Проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: способы коррекции проблемных форм межличностных отношений дошкольников.
Цель исследования: изучить проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Изучить и раскрыть сущность агрессивного поведения у дошкольников и его коррекцию;
Исследовать особенности проявления и преодоления застенчивости у детей;
Выявить особенности тревожного поведения и его коррекции в дошкольном возрасте.

Содержание работы

Введение……………………………….…………..……………………………3
Глава 1 Изучение проблемных форм межличностных отношений дошкольников в психологии и педагогике…………………………………….5
1.1. Агрессивное поведение и его коррекция..………………….......................5
1.2. Особенности проявления и преодоления застенчивости у детей ……...16
1.3. Тревожность и её коррекция в дошкольном возрасте………………….26
Выводы…………………………………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………….36
Литература………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, эти данные дают основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.

Если рассмотреть  индивидуальные варианты детской агрессивности, то среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы, которые различаются:

- по внешним  поведенческим проявлениям агрессивности (по частоте и степени жестокости агрессивных действий);

- по своим  психологическим характеристикам  (уровню интеллекта, произвольности);

- по уровню развития  игровой деятельности;

- по своему  социальному статусу в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивность может быть мимолетной, ситуативной и не отличаться особой жестокостью. Чаще всего они используют физическую агрессию (прямую или косвенную) в ситуации привлечения внимания. Их поведение носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка здесь - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели - нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение лидеров. Среди всех форм агрессивного поведения у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого. Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время они как - бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным.

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну - две постоянные жертвы - более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются.  Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.

Этот вид детской  агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным. [22, с.63]

Итак, выделенные группы детей существенно различаются  как по формам проявления агрессивности в группе сверстников, так и по мотивации агрессивного поведения. В первой группе агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников; во второй - агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего - получить желанный предмет) и имеет более жесткие и устойчивые формы; в третьей группе преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Отметим нарастание данного типа мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) от первой группы к третьей. [22, с.66]

Таким образом, в основе детской агрессивности  может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. В то же время можно полагать, что в дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций. Необходимы ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми. Эта работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис), не на повышение самооценки, не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. [24, с.263]

Исследования, проводимые в различные годы в психологии и педагогике, показали, что уже  в 6-7 лет складываются хотя и простые, но уже обобщенные, специфические  для данного человека, устойчивые (т.е. сохраняющие основные особенности и в дальнейшем) психологические механизмы. Эти механизмы начинают играть определенную роль, становясь личностной основой психики в целом. В этом возрасте происходит становление личности. Более того, именно этот возраст наиболее сензитивен, восприимчив, благоприятен для направленного формирования оптимальных уровней механизмов психики, личности ребенка, потому что он является действительно решающим в процессе становления ведущих, определяющих, базовых оснований психики. [16, с.354]

Психолог и разработчик  методов игротерапии М.Панфилова  сделала вывод о том, что с  помощью игры можно научить детей  правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять их агрессию. С помощью игротерапии М.Панфиловой во многих садах проводят занятия на расслабление («Снеговик тает»), речь и выход негативных эмоций («Ругаться овощами»). [15, с.213]

Таким образом, игра стала  лучшей «практикой развития» (С.Л.Рубинштейн) для всех детей. В игре ребёнок  начинает гибче мыслить, учиться принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими. Основной, самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая.  В игре ребёнок подсказывает те вещи, которых ему не хватает в реальности. Мало выяснить проблему - с помощью игровой терапии можно подсказать ребёнку правильное поведение, объяснить определённую ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психотравму. В то же время в таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребёнок постепенно учится контролировать. «Гуси-лебеди», «Казаки-разбойники» или «Стрелялки» дают возможность выхода негатива. Ребёнок оказывается в роли доброго героя, а потом и злого, учась сопереживать и понимать оппонента. [15, с.164]

Примеры игр, направленных на коррекцию агрессии:

«Сражение» (с 2 лет), Игроки бросаются лёгкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается  игра перемирием и объятиями. «Злые - добрые кошки» (с 2лет). По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. «Каратист» (с 3лет). На пол кладётся обруч или газета. Каратист становится в обруч, делая резкие движения ногами, а зрители подбадривают его. Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию. И многие другие игры: «Боксёр» (с 3лет), «Ругаемся овощами, фруктами, ягодами» (с 3лет), «Капризная лошадка» (с 3лет), «Буратино» (с 4лет) и т.д. [15, с.203]

В современной отечественной  науке технологии использования  элементов игротерапии представлены в исследованиях А.В. Захарова, М.И.Чистяковой, М.Э.Вайнер, Г.А.Широковой. Л.Костиной.

