Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:24, курсовая работа
Предмет исследования: способы коррекции проблемных форм межличностных отношений дошкольников.
Цель исследования: изучить проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Изучить и раскрыть сущность агрессивного поведения у дошкольников и его коррекцию;
Исследовать особенности проявления и преодоления застенчивости у детей;
Выявить особенности тревожного поведения и его коррекции в дошкольном возрасте.
Введение……………………………….…………..……………………………3
Глава 1 Изучение проблемных форм межличностных отношений дошкольников в психологии и педагогике…………………………………….5
1.1. Агрессивное поведение и его коррекция..………………….......................5
1.2. Особенности проявления и преодоления застенчивости у детей ……...16
1.3. Тревожность и её коррекция в дошкольном возрасте………………….26
Выводы…………………………………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………….36
Литература………
Таким образом, исследователи застенчивости, в процессе наблюдений нашли причины, формы проявления и формы предупреждения отрицательных последствий застенчивости.
Анализ теоретических источников показал, что, рассматривая понятие «застенчивость» психологи различных направлений убеждены, что застенчивость представляет собой индивидуальную особенность личности. Поскольку застенчивость является очень распространенным явлением жизни и, по мнению многих авторов, возникает в детстве, необходимо рассмотреть ее проявления у дошкольников.
Е.И.Гаспарова, Т.А.Репина, Ю.М.Орлов выделяют несколько предпосылок появления застенчивости:
1. Биологическая (слабость нервной системы, генетическая предрасположенность, наличие физического дефекта - задержка физического развития, отклонение его от нормы: хроническая болезнь);
2. Социально-обусловленная - неприятие детей родителями, отсутствие в семье отца, неблагополучная семья, неправильный тип воспитания: тревожно-мнительный (родители постоянно тревожатся за здоровье ребенка и чрезмерно опекают его), авторитарный (ребенка не хвалят, не ласкают, требовательны), обособленный уклад жизни старших членов семьи. [3, с.69]
Кроме того, в литературе
указывается сопутствующие
В психологии выделены так же причины, способствующие возникновению застенчивости. Их рассматривали Ф.Зимбардо, Е.И.Гаспарова.
Так Ф.Зимбардо выделяет несколько причин, из-за чего может возникнуть застенчивость:
- Негативного опыта
общения с людьми в
- Отсутствия правильных навыков общения;
- Предчувствия неадекватности
собственного поведения, и –
как следствие – постоянной
тревоги по поводу своих
- Привычки к самоуничтожению из-за своей неадекватности («Я застенчивый», «Я жалкий», «Я неспособный», «Я без мамы не смогу!»). [7, с.87]
По утверждению Е.И.Гаспаровой причинами застенчивости может стать чрезмерная опека родителей над ребенком. [6, с.65]
Беззащитность застенчивых детей - прямой результат их ранимости, впечатлительности и отсутствие необходимых навыков общения, их чувство неуверенности в себе в своих действиях, сформировавшиеся чаще всего под влиянием гиперопеки, связано, кроме того, с повышенной чувствительностью к оценкам любого рода (осуждением, поощрениями, порицаниям и похвалам, а так же насмешкам). Недостаточный опыт общения не позволяет детям разобраться в причинах того или иного отношения к себе со стороны других людей. Он не знает, почему он нравится или не нравится, а привычно обобщает свой жизненный опыт: «У меня все равно ничего не выйдет, и все будут смеяться». На начальном этапе (если ребенок на чужих людей - кричит, плачет, убегает или замирает около матери, избегая смотреть на чужого) следует постепенно расширять круг пассивного общения. Не нужно сразу без необходимости приглашать чужого взрослого человека, но можно начать разговаривать в присутствии малыша с кем-то посторонним на прогулке. Надо учитывать, что у некоторых детей существует выборочная реакция на «чужих» - одни могут сильнее стесняться высоких громкоголосых женщин, другие - пугаться незнакомых мужчин (чаще, когда дома в окружении ребенка нет мужчин). Родители застенчивого ребенка должны постепенно расширить круг его знакомств - чаще приглашать в гости друзей и знакомых, изредка, а потом и чаще брать малыша в гости к хорошо знакомым людям, при условии, что они близко живут (в том же доме или рядом с домом), что бы эти визиты не нарушили режима дня ребенка. Очень часто родители стараются избавить ребенка от любого общения с чужими людьми, не подпускают к другим детям, таким образом, изолируют их от общества, а значит, не дают развиваться умению жить среди людей. [25, с.93]
Низкий уровень развития общения, затруднения в контактах с другими людьми - и взрослыми, и сверстниками, замкнутости - мешают детям включаться в коллективную деятельность, стать, стать полноправным членом группы в детском саду.
Застенчивость прослеживается уже в раннем возрасте, а в младшем дошкольном возрасте эти качества определяют поведение ребенка.
Так же в исследованиях учёных было показано, что очередность рождения детей в семье имеет для него определенные последствия в психологической, социальной и профессиональной сферах. [7, с.84]
Родители, как правило, бывают более озабочены состоянием здоровья и перспективами на будущее своих первенцев по сравнению с детьми, родившимися впоследствии. Они ставят перед первенцами более высокие цели и, соответственно, предъявляют к ним повышенные требования. Первенцы обычно более целеустремленные и настойчивы, и поэтому добиваются успеха. Если же они не обладают особыми талантами, но испытывают со стороны родителей подобное давление, это вызывает у них ощущение собственной неполноценности и снижение самооценки.
Так, Доктор Л.Форер, специалист
в области медицинской
Профессор психологии Д.Каган, считает застенчивость наследственной чертой. Он обнаружил, что уже в течение первого года жизни у застенчивых детей пульс более частый, чем у их общительных сверстников, они более возбудимы и чаще плачут, а в четырехлетнем возрасте у них наблюдалось повышенное кровяное давление. А взрослые чаще страдают от аллергии, сенной лихорадки и экземы, которые считают наследственными болезнями. Это открытие привело исследователя к выводу, что гены застенчивости и гены иммунной системы - звенья одной цепи. [4, с.84]
Помимо сказанного в психологической литературе есть данные о застенчивости от пола и возраста детей. Как показали психологические исследования (Ф.Зимбардо, Н.В.Клюева и Ю.В.Касаткина), уровень застенчивости у мальчиков и девочек имеют относительные реакции. Так, например, в дошкольном возрасте застенчивости более подвержены девочки, чем мальчики. Рассказы застенчивых мальчиков и девочек о себе слишком краткие, недооценивающие. Мальчики считают, что они слишком слабые, слишком высокие, слишком толстые, очень некрасивые. Аналогично застенчивые девочки описывают себя как тощих, непривлекательных и менее умных, чем их подруги. Все это определяет наиболее важный аспект самоопущения этих детей. [3, с.116]
Опираясь на имеющиеся в литературе данные, можно выделить следующие особенности, отличающие поведение застенчивых детей:
- В их поведении
обычно отражается борьба двух
противоположных тенденций
- Избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми. При встрече и в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении амбивалентных эмоций: удовольствий общения и в то же время тревоги или страха перед другими;
- Страх любых публичных
Помимо этого, застенчивость «читается» и по внешним признакам: покраснение лица; потливость; дрожь; учащение сердцебиения; стесненное дыхание; вынужденная, напряжённая поза; опущенные вниз глаза; тихий голос; скованность мышц и движений. В группе других детей они стараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть свое лицо. Основное их стремление - не привлечь внимания к себе, быть незаметными, остаться в стороне.
Обобщая описанный портрет застенчивого ребенка, можно отметить следующее. Застенчивый ребёнок - это такой ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой - не решается проявлять себя и свои потребности, что приводит к нарушению взаимодействия. [8, с.76]
Внимательно рассмотрев характеристики застенчивости, мы сможем проникнуть во внутренний мир застенчивого человека.
Основной принцип поведения, определяющий природу застенчивости, - вести себя ровно и тихо. Поэтому застенчивому человеку приходится подавлять множество мыслей, чувств и побуждений, постоянно грозящих проявиться. Именно собственный внутренний мир и составляет ту среду, в которой живет застенчивый человек. И хотя внешне он может казаться неподвижным, в душе у него бушуют и сталкиваются потоки чувств и неудовлетворенных желаний. Наиболее характерная особенность застенчивого человека - повышенная склонность к самоанализу. Адекватное самосознание является ключевым понятием всех теорий здоровой личности и целью множества современных течений психотерапии. Однако, когда тенденция к самоанализу и самооценке становится навязчивой, это, наоборот, свидетельствует о некотором психическом нарушении. Это касается многих застенчивых людей.
Иногда застенчивость у детей с возрастом проходит, из нее можно «вырасти», но такое счастливое преодоление застенчивости встречается не всегда. Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия - общая задача педагога, психолога и родителей.
Эта задача вполне разрешима, но, к сожалению, в старшем дошкольном возрасте к ней приступать поздно. К моменту поступления в школу у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, своеобразное положение в обществе, он уже отдает себе отчет в этом своем «недостатке». Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, но, наоборот, мешает ребенку ее преодолеть, поскольку характерной особенностью таких детей является ярко выраженная неуверенность в себе и заниженный уровень притязаний. Ребенок не в силах победить свою застенчивость, так как не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на этих чертах своего характера и поведения, еще сильнее его сковывает.
Борьба с застенчивостью у детей имеет свои особенности. Ребёнка целенаправленно обучают общению. В первую очередь надо выработать определённый стиль поведения с ним. Это касается и педагогов, и родителей.
Для этого необходимо:
- постоянно подкреплять
в ребёнке уверенность в себе
и своих силах (у тебя получитс
- повысить уровень
его самооценки: меньше ругать
за неудачи, не критиковать
при чужих людях, не
- привлекать ребёнка
к выполнению различных
- расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе домой друзей, брать ребёнка в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок - представить ребёнку определённую меру свободы и открытых действий, сдерживая своё беспокойство и желание всё сделать за него.
- помочь найти ребёнку то, в чём он превосходит сверстников;
- помочь найти друга,
который защищал бы и
- заранее обыгрывать ситуации, при которых ребёнок особенно стесняется. [4, с.36]
Работа по преодолению застенчивости должна вестись согласовано, постоянно и терпеливо. Общение с застенчивыми детьми требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной. Особая тактичность ожидается от воспитателя: в группе, перед другими детьми, неуверенность ребёнка возрастает, и он острее реагирует на все обращённые к нему слова и действия. [4, с.4]
Застенчивых детей нужно приучать к выполнению поручений взрослого постепенно. От разовых, простых заданий, следует переходить к постоянным, например, поливать цветы на подоконнике, раздавать бумагу перед занятием рисования и т.п. Те же задания, которые связаны с включением ребенка в общении с взрослыми, лучше поручать ему не одному, а «на пару» с другим, - более активным и общительным ребенком. При этом застенчивый ребенок стесняется меньше и одновременно усваивает необходимые в конкретной ситуации способы общения. Даже если он допустит какую-то оплошность, ему будет легче это пережить.
Еще одним эффективным методом включения застенчивых детей в коллективе является организация совместной деятельности, в которой в качестве партнеров выступают младшие дети. Как правило, застенчивые дети их не стесняются и охотно принимают на себя роль старшего умелого и опытного товарища. Эта роль обычно для них недоступна в общении со сверстниками и поэтому особенно привлекательна. Чувствуя свое превосходство над младшими детьми, робкий в других ситуациях ребенок здесь охотно помогает им в различных затруднениях, обучает тем действиям и умениям, которыми овладел сам. Копируя воспитателя или другого взрослого, ребенок наслаждается возможностью выполнить в общении непривычную для него активную роль, используют многие коммуникационные навыки, которые не решается реализовать в игре со сверстниками или в общении с взрослыми. [8, с.53]
В целом справиться с застенчивостью у дошкольника можно при условии, что взрослые смогут воспитать у него чувство уверенности в себе. Ребенок, преодолевший болезненную застенчивость, откроет для себя новый мир, почувствует вкус жизни и будет успешен и счастлив.
1.3. Тревожность и её коррекция в дошкольном возрасте
Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность».
Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов». [11, с.386]
В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. (Кочубей Б.И., Новикова Е.В.)
Информация о работе Проблемные формы межличностных отношений дошкольников и способы их коррекции