Проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: способы коррекции проблемных форм межличностных отношений дошкольников.
Цель исследования: изучить проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Изучить и раскрыть сущность агрессивного поведения у дошкольников и его коррекцию;
Исследовать особенности проявления и преодоления застенчивости у детей;
Выявить особенности тревожного поведения и его коррекции в дошкольном возрасте.

Содержание работы

Введение……………………………….…………..……………………………3
Глава 1 Изучение проблемных форм межличностных отношений дошкольников в психологии и педагогике…………………………………….5
1.1. Агрессивное поведение и его коррекция..………………….......................5
1.2. Особенности проявления и преодоления застенчивости у детей ……...16
1.3. Тревожность и её коррекция в дошкольном возрасте………………….26
Выводы…………………………………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………….36
Литература………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Однако, помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др. Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. В связи с этим различают мобилизующую тревогу и расслабляющую. Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще - во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу (Раншбург И., Поппер П.). Единичные, т.е. не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх». К.Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр. Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами (Раншбург И., Поппер П., Захаров А.И. и др.). Исследования этих авторов показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем, они носят, как правило, конкретный характер. Примерно с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 - страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка. И.Раншбург и П.Поппер выявили интересную закономерность: чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов. Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений. Е.Ю.Брель проводила специальное исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей. А.И.Захаров считает, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. Однако именно в дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками. Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам - соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т.д.), мальчиков - насилие во всех его аспектах (Кочубей Б.И., Новикова Е.В.). Кроме того, доказано, что школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения (Дусавицкий А.К. и др.), социометрическим статусом (Кисловская В.Р., Панасюк Е.В. и др.), с успешностью обучения (Дусавицкий А.К., Дружинин В.Н., Монина Г.Б.). Как считает Прихожан А.М., за последние 10 лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Если раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов начинает волновать их характер взаимодействия с другими детьми. Исследования Эберлейн Г. показали, что школьная тревожность имеет взаимосвязи со структурными характеристиками интеллекта. Так, в первом классе наименее тревожными являются школьники, у которых доминирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным соотношением вербального и невербального коэффициентов. К третьему классу, как правило, уровень школьной тревожности значительно падает, но при этом школьники - вербалы начинают испытывать значительный страх в ситуации проверки знаний. У остальных категорий учащихся данный эффект не наблюдается. [12, с.124]

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа. [15, с.143]

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка. Работа по всем трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно. Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Для того чтобы помочь детям данной категории повысить самооценку, В. Квинн предлагает оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта». [16, с.52]

Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой. Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы. Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. В детском саду или в классе с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т.д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске). Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает прием, который используют в работе некоторые педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. В случае взаимодействия с другими категориями детей (например, с гиперактивными) данный способ может сыграть положительную роль, но при общении с тревожным ребенком он просто недопустим. Если же педагог все-таки хочет провести сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Таких детей желательно спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувства доверия в душу ребенка. Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно в группе детского сада или в классе проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка. Работа по повышению самооценки - это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком. Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением. Как показали  наблюдения Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение - и мышечное, и эмоциональное - можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.) Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Мама может сама применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка. В разделе «Игры, в которые играют...» приведен ряд таких игр, которые могут заменить масса («Ласковый мелок» и др.). В.Оклендер рекомендует работе с тревожными детьми устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица старыми мамиными губными помадами. Участие в таких представлениях, по ее мнению, помогает детям расслабиться. Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребенка и по обучению его способам снятию мышечного и эмоционального напряжения проведена, нет гарантии, что, оказавшись в реальной жизненной или в непредвиденной ситуации, ребенок будет вести себя адекватно, В любой момент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработку навыков поведения в конкретных ситуациях мы считаем необходимой частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуациях, так и возможных в будущем. Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра. Играя роль слабых, трусливых персонажей ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. Используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как к менее значимому. Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) способен справляться с трудностями. При этом, очень важно не только развивая игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком как он может использовать полученный в опыт разрешения жизненных ситуаций. В нейролингвистическом программировании этот этап работы называется «подстройка к будущему». Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Так, если ребенок боится отвечать у доски, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию, обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент, и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения: «Я - лучший в мире математик», приемы саморегуляции (поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление и т.д.)). А если ребенок, посещающий детский сад, испытывает тревогу, входя в медицинский кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора». В работе с маленькими детьми - младшего и среднего дошкольного возраста - наиболее эффективно использование игр с куклами. Выбор кукол осуществляется исходя из индивидуального пристрастия каждого ребенка. Он сам должен выбрать «смелую» и «трусливую» куклы. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» - взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а, пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении с взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла  ребенка будет отвечать за взрослого. Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке Завышенные требования родителей могут связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках. Требования взрослых, которые ребенок в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким, образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами. Некоторые родители, стремясь уберечь его ребенка от любых реальных и мнимых его жизни и безопасности, формируют у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

Исследования специалистов показали, большинство родителей тревожных детей осознают как их собственное поведение на характер ребенка. Это говорит о том, родителями необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействиям с педагогом или психологом. Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку. Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожные, в связи, с чем имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями и т.д. Таким родителям необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике способов изменения самооценки. Ее также можно использовать как наглядную информацию, вывесив на стенде. Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Родителям следует, как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки. А жителям больших городов желательно почаще выходить на природу. Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика.

