Проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: способы коррекции проблемных форм межличностных отношений дошкольников.
Цель исследования: изучить проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Изучить и раскрыть сущность агрессивного поведения у дошкольников и его коррекцию;
Исследовать особенности проявления и преодоления застенчивости у детей;
Выявить особенности тревожного поведения и его коррекции в дошкольном возрасте.

Содержание работы

Введение……………………………….…………..……………………………3
Глава 1 Изучение проблемных форм межличностных отношений дошкольников в психологии и педагогике…………………………………….5
1.1. Агрессивное поведение и его коррекция..………………….......................5
1.2. Особенности проявления и преодоления застенчивости у детей ……...16
1.3. Тревожность и её коррекция в дошкольном возрасте………………….26
Выводы…………………………………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………….36
Литература………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

факультет «Психология  образования»

кафедра «Дошкольная  педагогика и психология»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

«Проблемные формы  межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции»

 

 

 

Выполнили: студентки 3 курса группы № ПоЗ-3.9 заочного отделения С.А.Козлова, Г.А.Жданова, С.А.Лошмакова

Научный руководитель: доцент кафедры, кандидат педагогических наук И.В.Маврина

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Содержание

 

Введение……………………………….…………..……………………………3

Глава 1 Изучение проблемных форм межличностных отношений дошкольников в психологии и педагогике…………………………………….5

1.1. Агрессивное поведение и его коррекция..………………….......................5

1.2. Особенности проявления и преодоления застенчивости у детей ……...16

1.3. Тревожность и её  коррекция в дошкольном возрасте………………….26

Выводы…………………………………………………………………………35

Заключение…………………………………………………………………….36

Литература……………………………………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Отношение к другим людям  составляет основную ткань человеческой жизни. «Сердце человека все соткано из его отношений к другим людям, - пишет С.Л.Рубинштейн, - с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека».*

Именно эти отношения рождают  самые радостные и самые драматические, но всегда острые и значимые переживания. Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Дошкольное детство - сензитивный период в развитии ребёнка, период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребёнка возникает система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми.

Важно именно в этот период сформировать у ребёнка дошкольного возраста, необходимые навыки общения с взрослыми и сверстниками, которые способствовали бы его полноценному развитию. Ведь повышенная агрессивность, тревожность и застенчивость приводят ребёнка к его объективной или субъективной изоляции, к чувству одиночества, которое является одним из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека.

Вовремя определить проблемные формы  межличностных отношений и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая  и общая задача, как для педагогов, так и для родителей.

Над проблемой зарождения и развития межличностных отношений между детьми дошкольного возраста работали многие известные психологи и педагоги, такие как Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова, Л.Н.Галигузова, Е.К.Лютова, Г.А.Роков, А.А.Реан, Я.Л.Коломинский, И.В.Дубровина, Б.С. Волков и др.

Тема зарождения и  становления межличностных отношений  чрезвычайно актуальна, поскольку большинство негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), берут своё начало в детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций. Это и определило проблему нашего исследования.

Объект исследования: проблемные формы межличностных отношений дошкольников.

Предмет исследования: способы коррекции проблемных форм межличностных отношений дошкольников.

Цель исследования: изучить проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Изучить и раскрыть сущность агрессивного поведения у дошкольников и его коррекцию;
  3. Исследовать особенности проявления и преодоления застенчивости у детей;
  4. Выявить особенности тревожного поведения и его коррекции в дошкольном возрасте.

Основным методом исследования является теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Глава 1 Изучение проблемных форм межличностных отношений дошкольников в психологии и педагогике

1.1. Агрессивное  поведение и его коррекция

Повышенная агрессивность  детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Учеными разных направлений предлагаются различные  подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу (Р.Бэрон и Д.Ричардсон). [1, c.157]

Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. (Г.М. Андреева, В.В.Знаков, С.Е Рощина, Т.Г. Румянцева и др.) [ 17, c.125]

Таким образом, можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Изучение этих характеристик чрезвычайно важно для понимания природы данного явления и для своевременного преодоления таких опасных тенденций. Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада.[22, с.54]

К вербальной агрессии относятся:

Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях:

- жалобы;

- демонстративный  крик, направленный на устранение  сверстника;

- агрессивные  фантазии;

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными детскими формами прямой вербальной агрессии являются:

- дразнилки;

- оскорбления.

К физической агрессии относятся:

Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:

- разрушение  продуктов деятельности другого;

- уничтожение  или порча чужих вещей.

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму:

- символическая  агрессия представляет собой  угрозы и запугивание;

- прямая агрессия - непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок, кубиков и пр.

Наиболее часто  у подавляющего большинства детей  наблюдается прямая и косвенная  вербальная агрессия - от жалоб и  агрессивных фантазий до прямых оскорблений. У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии - как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются, и т.п.). [22, с.55]

Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:

- привлечение к себе  внимания сверстников;

- ущемление достоинств  другого с целью подчеркнуть  свое превосходство;

- защита и месть (в  ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

- стремление быть главным;

- стремление получить  желанный предмет (чтобы обладать  нужной игрушкой, некоторые дети  прибегали к прямому насилию  над сверстниками) (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Таким образом, видно, что  большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях  защиты своих интересов и отстаивания  своего превосходства, когда агрессивные  действия используются как средства достижения определенной цели.

В большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный, характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

Рассмотрим психологические особенности детей, склонных к агрессии. Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:

1) высокая частота  агрессивных действий - в течение  часа наблюдений такие дети  демонстрируют не менее четырех  актов, направленных на причинение  вреда сверстникам, в то время  как у других детей отмечается  не более одного;

2) преобладание прямой  физической агрессии - если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;

3) наличие враждебных агрессивных  действий, направленных не на  достижение какой-либо цели (как  у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников. (Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова). [ 22, c.57]

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако остается неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей (T.О.Смирнова, В.М. Холмогорова). [ 22, c.59]

Принято считать, что агрессивных  детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди  агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть, и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Однако наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном  отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать  о том, что эти дети более остро  и напряженно переживают свою «недооценённость», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжелые переживания вызваны не действительным положением ребенка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребенку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств.

Наиболее существенные различия между двумя группами выявляются по способу выхода из конфликтной  ситуации и по отношению ребенка  к сверстникам. При решении конфликтных  ситуаций, на вопрос, что бы ты сделал на месте обиженного ребенка, практически  все агрессивные дети ответили агрессией. В отличие от этого, остальные дети в большинстве случаев придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы. [22, с.56]

Еще более существенные различия выявляются в процессе реального  взаимодействия детей. В ситуациях  совместной деятельности («Раскрась картинку», «Мозаика», «Ателье») агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера. Они демонстрируют ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывают его рисунок, пытаются стукнуть), чрезвычайно редко уступают свои предметы (карандаши, детали мозаики или кукольной одежды). В отличие от них дети, не склонные к агрессии, достаточно часто помогают партнеру и уступают свои предметы. [17, с.123]

Информация о работе Проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции