Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель:
– выявить психолого-педагогические аспекты неуспеваемости младших школьников (в том числе причины дезадаптации);
– определить условия, при которых успешно проходит процесс обучения;
– провести апробацию заданий и упражнений, позволяющих выявить, насколько успешно проходит процесс обучения.
Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухо-зрительно- двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок ( правил правописания, законов, последовательности выполнения заданий и др.).
Недостаточное развитие у ученика процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: не дописывания слов и предложений, лишних вставок букв, пропусков букв при списывании, перестановок слогов в словах, при чтении «потеря» строки, повторное считывание той же строчки и др.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регулярного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированости процессов самоконтроля и саморегуляции.
Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть:
Особо следует отметить трудности в учении, вызванные особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. В первую очередь это касается медлительных детей — детей с флегматическим темпераментом. В учебной работе у них могут возникнуть следующие трудности, обусловленные их индивидуально-типологическими особенностями:
1.3 Младшие школьники с незначительными отклонениями в
психофизическом развитии
Среди трудностей, которые переживает современная начальная школа, особое место занимают проблемы, обусловленные ростом числа школьников с незначительными отклонениями в психофизическом развитии.
Представляется, что обсуждение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся, имеющих незначительные отклонения в психофизическом развитии ( сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах ) или поведении, затрудняющие адекватную социализацию и адаптацию к школе, актуально не только при подготовке молодых педагогов, но и для опытных учителей. В то же время актуальность обсуждения этих вопросов определяется не столько недостаточной информированностью педагогов, сколько заметным увеличением числа детей, нуждающихся в особом психолого-педагогическом сопровождении.
В практической психологии
под понятием психолого-педагогическое
сопровождение подразумевается
помощь и поддержка ребенка
в процессе его интеграции
в образовательную среду.
В то же время психолого-
В системе отечественного специального (коррекционного) образования накоплен ценный научно-методический и практический опыт психолого-педагогической помощи школьникам с ограниченными возможностями здоровья. Результативность психолого-педагогической помощи детям, обучающимися в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в настоящее время обеспечивается посредством соблюдения двух главных условий. Первое условие — наличие у педагогов глубоких знаний о причинах и проявлениях отклонений в развитии личности школьников разных групп, о которых пойдет речь ниже. Вторым условием является обеспечивание тесного взаимодействия всего коллектива школы при организации психолого-педагогической помощи учащимся.
Перечисленные выше условия послужат, на наш взгляд, основой и залогом эффективного психолого-педагогического сопровождения в период адаптации к школе школьников с незначительными отклонениями в психофизическом развитии.
В настоящее время
В первые дни обучения
в школе важно выявить
школьников с нарушением
слуха, поскольку наличие
сохранного физического слуха
является необходимой предпосылкой
успешного овладения чтением
Как правило, у таких школьников ограниченный запас слов и специфические ошибки в произношении. Они стремятся считывать с губ речь учителя и окружающих и не всегда понимают обращенные к ним слова. При чтении и письме характерны специфические ошибки: смешивание звонких и глухих согласных звуков, шипящих и свистящих, выпадение безударных окончаний, опускание начала слова, искажение сочетания согласных звуков, нарушение грамматического строя речи и др. Нередко эти дети неуверенны и недостаточно общительны. [4, 7-13]
В процессе школьного обучения у данной группы школьников возникают трудности в овладении первоначальной грамотой, понимании объяснений педагога, специфические ошибки в диктантах и самостоятельном письме, недостаточное понимание читаемого текста.
В то же время дети с легким снижение слуха при создании надлежащих условий могут при создании надлежащих условий могут вполне быть успевающими учениками массовой школы. Педагог должен всегда помнить, что в классе есть дети со сниженным слухом. Таких учащихся следует посадить на первую парту. При объяснении материала педагогу необходимо громко и четко произносить слова, обращая внимание на то, чтобы слабослышащий ребенок видел лицо преподавателя. Диктуя текст, следует проверить, насколько четко такие ученики восприняли на слух сообщаемый материал, а при необходимости повторить им задание. При оценке работ целесообразно проводить качественный анализ ошибок, и если в работе есть ошибки, связанные с недостаточностью слуха, то не следует снижать оценки. Важно учитывать, что эти школьники, являются полноценными в отношении интеллекта, тяжело переживают свои школьные неудачи, теряют уверенность в своих силах, иногда в связи с этим у них появляется повышенная раздражительность. Необходимо подбадривать такого ребенка, подчеркивать в присутствии других учеников его положительные качества и успехи в обучении, достигнутые благодаря прилежанию.
В первые дни пребывания в школе следует провести с такими школьниками несколько дополнительных занятий, на которых больше внимания уделить различению на слух глухих звуков, безударных частей слова, обогащению словарного запаса. Важно разъяснить родителям природу трудностей ребенка в обучении, показать, как правильно помогать готовить домашнее задание, обратить внимание родителей на важность выработки в семье требований к речи взрослых, взаимодействующих с ребенком.
Нередко среди учащихся
начальной школы встречаются
Заикание, как вид речевого нарушения, само по себе является травмирующим фактором и ведет к возникновению вторичных наслоений в виде нерешительности, робости, неуверенности, повышенной раздражительности, плаксивости. Поэтому педагогу необходимо с первых дней пребывания таких детей в школе опираться на положительные стороны личности, внушать веру в возможность преодоления затруднений, подбадривать и не травмировать ребенка снижением оценок за специфические ошибки. При устных ответах следует тактично оказывать помощь и не требовать сразу развернутых фраз. От заикающихся детей нельзя, особенно в период адаптации к школьному обучению, требовать устных ответов в присутствии других школьников. Их значения лучше оценивать по письменным ответам, либо такой ребенок может отвечать негромко у стола учителя.
Затруднения в обучении младших школьников часто связаны с нарушением зрения ( близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Школьники с нарушением зрения вследствие нечеткости, замедленности, узости восприятия путают сходные по начертанию буквы, цифры, что затрудняет счет и решение арифметических задач, мешает понять содержание прочитанного и овладеть техникой чтения. Кроме того, при зрительной работе у них быстро наступает утомление, снижает работоспособность.
Все указанные выше нарушения зрения обычно хорошо компенсируются очками, однако своевременно заметить затруднения в учебной деятельности, связанные со зрением. Педагогу следует учитывать, что эти дети не всегда хорошо видят написанное на доске или карте. В течение урока им необходимо предлагать различные виды работ, вести строгий контроль за объемом зрительной работы на уроке и при выполнении домашних заданий, так как начало школьного обучения совпадает с критическим периодом для развития органов зрения.
Трудности в обучении возникают и у школьников с задержкой психического развития, для которых характерна физическая инфантильность (малый вес и невысокий рост) и незрелость эмоциольнально-волевой сферы. У этих школьников, как правило, не сформированы школьные интересы, они с трудом включаются в школьную деятельность, не могут сосредоточиться при выполнении учебных заданий, с большими трудностями овладевают начальными навыками счета, письма и чтения. Во время занятий у них наблюдается повышенная утомляемость, часто школьники жалуются на головные боли, а в поведении наблюдается детская непосредственность. Следует отметить, что у школьников этой группы нет нарушений в познавательной деятельности. Они могут понять смысл или рассказа, разложить правильно серию предложенных картинок. Эти дети нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала обучения.
В процесс обучения целесообразно вводить игровые элементы, использовать красочно оформленный наглядный материал. Занятия должны быть разнообразными и эмоционально насыщенными, поскольку инфантильный ребенок в течении длительного времени не в состоянии выполнять однообразную работу. Иногда следует уменьшить объем задания и подводить этих школьников к выполнению учебных заданий постепенно.
В работе с данной категорией детей важно учитывать уровень их работоспособности, являющейся одним из основных факторов успешности учения. У детей с высоким и средним уровнем работоспособности утомление возникает в результате интенсивной умственной деятельности, а низким уровнем — даже при небольшом умственном напряжении. Известно, что продолжительные эмоции повышают уровень работоспособности. В то же время следует соблюдать существующий для каждой деятельности оптимум эмоциональной напряженности. Доказано, что в учебной деятельности умеренные эмоции являются организующим фактором, а сильные — дезорганизующими.
Информация о работе Проблемы неуспеваемости младших школьников