Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель:
– выявить психолого-педагогические аспекты неуспеваемости младших школьников (в том числе причины дезадаптации);
– определить условия, при которых успешно проходит процесс обучения;
– провести апробацию заданий и упражнений, позволяющих выявить, насколько успешно проходит процесс обучения.
Совершенно очевидно, что эффективная
помощь учащимся может быть
оказана только на путях
психологического подхода к
Разработка различных способов
выявления психологических
Для осуществления такой
Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, и их психологические причины могут быть разделены на три группы.
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.
Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:
У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр:
При формировании двигательного
навыка чтения (речевые умения)
важную роль играют особенности
артикуляции учащегося,
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят в следущем:
Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие.
Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных отношений с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке.
У детей с
Другие недостатки в развитии
у ребенка пространственных
представлений могут
- в сращивании и расщеплении слов при письме;
- в слитном написании с предлогами;
- в замене букв по пространственному сходству ( с- е, б -д);
- высота букв может не соответствовать высоте рабочей стоки;
-при списывании (чтении) буквы располагаются (считываются) в обратной последовательности ( вместо «на» пишут и читают «ан», вместо «нос» - «сон» и т. д.).
Затруднения в счете, ошибки при выполнении счетных операций с переходом через десяток, несоблюдение рабочей строки, при списывании цифровой последовательности осуществления записи с последнего элемента — все эти ошибки и трудности учеников на уроках математики могут в своей основе иметь недостаточное развитие пространственных представлений.
Ряд ошибок у школьников может возникать из-за несформированности у них однонаправленности считывания материала слева направо, затруднения при освоении правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз.
Некоторые трудности при усвоении математики связаны с несформированностью понятия числового ряда и его свойств, в основе которого лежат недостатки в формировании пространственных представлений.
Учащиеся, у которых не сформировано понятие числового ряда, с трудом определяют место числа в натуральном ряду, затрудняются со счетом в обратном порядке. Чем на более низком уровне овладения числовым рядом находится ученик, тем более значительные трудности при обучении математике он испытывает.
В том случае, когда счетное действие не приобрело обобщенного характера, ученики могут хорошо считать предметы, но допускать ошибки в счете звуков, движений и др.
В том случае, когда счетное действие не приобрело обобщенного характера, ученики могут хорошо считать предметы, но допускать ошибки в счете звуков, движений и др.
Наши подсчеты показали, что недостатки в развитии пространственных представлений лежат в основе 47% трудностей, испытываемых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формировании навыка письма и 16% трудностей при обучении чтению.
Звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточного дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс звукобуквенного анализа и синтеза предпологает наличие следующих умений:
- способность
различать непрерывный
- умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки- фонемы- из звукового состава слова;
- овладение действием последовательно выделять все звуки, входящие в состав слова, и свободно оперировать ими;
- умение синтезировать выделенные звуки в слоги и слова.
Ученики с недостаточным развитием звукобуквенного анализа затрудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие звуки ( с-ш, з-ж ), звонкие и глухие ( б-п, д-т, г-к и т.д. ), твердые и мягкие. Вследствие этого иногда наблюдается смешение значений слов. Задание подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выполняется со своеобразными ошибками. Так, на звук «з» подбираются такие слова, как «жаба», «жук»; на звук «г» - «корабль», «кукла».
Процесс овладения звуковым
составом слова тесно связан
с формированием
Недостаточность зрительного анализа может проявляться в смешении сходных по начертанию букв ( б-в, н-п, м-л, ш-т, и т. д.).
« Зеркальное » написание букв и количественные ошибки ( преувеличение и преуменьшение количества элементов буквы ) могут проявляться не только вследствие несфомированности пространственных представлений, но и быть результатом недостаточного зрительного анализа элементов буквы еще на начальных этапах обучения.
Недостаточность развития мыслительной деятельности учеников в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, в склонности к дополнительному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существительное и др.
Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение. Недостаточность операции абстрагирования проявляется в трудностях при переходе из конкретного абстрактный план действия.
При овладении
Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:
Информация о работе Проблемы неуспеваемости младших школьников