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный, характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.
Рассмотрим психологические особенности детей, склонных к агрессии. Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:
1) высокая частота
агрессивных действий - в течение
часа наблюдений такие дети
демонстрируют не менее
2) преобладание прямой физической агрессии - если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;
3) наличие враждебных
Среди психологических особенностей,
провоцирующих агрессивное
Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть, и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Однако наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.
Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряженно переживают свою «недооценённость», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжелые переживания вызваны не действительным положением ребенка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребенку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств.
Наиболее существенные различия между двумя группами выявляются по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению ребенка к сверстникам. При решении конфликтных ситуаций, на вопрос, что бы ты сделал на месте обиженного ребенка, практически все агрессивные дети ответили агрессией. В отличие от этого, остальные дети в большинстве случаев придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы. [22, с.56]
Еще более существенные различия выявляются в процессе реального взаимодействия детей. В ситуациях совместной деятельности («Раскрась картинку», «Мозаика», «Ателье») агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера. Они демонстрируют ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывают его рисунок, пытаются стукнуть), чрезвычайно редко уступают свои предметы (карандаши, детали мозаики или кукольной одежды). В отличие от них дети, не склонные к агрессии, достаточно часто помогают партнеру и уступают свои предметы. [17, с.123]
Информация о работе Проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции