Проблемы неуспеваемости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель:
– выявить психолого-педагогические аспекты неуспеваемости младших школьников (в том числе причины дезадаптации);
– определить условия, при которых успешно проходит процесс обучения;
– провести апробацию заданий и упражнений, позволяющих выявить, насколько успешно проходит процесс обучения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.48 Кб (Скачать файл)

       Недостатки  в  развитии  памяти  могут  проявляться  в   нечетком знании  всех  букв  алфавита,  в  плохом  запоминании   прозы  и стихотворений,  ограниченном  словарном  запасе,  плохом  запоминании  слухо-зрительно- двигательных  образов  отдельных  букв и  слов,  неточном  запоминании  различных  формулировок  ( правил правописания,  законов,  последовательности  выполнения  заданий и др.).

      Недостаточное  развитие  у   ученика  процессов  произвольного внимания  является  причиной  многих  видов  трудностей  при обучении  русскому  языку и  чтению:  не дописывания  слов  и предложений,  лишних  вставок  букв,  пропусков  букв  при списывании,  перестановок   слогов  в  словах,  при  чтении «потеря» строки,  повторное  считывание  той  же  строчки  и  др.

         Третья  группа  трудностей  связана  с  недостатками  в формировании  регулярного  компонента  навыков  письма, чтения  и вычислительных  умений.  Конкретная  психологическая  причина, лежащая в основе  этой  группы  трудностей,  состоит в несформированости   процессов самоконтроля  и саморегуляции.

         Следствиями  недостаточности  процессов  самоконтроля  и саморегуляции  могут  быть:

  • неумение обнаруживать свои  ошибки;
  • возрастание  количества  ошибок  к  концу  работы;
  • выполнение  требований  учителя  не  в  полном  объеме;
  • трудности  с  формированием  двигательного  навыка  письма;
  • медленный  темп  письма.

      Особо  следует  отметить  трудности  в  учении, вызванные особенностями  темперамента  учащихся,  отражающего  своеобразие природной  организации  их  нервной  системы.  В  первую  очередь  это  касается   медлительных   детей — детей   с  флегматическим  темпераментом.  В  учебной  работе  у  них  могут  возникнуть  следующие  трудности,  обусловленные  их  индивидуально-типологическими  особенностями:

  • пропуск  букв,  слогов,  недописование  слогов  и  предложений ( вследствие  того,  что ученик-флегматик торопиться,  чтобы не отстать от   класса);
  • медленный  темп  письма,  чтения,  счета.

1.3      Младшие школьники с незначительными отклонениями  в

                           психофизическом  развитии

       Среди трудностей,  которые   переживает  современная начальная     школа,  особое   место  занимают  проблемы,  обусловленные  ростом  числа  школьников  с  незначительными  отклонениями  в  психофизическом  развитии.

       Представляется,  что  обсуждение  вопросов,  связанных  с   обучением  и  воспитанием   учащихся,  имеющих  незначительные  отклонения  в  психофизическом  развитии ( сенсорно-двигательной,  соматической,   интеллектуальной  и  речевой  сферах )  или  поведении,  затрудняющие  адекватную  социализацию  и  адаптацию  к  школе,  актуально  не  только  при  подготовке  молодых педагогов,  но  и для опытных учителей.  В то  же  время актуальность  обсуждения  этих  вопросов  определяется  не  столько   недостаточной информированностью  педагогов,  сколько заметным  увеличением числа детей,   нуждающихся в особом  психолого-педагогическом  сопровождении.

     В  практической  психологии  под  понятием  психолого-педагогическое   сопровождение   подразумевается   помощь и  поддержка  ребенка   в  процессе  его  интеграции  в  образовательную  среду.   В  то  же  время  психолого-педагогическое  сопровождение  развития  ребенка  с  незначительными  отклонениями  в  психофизическом  развитии  является  относительно  новым  явлением  для  массовой  школы.

       В  системе  отечественного  специального  (коррекционного)  образования  накоплен  ценный  научно-методический  и  практический  опыт  психолого-педагогической  помощи  школьникам  с  ограниченными  возможностями  здоровья.   Результативность  психолого-педагогической  помощи   детям,  обучающимися  в  специальных  (коррекционных)  образовательных  учреждениях,  в  настоящее  время  обеспечивается  посредством   соблюдения  двух  главных  условий.  Первое   условие — наличие  у  педагогов  глубоких  знаний  о  причинах  и  проявлениях  отклонений  в  развитии  личности    школьников  разных  групп,  о  которых   пойдет  речь  ниже.  Вторым  условием  является  обеспечивание  тесного  взаимодействия  всего  коллектива  школы  при  организации  психолого-педагогической  помощи  учащимся.

       Перечисленные  выше  условия  послужат,  на  наш  взгляд,  основой  и  залогом  эффективного  психолого-педагогического  сопровождения  в  период  адаптации  к  школе  школьников  с  незначительными  отклонениями  в  психофизическом  развитии.

      

     В  настоящее  время  положения,  сформулированные  Л.С.  Выготским,  выступают  в  качестве  методологической  основы  построения  эффективного  психолого-педагогического  сопровождения   детей  с  тяжелыми  дефектами  и  школьников  с  незначительными  отклонениями  в  психофизическом  развитии.

  •       

      В  первые  дни  обучения  в  школе  важно  выявить   школьников  с  нарушением  слуха,  поскольку  наличие   сохранного  физического  слуха   является  необходимой  предпосылкой  успешного  овладения  чтением   и  письмом.  Чтобы  четко  и  правильно  произносить  звуки  и  слова,  ребенок  должен,  прежде  всего,  услышать  их.  Однако  даже  при  незначительном  снижении  слуха   он  лишается  возможности  нормального  восприятия  речи.

        Как  правило,  у  таких   школьников  ограниченный  запас  слов  и  специфические  ошибки  в  произношении.  Они  стремятся   считывать  с  губ  речь  учителя  и  окружающих  и  не  всегда  понимают  обращенные  к  ним  слова.   При  чтении  и  письме  характерны  специфические  ошибки:  смешивание  звонких и глухих  согласных звуков,  шипящих и свистящих,  выпадение безударных  окончаний,  опускание начала  слова,  искажение сочетания согласных звуков,  нарушение грамматического строя речи  и др.  Нередко   эти дети  неуверенны  и  недостаточно  общительны.  [4,  7-13]

        В  процессе   школьного   обучения    у  данной  группы  школьников  возникают   трудности  в  овладении   первоначальной  грамотой,  понимании   объяснений  педагога,  специфические   ошибки  в  диктантах  и самостоятельном письме,  недостаточное понимание читаемого текста.

        В  то  же  время  дети  с  легким  снижение  слуха   при  создании  надлежащих  условий  могут  при  создании  надлежащих  условий  могут   вполне  быть  успевающими   учениками  массовой  школы.   Педагог  должен  всегда  помнить,  что  в  классе  есть  дети  со  сниженным  слухом.  Таких  учащихся  следует  посадить  на  первую  парту.  При  объяснении  материала   педагогу  необходимо  громко  и  четко  произносить  слова,   обращая  внимание  на  то,  чтобы  слабослышащий   ребенок  видел  лицо  преподавателя.  Диктуя  текст,  следует  проверить,  насколько  четко  такие  ученики  восприняли  на  слух  сообщаемый  материал,  а  при  необходимости  повторить  им  задание.  При  оценке  работ целесообразно проводить качественный  анализ  ошибок,  и если  в работе   есть  ошибки,  связанные   с недостаточностью  слуха,  то  не  следует снижать оценки.   Важно учитывать,  что эти школьники,  являются  полноценными  в отношении  интеллекта,  тяжело  переживают  свои  школьные  неудачи,  теряют  уверенность  в  своих  силах,  иногда  в  связи  с  этим   у них  появляется  повышенная  раздражительность.  Необходимо  подбадривать  такого  ребенка,  подчеркивать  в  присутствии  других  учеников  его  положительные  качества  и  успехи  в  обучении,  достигнутые  благодаря  прилежанию.

       В  первые  дни  пребывания  в  школе  следует  провести  с  такими  школьниками  несколько   дополнительных  занятий,  на  которых  больше  внимания  уделить  различению  на  слух  глухих  звуков,  безударных  частей  слова,  обогащению  словарного  запаса.  Важно  разъяснить  родителям   природу  трудностей  ребенка  в  обучении,  показать,  как  правильно  помогать  готовить  домашнее  задание,  обратить  внимание  родителей  на  важность  выработки  в  семье  требований  к  речи  взрослых,  взаимодействующих  с  ребенком.

        Нередко  среди  учащихся   начальной  школы  встречаются   дети, которые  испытывают  затруднения   в  овладении  грамотой,  несмотря  на  достаточное общее развитие,  примерное поведение и хорошую успеваемость  по  другим  предметам.  Это школьники с речевыми  нарушениями,  поскольку овладение грамотой  требует от  ребенка кроме сохранного  физического  слуха  также  и  развитого  специально  речевого,  фонематического  слуха.  Среди  учеников  массовой  школы  встречаются  дети  с  небольшими  нарушениями  в  виде  нечеткого  произношения  отдельных  звуков,  легкого  косноязычия,  что    отрицательно  влияет  на  слуховое  восприятие  и затрудняет  звукобуквенный  анализ  слов.  Даже  легкие  отклонения  в развитии  фонематического восприятия  вызывают  значительные  в овладении чтением и письмом.  Как правило,  такие школьники не    различают  близкие  фонемы,  звонкие  и  глухие  согласные,  свистящие и  шипящие.  И   только  качественный  анализ  ошибок  в  письме  поможет  педагогу  выявить  их  происхождение.

       Заикание,  как  вид  речевого  нарушения,  само  по   себе  является  травмирующим  фактором  и  ведет  к  возникновению  вторичных  наслоений  в  виде  нерешительности,  робости,  неуверенности,    повышенной  раздражительности,  плаксивости.  Поэтому   педагогу  необходимо  с  первых  дней  пребывания  таких  детей  в  школе опираться на  положительные стороны личности,  внушать веру  в возможность преодоления затруднений,  подбадривать  и не  травмировать  ребенка снижением оценок  за  специфические ошибки.  При устных  ответах следует тактично  оказывать помощь  и не  требовать сразу развернутых фраз.  От  заикающихся детей нельзя,  особенно  в период  адаптации к школьному обучению, требовать устных  ответов в присутствии других  школьников.  Их  значения  лучше оценивать по письменным  ответам,  либо  такой ребенок может отвечать  негромко  у стола учителя.

       Затруднения  в  обучении  младших  школьников  часто   связаны  с   нарушением  зрения ( близорукость,  дальнозоркость,  астигматизм).  Школьники  с   нарушением  зрения  вследствие  нечеткости,  замедленности,  узости  восприятия  путают  сходные по  начертанию  буквы,  цифры,  что затрудняет  счет  и решение арифметических  задач,  мешает  понять  содержание  прочитанного  и овладеть  техникой  чтения.  Кроме того,  при зрительной  работе  у  них  быстро  наступает  утомление,  снижает  работоспособность.

         Все  указанные  выше  нарушения   зрения  обычно   хорошо  компенсируются  очками,  однако  своевременно  заметить  затруднения  в   учебной  деятельности,  связанные  со  зрением.  Педагогу  следует учитывать,  что эти дети  не  всегда  хорошо  видят написанное  на  доске или карте.  В течение урока им  необходимо  предлагать  различные виды  работ,  вести строгий контроль   за  объемом зрительной  работы на  уроке и при выполнении  домашних   заданий,  так  как  начало  школьного  обучения  совпадает  с  критическим  периодом  для  развития  органов  зрения.

          Трудности  в  обучении  возникают   и  у  школьников  с   задержкой  психического  развития,  для  которых характерна  физическая  инфантильность (малый  вес  и  невысокий  рост)  и  незрелость   эмоциольнально-волевой  сферы.   У  этих  школьников,  как  правило,  не  сформированы  школьные  интересы,  они  с  трудом  включаются  в  школьную  деятельность,  не  могут  сосредоточиться  при  выполнении  учебных  заданий,  с  большими  трудностями овладевают  начальными  навыками  счета,  письма  и  чтения.  Во  время  занятий  у  них  наблюдается  повышенная   утомляемость,  часто  школьники  жалуются  на  головные  боли,  а  в  поведении  наблюдается  детская  непосредственность.   Следует  отметить,  что  у  школьников  этой  группы   нет  нарушений  в  познавательной  деятельности.   Они  могут  понять  смысл  или  рассказа,  разложить  правильно  серию  предложенных  картинок.  Эти  дети  нуждаются  в  сугубо  индивидуальном  подходе  с  самого  начала  обучения.

       В  процесс  обучения  целесообразно   вводить  игровые  элементы,  использовать  красочно  оформленный   наглядный  материал.  Занятия должны  быть  разнообразными  и эмоционально  насыщенными,  поскольку инфантильный  ребенок в течении длительного времени не  в состоянии выполнять однообразную  работу.  Иногда  следует уменьшить объем задания и подводить этих  школьников  к  выполнению  учебных  заданий  постепенно.

          В  работе  с  данной  категорией  детей  важно  учитывать   уровень  их  работоспособности,  являющейся  одним  из  основных  факторов  успешности  учения.  У  детей  с  высоким   и  средним  уровнем  работоспособности  утомление  возникает  в  результате  интенсивной  умственной  деятельности,  а  низким  уровнем — даже  при  небольшом  умственном напряжении.  Известно,  что  продолжительные  эмоции  повышают  уровень  работоспособности.  В то же  время следует соблюдать существующий  для каждой  деятельности   оптимум эмоциональной напряженности.  Доказано,  что в учебной деятельности  умеренные эмоции  являются  организующим  фактором,   а сильные — дезорганизующими.

Информация о работе Проблемы неуспеваемости младших школьников