Проблемы неуспеваемости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель:
– выявить психолого-педагогические аспекты неуспеваемости младших школьников (в том числе причины дезадаптации);
– определить условия, при которых успешно проходит процесс обучения;
– провести апробацию заданий и упражнений, позволяющих выявить, насколько успешно проходит процесс обучения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.48 Кб (Скачать файл)

         Первостепенной  задачей  педагога  в  работе  с такими  детьми  должно  быть  постепенное  повышение  их  работоспособности.  Следует  уменьшить  объем  предъявляемых  им  заданий,  соблюдать  постепенность  в  усложнении  заданий,  систематически  обучать  пользоваться  уже  усвоенными  знаниями,  а  при  появлении  первых признаков  утомления  переключать  на  выполнение  других  заданий.

     

 

                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                            

 

 

 

Глава II.    Особенности неуспеваемости   младших  школьников.

        2.1  Предупреждение неуспеваемости младших школьников

                      в современной педагогической  действительности.

 

   2.2  Методы оптимизации микросреды  младших школьников           

 

Обшей  целью современного воспитательного-образовательного процесса является развитие тех свойств личности, которые необходимы ей для включения в социальную деятельность.  А это возможно при создании определенных — оптимальных — условий  в  воспитательном  микросоциуме.

     Под оптимизацией микросредовых  условий  понимаем  ослабление  и  нейтрализацию,  замену отрицательных  компонентов  положительными  и усиление действия существующих  положительных компонентов микросреды.

       В результате таких преобразований  возникают новые социально- педагогические условия, которые могут определять поведение и деятельность детей и взрослых. Отличительным признаком оптимизации микросредовых условий является зарождение и развитие здоровой, благоприятной для развития личности младшего школьника психолого-педагогической атмосферы.  Ведущими принципами создания таких условий являются интеграция воспитательных возможностей микросоциума,  основанная  на использовании содержательных, кадровых и материальных условий в конкретном классе; организация разнообразной деятельности учащихся с участием психологов, педагогов, логопедов, родителей, предполагающая включение детей в различные виды деятельности как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и в культурно-досуговой сфере; принцип « дополнительности »,предполагающий рассмотрение  оптимизации условий микросреды как совокупность различных взаимодополняющих процессов (образования, индивидуальной  помощи и д. р.) и взаимодополняющих видов воспитания ( семейного, социального, коррекционного).

      Создание оптимальной микросреды  не означает попытку окружить  детей искусственно созданными, стремительными условиями, исключающими  любые отрицательные влияния.  Главное здесь — стихийные  взаимодействия факторов микросреды  подчинить педагогическим целям.  А это предполагает не только переустройство, но и разумное использование существующих условий.  Этому может способствовать комплекс следующих психолого-педагогических методов и приемов. Дадим им краткую характеристику.

 

               Индивидуальное педагогическое  консультирование.

 

      Суть метода сводиться к тому, чтобы способствовать и облегчить  процесс преодоления препятствий,  трудностей, проблем ребенка, связанных  с воздействием на него микросоциума  и мешающих жизненной успешности  растущего человека. Педагог-консультант не решает за ребенка его проблему, а помогает создать адекватный выбор из различных вариантов решения проблемы; поддерживает самостоятельные действия ребенка в осуществлении его личного выбора. При использовании этого метода могут быть применяны различные приемы ( в зависимости от трудностей, испытываемых ребенком, от творчества педагога, от степени негативного влияния микросреды и других факторов).

 

               Метод проектирования действий  педагога и ребенка.

      

       Этот метод позволяет выстраивать взаимодействие педагога и школьника в направлении решения проблемы, в распределении действий ориентации на способность ребенка самостоятельно преодолеть трудности, открывает путь к выстраиванию действий.

       В результате распределения функций  открывается возможность проектирования своих действий как педагогом, так и ребенком.  Желание ученика самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы является важным результатом педагогической работы.  Однако этот прорыв может оказаться не успешным, если ребенок  не получает помощь взрослого.

       Договор является основным средством  педагогической поддержки,  так  как представляет собой механизм, организующий субъект-субъективное  пространство взаимодействия, создающий благоприятный положительный  фон для общения и учения. Договор заключается в любой форме ( запись на  доске, устная договоренность ).

 

                           Метод  рефлексии.     

 

      Этот метод может быть использован  как в самом начале компенсаторной работы, так и на заключительном этапе разрешения какой-либо проблемы. Ведь именно в ходе рефлексии могут открываться невидимые ранее причины и обстоятельства негативных влияний микросреды; может понадобиться переформулировать проблему и искать новые пути ее разрешения.

      Обсуждая с ребенком продвижение  к разрешению проблемы, учитель  выделяет ключевые моменты, подтверждающие  правильность или ошибочность  действий. Особое внимание педагог  уделяет чувствам и эмоциям  ребенка, оказывает помощь в выражении чувств. Тем самым педагог создает условия в которых школьник анализирует свои действия, оценивает достигнутые результаты.  Очень важно помочь ребенку замечать позитивные изменения происходящие в личности и окружающей его микросреде.

      Использование данного метода позволяет обращаться к анутреним резервам личности, что указывает на комплексность работы по компенсации негативных влияний микросреды ( не только действия извне, но и  внутренний потенциал ребенка способны  компенсировать негативные влияния ).

 

                      Метод обсуждения.    

 

      Данный метод тесно связан  с методом рефлексии.  Рефлексируя,  ребенок совместно с педагогом  обсуждает успехи и неудачи  деятельности, осмысливает новый  опыт жизнедеятельности.

       Метод обсуждения используется педагогом и при встречи с людьми, которые имеют отношение к истории возникновения проблемы, к ее разрешению ( родители, друзья, одноклассники, различные специалисты ).  Обсуждения возможных последствий предполагает владение  педагогом умения предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший период, если не предпринемать компенсаторных мер.

 

                          Метод  стимулирования.

 

      Этот метод является необходимым  условием при педагогической  поддержке младшего школьника.  Для стимулирования активности самого ребенка важно проявлять внимание к любым способам разрешения проблемы, который называет сам ученик, не высказывать оценочных и критических суждений, обращать внимание на успешность самостоятельных шагов, поощрять инициативу.

 

                       Метод  анализа.

 

     Данный метод способствует расширению  информационного поля о себе, мире, своем месте в этом мире; соотнесению полученной информации  с прежними представлениями о  себе; определению наличных способов  разрешения противоречий и актуализации о способах самоанализа.

      С помощью этого метода педагог  направляет процесс познания  ребенком своего окружения, мира  своего «Я» ( самопознание), учит  приему самоанализа, который,  в свою очередь, изменяет статичные  характеристики самосознания ( знания и представления о себе, самооценку, зафиксированные в сознании способы и формы самореализации), стимулирует развитие его динамичных  составляющих  ( самопознания, самореализации в общении и деятельности).

     

                       Метод наблюдения.

       Этот метод представляет собой   изначальную ступень изучения  личности школьника, его проблем,  микросреды ребенка и особенностей  взаимодействия последнего с  ней. Наблюдение вносит решительные  коррективы в способы и формы  педагогической поддержки конкретного младшего школьника, что дает возможность моделирования наиболее оптимальной программы индивидуальной помощи.

      В процессе формирования коллектива  широко используется метод воздействия   на коллективное сознание.  Основные приемы этого метода общеизвестны и широко применяемы.

 

                           Метод  импровизации.

     

  Данный  метод позволяет гибко подходить  к конструированию коррекционно-развивающего  процесса, формированию коллективных  отношений ( выбирать содержание, формы, методы и приемы воздействия,  варьировать и адаптировать их для каждого ребенка).

      Импровизационное начало ( при строгом  исходном планировании работы  — этапов, перспектив развития ) создает благоприятные условия  для раскрытия  индивидуальности  на уровне актуальных возможностей каждого, способствует формированию таких качеств, как взаимопонимание, умение принять мнение другого,помочь другому, что  в свою очередь, способствует сплочению коллектива.

      Метод импровизации помогает поддерживать благоприятную психологическую  атмосферу в классе ( а это немаловажно при формировании коллектива), наполнять духом товарищества любой вид деятельности ( игровая, учебная, познавательная,    коммуникативная), способствует педагогической поддержке мотивации участие детей в коллективных делах.

 

 

                       Метод  сенсорного обогащения ( МСО ).

 

      Этот  метод  вводит в сенсорную  картину детей палитру разномодальных  ощущений, снимает страх и негативное  отношение к сенсорной  информации,  с  его помощью достигается адекватный характер эмоционального реагирования в ответ на воздействия  позитивных или малоприятных сенсорных стимулов.

      Логика инструментовки МСО обусловлена  целями этапов компенсаторной  деятельности и возможностями детей. Объективными критериями возможностей младших школьников являются уровень сенсорной  компетентности, специфика моторного реагирования, интенсивность накопления сенсорной информации, скорость адаптации в сенсорном поле.

 

                          Диагностический  метод

 

      Данный  метод в работе с  родителями включает в себя  такие приемы, как  беседы  и   анкетирование.  Беседы целесообразно  проводить с матерями младших  школьников, так как учителю, помимо  всего прочего, необходимо знать характер протекания беременности и родов.

     В беседе представляется наиболее  важным выяснить, как изменялось  поведение ребенка  при поступлении  в школу, какие жалобы у него  появились , не стал ли он  чаще болеть.  Не  менее важны  данные о круге интересов ребенка,  об отношениях к школе, учителю, одноклассникам; сведения о характере воспитания в семье, взаимоотношениях родителей, возможных семейных конфликтах.

      На основе данных, полученных  в ходе бесед с  родителями, выделяются отрицательные факторы  семейного воспитания, их возможные причины; подбираются индивидуальные компенсаторные меры.

     Для сбора данных используется  также анкетирование, которое  позволяет за короткий срок  собрать информацию у достаточно  большого числа опрашиваемых. Анкеты, как правило, содержат вопросы, позволяющие проследить динамику эмоционального состояния, поведения ребенка, характер общения между членами семьи.

 

    Использование представленного  комплекса методов и приемов  работы, как показывает опыт, позволить  педагогам компенсировать негативные влияния микросреды на младших школьников.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3   Предупреждение   нарушений   в  формировании  письменной  речи учащихся

 

        Учителям  начальных  классов   хорошо  известно,  что  у  многих  детей  возникают  трудности  в  формировании  письменной  речи,  выражающейся  на  письме  и  в  чтении  в  специфических  ошибках  разного  генезиса.

       При   умело  организованном  учебном  процессе,  а  именно:  при  создании  у  первоклассников   стойкой  мотивации  для   освоения  письма,  осознанном  овладении детьми  навыками  языкового,  слогового,  звукового анализа и синтеза,  четко разработанной системе графических упражнений  в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.

       Напротив,  если  вовремя  на  них  не  обратить  внимания,  не  принимать  профилактических  мер,  то  специфические  ошибки  письма  становятся  стойкими  и  переходят  из  ряда  трудностей  в  разряд  нарушений  письменной  речи,  а  затем в  истинные  дисграфию  и  дислексию.  На  этих  этапах  ребенку  уже  будет  необходима  серьезная  серьезная  помощь  специалистов.

Информация о работе Проблемы неуспеваемости младших школьников