Итак, игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции агрессивного поведения  детей дошкольного возраста. Игра активно влияет на процессы становления  личности ребёнка, затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребёнка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребёнка становится доступным определёние конкретных целей своих поступков, возможность выбора адекватных средств достижения целей, предвидение конечного результата. [15, с.89]

Помогать ребенку, справляться  с агрессией должные все: родители, воспитатели, психолог. Каждое упражнение может совершенствоваться, дополняться. У каждого педагога со временем накапливается арсенал собственных упражнений, творческих заданий, помогающих корректировать нежелательное поведение ребенка. Если импульсивная, спонтанная агрессия переходит в агрессивность как черту характера, родителям следует обратиться к психоневрологу, невропатологу. [1, с.152]

 

1.2. Особенности  проявления и преодоления застенчивости  у детей

Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест в современной педагогической и психологической литературе.

В зарубежной психологии данную проблему исследовали такие учёные, как Ф.Зимбардо, Д.Филдипс, Р.Кеттел, Д.Дениелс, К.Гросс, К.Изард, Д.Б.Уотсон, В.Штерн и др. В отечественной психолого-педагогической науке проблемой занимались Л.Н.Галигузова, Е.П.Ильин, Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова, Е.И.Гаспарова, А.А.Захаров, Ю.М.Орлов и др.

Исследователей застенчивости  интересуют ее природа, причины, форма  проявления и формы предупреждения отрицательных последствий.

По мнению Е.И.Гаспаровой и Ю.М.Орловой застенчивость представляет собой свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности поведения, не позволяющей индивиду реализовать в полной мере свой наследственный и личностный потенциал. [4, с.28]

В контексте развития эмоций и чувств человека, застенчивость рассматривается, то, как синоним чувства страха (В.Штерн, К.Гросс), то, как выражение чувства стыда или вины (К.Изард). [7, с.101]

Впервые слово «застенчивость»  зафиксировано в русско-немецком словаре «Российский Целлариус» (1777). В «Словаре Академии Российской» (1794) застенчивость толкуется как  несмелость и «почитается за недостаток воспитания». [13, с.356]

По происхождению слово, вероятно, восходит к древнерусскому застить - заслонять свет, в этимологии которого довольно прозрачна связь его с другими словами этого же корня - стень - тень - сень.

Народная этимология связывает слова этого корня  также со словом «стена». В этимологическом словаре В.Г.Преображенского (1958) значение этого слова, исходя из корня, - «стараться быть в тени, отгораживаться». [11, с.358]

В толковом словаре В.И.Даля (1978), читаем: «Застенчивый - охотник застеняться, не показываться, неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый, неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый». [14, с.673]

В «Педагогическом словаре» застенчивость описывается как  психическое состояние или качество личности, проявляющееся в смущении, скованности, необоснованной молчаливости, в затруднениях речи. Возникает у человека (чаще у подростка) из-за неуверенности в том, какое впечатление производит на других людей (преимущественно незнакомых или малознакомых) его поведение. [3, с.119]

В своей работе мы опирались  на следующее определение и считаем что застенчивость - это свойство личности, которое формируется при определенных условиях воспитания и характеризуется отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности.

Застенчивость - скромность, совестливость, стыдливость. Прекрасные черты личности. Но, будучи чрезмерной, она приводит к робости, отгороженности, мучительной неуверенности в себе и тревожной мнительности. [3, с.274]

Застенчивость может быть временной, проявляющейся только в незнакомой компании или в непривычной обстановке, а потом со временем проходит. Но бывает, что она становится чертой характера, постоянным качеством человека.

Застенчивость - сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия - от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов.

Застенчивость свойственна многим детям и взрослым, являясь одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений.

Последствия застенчивости могут быть удручающими:

- отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;

- невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;

- боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д. [4, стр.3]

На сегодняшний день в психологии распространена точка  зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии малыша с  другими людьми и впоследствии закрепляется.

Информация о работе Проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции