Проблемы неуспеваемости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель:
– выявить психолого-педагогические аспекты неуспеваемости младших школьников (в том числе причины дезадаптации);
– определить условия, при которых успешно проходит процесс обучения;
– провести апробацию заданий и упражнений, позволяющих выявить, насколько успешно проходит процесс обучения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.48 Кб (Скачать файл)

                                                                                      

                            Введение                                        

 

      Поступление  в   школу  и  начальный  период  обучения  вызывают  перестройку   всего   образа  жизни  и   деятельности  ребенка.  Наблюдения  физиологов,  психологов  показывают,  что  среди  младших  школьников  есть  дети,  которые  в  силу  индивидуальных  психофизиологических  особенностей  трудно  адаптируются  к  новым  условиям,  лишь  частично  справляются  (или  не  справляются  вовсе)  с  режимом  работы  и  учебной  программой.  При  традиционной  системе  обучения  из  этих  детей,  как  правило,  формируются  отстающие  и  второгодники.

        На  успешное  обучение  младших  школьников  влияют  различные  факторы:  физическое  и  психическое   здоровье,  уровень  готовности  школьников (интеллект,  мотивация учения,  желание учиться,  умение  общаться, адекватно вести себя  и реагировать на  ситуацию,  организовывать  поведение и деятельность,  развитие  школьно-значимых  психофизических функций,  уровень умственной  и познавательной  активности  и  другие  личностные  качества  ребенка).  Немаловажную  роль  в  этом  трудном  процессе  играют  семья  и учитель.

       Возраст  6-7 лет   в  жизни  ребенка  (по  мнению  отечественных  психологов  Л. В, Выготского,  Л. И.  Божович,  Л. И. Полинова,  Д. Б. Эльконина) — это  рубежный,  кризисный  период  в  развитии  личности  как  в  социальном,  так  и  в психологическом  плане.  Поэтому  в  отечественной  прикладной  психологии  ведется  активный   поиск  средств  выявления  особенностей  принятия  ребенком  своего  возрастного  статуса.

        Переживание   по  поводу  изменений  своего  возрастного  статуса  6-7 —  летнего   ребенка  является  прямым  следствием  перестройки   социальной  ситуации  его  развития  в  этот  период,  ее  объективных  и  субъективных  характеристик.  Объективная  составляющая  статуса  связана  с  реальными   изменениями,  происходящими  в  жизни  ребенка, - общество  в   лице  школы  и  семьи  ожидает  от  него  нового  отношения  к  новому  виду  деятельности (учебной),  и  к  себе.  Если  ребенок  не  готов  к  социальной  позиции  школьника,  то  даже  при  наличии  у  него  необходимого  запаса  умений,  навыков  и  уровня  интеллектуального  развития   ему  трудно  в  школе.  Ведь  не  всегда  высокий  уровень интеллектуального развития  совпадает с личностной  готовностью ребенка к школе.

       Традиционная  система  образования  не  способна  сегодня  в  полной  мере  обеспечить  соответствующий   уровень  развития  и  для   детей,  обладающих  психофизическими  и  интеллектуальными  возможностями  для  обучения  и  развития  на  более  высоком  уровне  сложности.

         Ребенок,  поступающий  в  школу,  должен  быть  зрелым  в  физиологическом   и  социальном  отношении,  достичь   определенного  уровня  умственного и эмоионально-волевого  развития.   Учебная деятельность требует определенного запаса  знаний  об  окружающем  мире,  сформированности   элементарных  понятий.  Ребенок должен  владеть мыслительными операциями,  уметь обобщать  и дифференцировать  предметы  и  явления  окружающего  мира,  уметь  планировать  свою  деятельность  и  осуществлять  самоконтроль.

         В  последнее   время,  учитывая  возрастающую  психолого-педагогическую  грамотность   родителей  и  учителей,  все  большее  внимание  уделяется  развитию  личности  ребенка,  его  моральному  и  психологическому  благополучию,  подготовке  к  школьному  обучению  и  адаптации  к  школе.  Период  адаптации  играет  очень  важную  роль  для  дальнейшего  успешного  обучения школьника,  формирования  сферы  его    интересов,  общения,  самооценки  и,  наконец,  физического  развития.

       Принимая  во  внимание  все  вышесказанное,  темой  курсовой  работы  выбрана   педагогические  проблемы  предупреждение  неуспеваемости  младших  школьников.

    

     Объектом  курсового исследования  является  педагогические проблемы  неуспеваемости  младших школьников.

      Предметом  курсового исследования — процесс предупреждения неуспеваемости  младших школьников.        

        Цель:

  • выявить  психолого-педагогические  аспекты  неуспеваемости  младших школьников  (в  том  числе  причины  дезадаптации);
  • определить  условия,   при  которых  успешно  проходит  процесс обучения;
  • провести  апробацию  заданий  и  упражнений,  позволяющих  выявить, насколько  успешно  проходит  процесс  обучения.

 Гипотеза  исследования: проектирование учебно-воспитательной работы с учетом механизмов, методов и принципов педагогики свободы и поддержки, является эффективным условием педагогического сопровождения  школьников.                                                                        

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретический  анализ    проблемы

              неуспеваемости  младших  школьников

     

            1.1    История происхождения вопроса

  

   Неуспеваемость школьников, одна  из наиболее актуальных тем  в педагогике, на протяжении столетий. Если обратиться к истории,  то можно заметить, что данная  проблема существует очень давно  и в каждом периоде она имеет  свои причины.

     Киевская Русь X век н. э.  появление  Кириллицы. Мальчики из знатных семей  обучались письму и чтению в монастырях. Детям с большим трудом давались знания потому что одна  буква в Кириллице звучала, как  целое слово, а писалась как одна буква. Приходилось сначала учить алфавит, затем запоминать как каждая буква записывалась. Так же приходилось читать церковно-славянские тексты, которые были очень громоздкими и непонятными. Если ребенок не понимал или не мог выполнить какое-либо задание, то за невыполнением этого, следовало телесное наказание. В следствии того, что материал, изучаемый в школах был сложным для усвоения, дети запоминали его лишь поверхностно.                                                   

     С приходом к власти Петра  I,были произведены реформы в образовании:

  • Усовершенствовали Кириллицу ( буквы из более сложных преобразовали в простые « аз- стало буквой а», «буки- стало буквой б» и убрали из пользования несколько символов).
  • Расширилось и изучение других предметов.

Эти преобразования тоже вызвали трудности в обучении, так как кардинально изменилась система и методика обучения.

        В XVIII веке, русская  аристократия была против обучения русскому, считая, что это язык крестьянства. И поэтому детей с самого раннего возраста, иностранные гувернеры  обучали французскому языку, а только потом родному языку. Чаще всего в написании и произношении слов дети допускали ошибки. Крестьянство оставалось необразованным, только при образовании школы, Львом Николаевичем Толстым в Ясной поляне, крестьянские дети стали обучаться письму.

       К концу XVIIII века русский язык  снова занял свою нишу, что  тоже вызвало ряд проблем. Учителя  не знали как лучше обучать  детей. Из-за границы приходили  различные методики по обучению, чаще всего они оказывались не эффективными, что приводило к трудностям и неуспеваемости.

    XX век стал  переломным моментом в жизни всей страны. Гражданская война изменила как политическую так и социальную жизнь России. Вся аристократия, лучшие «умы» страны либо покинули родину, либо были убиты. К власти пришли люди которые не умели даже элементарного, читать и писать. Кругом была разруха, бедность, но вопрос образования стоял остро. Стали создавать школы, где все должны научиться читать и писать. Условий для обучения не было:

  • не было хорошего помещения, где были бы предусмотрены все условия.
  • учебников, письменных принадлежностей не хватало,( дети в основном писали на газетах, между строк).
  • В классе были дети разного возраста, учителю было достаточно трудно,  найти правильный подход к каждому ученику.   

 Было  трудно, все приходилось начинать  с нуля, но огромное желание  учиться, познавать новое, помогло  поднять нищею Россию с колен.

         Казалось,что самое трудное позади, страна начала новую жизнь.  В образовании произошли перемены. Школа имела сильное влияние на своих учеников. Чаще в образовании применяли авторитарный метод воздействия на учащихся. Неуспевающих наказывали, считая что ученик просто лениться, воздействовали через коллектив. На не успевающих детей не возлагали больших надежд, после школы они становились простыми рабочими, и работали на благо страны.

   Во  время Великой Отечественной  войны, школы сохранялись только  в глубоком тылу, хотя в них  учились маленькие дети. Подростки  добровольно уходили на фронт. В центральной части, школы были закрыты или разрушены. В тяжелое время образование отошло на второй план, заниматься неуспевающими было некогда. После войны стали активно поднимать школы.

  Проходили  трудные времена в образовании  появлялись часные методики, новые взгляды на обучение.  Все шло к лучшему, хотя, даже в XXI веке проблема неуспеваемости оставалась актуальной. Сегодня не смотря на все условия, которые создаются для образования, трудности обучения не исчезают.  Современный мир стремительно развивается, меняется абсолютно все. Изменяется язык, появляется много новых слов, это напрямую связано с техническим прогрессом. Технические средства обучения совершенствуется с каждым годом. Что касается научной литературы и разработки новых методик, то следует отметить,что в этой сфере работает очень много специалистов,  и каждый привносит что-то новое, говорит о  своем взгляде на образование.  Тем самым детям, особенно в начальной школе достаточно трудно все усвоить, требований становится больше, и под час учителя в погоне за количеством очень сильно перегружают детей,что приводит к неуспеваемости, низкой самооценки ребенка.          

     Можно отметить, что на протяжении  долгого времени система обучения сталкивается с проблемой неуспеваемости-это зависит от внешних и внутренних факторов. Чтобы понять причину появления этой проблемы, учитель должны обращать внимание абсолютно на все, так как поводом неуспеваемости могут послужить: методика- которую использует учитель; программа-по которой учатся дети; индивидуально-типические особенности педагога; психологические особенности учащихся и их психофизическое здоровье. Так же нужно приложить огромные усилия, для тог чтобы помочь учащимся в их проблеме. « Ребенок,  развитие  которого  осложнено дефектом,  не  есть  просто  менее  развитой,  чем  его  нормальные  сверстники,  ребенок,  но  иначе  развитой», - писал  в  1929 г.  Л.С. Выготский.  Он   первым  указал  на  необходимость  создания  системы  обучения,  в  которой  удалось  бы  органически  увязать  специальное обучение  с обучением детей с нормальным  развитием.  Л.С.  Выготский   отмечал,  что отношение ребенка с нарушениями   в развитии  к миру  зависит не столько от  самого  дефекта,  сколько от  социальных  условий,  отношения к нему  членов  общества  и его адаптированности.  Поэтому задачей школы и общества  в целом является  создание    условий компенсации нарушения развития  с учетом  не  только  биологических,  но,  прежде  всего,  социальных  факторов.

 

 

               

 

 

 

 

 

 

1.2    Психолого- педагогический анализ проблемы

 

     Психологические причины, вызывающие  отставание в учении, многообразны  и находятся в сложной взаимосвязи  с внешними проявлениями школьных  трудностей. Необходимо учитывать,  что очень часто отсутствует прямое и однозначное соответствие между внешними проявлениями трудностей в учении и их психологическими причинами: в основе одной какой- либо  трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей  может быть одна и та же психологическая причина. Например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители. Она может быть следствием разных причин несформированности собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыслительной деятельности, отсутствие интереса к учению, наличия каких-либо проблем. Невнимательность ученика, особенно если она появляется после некоторого периода напряженной умственной деятельности, может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями школьника (слабость нервной системы), в ряде случаев затрудненность носового дыхания школьника может приводить к неуспеваемости.

        А в основе таких разных  школьных трудностей  учащихся, как  плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности решения арифметических  задач, может лежать одна и та же психологическая причина- несформированность мыслительной операции анализа.[3, 5-7]

           Такое сложное соотношение между внешними проявлениями трудностей в учении и причинами, их вызывающими, делает необходимым не только хорошее понимание учителем этих связей, но  для эффективного их выявления владение им специальными психодиагностическими методиками. 

   Однако  отсутствие достаточного разработанных и удобных для практического использования учителем способов  психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его работу по преодолению трудностей в обучении детей  малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель пользуется традиционными способами работы со слабоуспеваюшими  учащимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и учеников, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем  случае  они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют дополнительные причины трудностей школьников.

Информация о работе Проблемы неуспеваемости младших школьников