 

Выводы

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.

Агрессивный ребёнок  имеет предвзятое мнение о том, что  поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим негативные намерения и пренебрежение к себе. Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать их чувства.

Застенчивые дети часто  погружены в себя, нерешительны, стеснительны в общении с взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности.

Тревожность, патологический страх, которые препятствуют общению, развитию личности, психики, приводят к социальной дезадаптации. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи, либо, наоборот, становится агрессивен и вспыльчив.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая и общая задача, как для педагогов, так и для родителей.

 

Заключение

Цель курсовой работы состояла в изучении проблемных форм межличностных отношений дошкольников и способов их коррекции.

Были реализованы следующее задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Изучить  и раскрыть сущность агрессивного поведения у дошкольников и его коррекцию;
  3. Исследовать особенности проявления и преодоления застенчивости у детей;
  4. Выявить особенности тревожного поведения и его коррекции в дошкольном возрасте.

Анализ научной литературы по проблеме агрессивного поведения  дошкольников и его коррекции  показал, что агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что  не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. В научной литературе разные исследователи дают образцы различных способов поведения в критических ситуациях, и все они могут быть применимы только с учетом их индивидуально-личностных особенностей участников конфликта. Игротерапия имеет исключительное значение для психического развития ребёнка, избавляет от психотравм. В игротерапии необходимо учитывать индивидуальность ребёнка, уважать его желания, нельзя заставлять играть насильно. Вместе с тем целью коррекции не может быть прямое изменение личности ребёнка. Коррекция должна быть направлена на утверждение уникального «Я» ребёнка и его самоценности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей проявления и преодоления застенчивости у детей дошкольного возраста выявил, что застенчивость - это комплексное состояние, которое проявляется в разных формах - от легкого смущения, дискомфорта, страха и тревожности, до глубокого невроза. Справиться с застенчивостью у дошкольников можно только при совместных усилиях взрослых, по двум направлениям: изменить позицию ребенка в общении и повысить уверенность в себе. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький. Опираясь на имеющиеся в литературе данные, мы выделили комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых детей. В него вошли следующие показатели: Локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения - удаления, чаще всего проявляется при встрече с незнакомыми людьми; эмоциональный дискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и со знакомыми и взрослыми; боязнь любых публичных выступлений, в том числе на занятиях; избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними. Источниками застенчивости можно считать - определенный стиль воспитания; малую контактность; низкую самооценку; фактор очередности в семье; застенчивость родителей и страх перед людьми.

Анализ теоретических  данных по проблеме тревожности и  её коррекции в дошкольном возрасте показал, что во взаимодействии с тревожными детьми особо важен позитивный настрой к жизни у взрослых, которые охраняют его психологический и благополучный климат в семье. Родителям нужно использовать внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений, не искать недостатки в каждом человеке, а находить достоинства, окружать себя тем, что оказывает положительное влияние. Важно формировать доверительные отношения взрослого и ребенка, проводить друг с другом больше времени. Совместная кропотливая работа родителей и психолога будет способствовать не только физическому расслаблению организма ребенка, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком, что в свою очередь будет уменьшать тревожность ребенка и сделает его счастливым.

Сравнивая разные типы проблемных детей, можно видеть, что они существенно  различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей для родителей и воспитателей. Одни из них постоянно дерутся, и приходится всё время призывать их к порядку, другие спокойно сидят в стороне, третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов. Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех трудностей в общении лежат сходные психологические проблемы. Суть этих проблем можно определить как фиксацию ребенка на себе (на оценке себя), или гипертрофированную самооценку. Причём проблемы этих детей не в уровне их самооценки и даже не в степени её адекватности. Главной причиной конфликтов ребёнка с собой и с другими является доминанта на собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, «что я значу для других». У детей с разными формами конфликтного поведения доминирует предметное, объектное начало в самосознании (я – хороший) и в отношении к сверстнику, как к предмету сравнения с собой. Такое предметное, или оценочное, отношение к окружающим складывается в середине дошкольного возраста. Как показывают наблюдения, это отношение не проходит, а только усиливается с возрастом, принося человеку множество трудностей в отношениях с другими и с самим собой.

Проведённое исследование не претендует на полноту раскрытия проблемы, а намечает новые перспективы для проведения исследований в данном направлении.

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 272с.
  2. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 96с.

Информация о работе Проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции