Проблемы успешного управления ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить и охарактеризовать пути совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
- Провести анализ теоретических материалов по успешному управлению в ДОУ .
- Исследовать теоретические данные в практической сфере для Успешного Управления ДОУ и методы ученых.
- Подобрать дидактический материал по данной теме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ УСПЕШНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОУ
1.1. Анализ Теоритических материалы по Успешному Управления ДОУ....5
1.2. Исследование теоретических данных в практической сфере для Успешного Управления ДОУ..........................................................................................8
1.3. Теоретическое исследования методов Л.И Фалюшиной, и Л.Г. Логиновой.………..............................................................................................................................11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………...25
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРАКТИКЕ УСПЕШНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОУ
2.1. Характеристика детского сада…………………………………………...26
2.2. Качество основных видов деятельности…………………………………28
2.3 Качество результатов деятельности……………………………………….33
2.4 Инновационная деятельность ДОУ………………………………………..35
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………45

Файлы: 1 файл

nuzhny_varian_kursovoy.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Исследование терретических данных в практической сфере  для Успешного Управления ДОУ.

 

Практическая деятельность органов успешного управления образованием   в ДОУ сегодня изобилует разнообразными попытками создания условий для самоопределения и самореализации детей.

Открываются учреждения «Начальная школа – детский сад»; центры развития ребенка; детские сады, присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детские сады комбинированного вида; детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детские сады общеразвивающего вида с приоритетом в художественно-эстетическом, интеллектуальном развитии детей.

Бесспорно, что все  инновации в системе дошкольного  образования позволяют решать отдельные аспекты проблемы свободного самоопределения и саморазвития личности ребенка. Вместе с тем современная система образования еще незначительно продвинулась в формировании адаптивной образовательной среды.

К сожалению, в большинстве городов и сёл дошкольные учреждения продолжают оставаться однообразными в своей педагогической сущности. Такие направления создания адаптивной образовательной среды, как гибкий режим, учет индивидуальных особенностей ребенка, проведение различных форм занятий (с малыми подгруппами, индивидуально и др.), остаются только областью перспективы.

Сегодня нельзя забывать о том, что развивающееся дошкольное учреждение, работающее в инновационном  режиме, значительно отличается от традиционных детских садов. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме.

Нужны новые подходы  к успешному управлению в ДОУ, которые становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Формирование адаптивной образовательной среды и соответствующей ей технологии управления требует четких методологических подходов к организации экспериментальной работы.

Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. Успешное правление  в ДОУ носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам.

Переход к ситуативному успешному управлению детским садом по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению учебно-воспитательным процессом и прежде всего его участниками.

Система успешного управления ДОУ может функционировать только тогда, когда все ее составные  звенья отвечают требованиям сегодняшнего дня. Успешное управление в ДОУ станет эффективнее, если руководители будут целенаправленно совершенствовать себя и параллельно своих сотрудников. Следовательно, развитие при таком стиле управления означает воспитание профессионально подготовленных руководителей и педагогов.

Назовем основные принципы, лежащие в основе обновления успешной управленческой деятельности дошкольного учреждения.

Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления.

Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями, переориентация учебного процесса на личность ребенка.

Дифференциация, мобильность, развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).

Открытость  образования, то есть представление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном)

Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

 Все эти принципы  становятся руководством к действию  в развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада любого вида и типа - целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Оценить продвижения  успешного управления дошкольного  учреждения в своем развитии возможно по следующим показателям деятельности.

  1. Инновационная деятельность учреждения - обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.
  2. Организация учебно-воспитательного процесса – самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; равноправие педагогов и детей как партнеров в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.
  3. Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развития: физического, познавательного, художественно-эстетического, интеллектуального, социального).

Перевод дошкольного  учреждения из режима функционирования в режим развития требует новых  подходов к его управлению. Ведущее  место стала занимать стимулирующая мотивационная деятельность, как педагогов, так и руководителя. Наряду с моральными поощрениями чаще применяются материальные вознаграждения (надбавки к зарплате педагогов, например, за инновационную образовательную деятельность).

Анализ  различных областей деятельности дошкольного учреждения включает исследование конечных результатов учебно-воспитательного процесса (диагностика и мониторинг), установление связей между факторами и условиями (материально – техническая и нормативно-правовая база и предметно - развивающая среда), препятствующими или способствующими оптимальному достижению запланированных результатов.

Целеполагание занимает центральное место в определении всей деятельности ребенка, воспитателя и руководителя ДОУ. Цели деятельности учреждения должны считаться личными целями всех участников педагогического процесса, в том числе благодаря стимулирующим факторам.

Планирование  и организация становятся ведущим делом. Педагогам, родителям предлагается внести свои предложения в план-проект (вижу проблему…, предлагаю решение…, могу решить сам…, могу оказать помощь…). Планирование и организация деятельности снизу позволяют приобщить каждого к общему делу, включить его в образовательный процесс.

Меняется и характер контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Предполагается профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психологи – за развитием детей; методисты – за здоровьем и физическим развитием; дефектологи – за результатами коррекционной работы и т.д.). Соответственно изменяется и отношение воспитателя к контролю. Он чаще просит оказать консультативную помощь как профессиональную услугу. Контроль приобретает регулятивно – коррекционный характер.

Таким образом, подводя  итоги, сделаем выводы, что переводу ДОУ в режим развития способствуют:

  • концепция и программа его развития;
  • моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности;
  • проведение в учреждении инновационной экспериментальной и опытной работы;
  • сплоченный общностью цели коллектив – дети, педагоги, родители;
  • организация оптимальной системы самоуправления;
  • система эффективной научно – методической деятельности;
  • материально – техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно – развивающей среды;
  • набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей.

При этом необходимы и особые управленческие действия руководителя по подготовке дошкольного учреждения к работе в режиме развития. Это, могут быть, например, изучение запросов родителей, возможностей педагогического коллектива работать в инновационном режиме; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; определение на перспективу вида дошкольного учреждения, долгосрочной стратегической цели его деятельности; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой возрастной группы; выбор и структурирование режима работы детского сада; определение приоритетных направлений и создание условий для их реализации и др.

Обобщая сказанное, определяем основополагающие требования к успешному  управлению развивающегося дошкольного  учреждения. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, гуманные отношение партнерского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания; дает ребенку возможность быть самим собой; организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность; создает условия для сохранения здоровья ребенка.

Все изложенные положения  лежат в основе философии обновления дошкольного учреждения. Контуры  этой стратегии зафиксированы в Международной конвенции о защите прав ребенка, предусматривающей его право на жизнь, защиту, развитие и свое мнение.

 

 

    1. Теоретическое исследования метов Л.И Фалюшиной, и Л.Г. Логиновой.

 

Л.И. Фалюшина для создания базы формирования современной системы успешного управления дошкольного образования предлагает использовать следующие механизмы:

  • проведение глобального мониторинга за расходованием бюджетных средств системы дошкольного образования;
  • определение на этой основе гибких нормативов финансирования дошкольного учреждения;
  • регулирование родительской платы за услуги детского сада в зависимости от реальных затрат в расчете на одного ребенка(реальные затраты минус норматив)

Л.Г. Логинова предполагает, что существует прямая зависимость успешного управления образования в дошкольном учреждении от дохода, которое может получить учреждение, если сможет оперативно выявить социальные запросы населения и потребность детей и родителей в основных и дополнительных образовательных услугах, спрогнозирует проблемы и наметит пути их решения, организует «бизнес-процесс».

Второе направление  успешного управления в ДОУ и  условий образования заключается  в совершенствовании управленческих решений, касающихся вопросов кадрового  обеспечения ступени дошкольного образования и повышение профессиональной компетентности педагогов.

Необходимо совершенствовать процесс подготовки специалистов в  ВУЗах, колледжах и училищах, а  уже работающим специалистам необходима постоянно пополняющаяся информация о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается. Кроме этого необходима систематическая работа по повышению уровня профессиональной культуры воспитателей. В рамках организации проектной деятельности в дошкольном учреждении и проведения семинаров-практикумов требуется предусмотреть комплекс мер по координации действий всех специалистов ДОУ, направленных на создание организационных условий управления качеством образования при вариативности программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Наконец, решение проблемы успешного управления  условий  в ДОУ  требует повышения управленческой культуры руководителя дошкольного  учреждения. Здесь необходимо решить следующие задачи:

  • раскрытие психолого-педагогических, методических и управленческих основ деятельности заведующего и старшего воспитателя в области управления развитием персонала и создания условий для повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении;
  • раскрытие способностей управления развитием персонала в дошкольных учреждениях разных видов и совершенствования качества методической службы в них, овладение технологией управления качеством работы по целям и результатам;
  • формирование культуры управления развитием персонала дошкольного учреждения, овладение социально-психологическими методами работы с педагогическим коллективом и теорией поведенческого менеджмента и др.

 

Выводы по первой главе.

 

Эффективное управление дошкольным образовательным учреждением  предполагает создание здоровой творческой обстановки в коллективе с высокими результатами труда и находится в прямой зависимости от того, какой стиль управления выбран руководителем. В науке управления существует несколько концепций стиля руководства.

Чтобы управление было эффективным, особое внимание должно уделяться целостному анализу деятельности ДОУ, необходимо понимать, что способность руководителя адекватно оценивать и эффективно использовать личные качества людей в коллективной деятельности, использование передовых подходов к образовательному процессу и технологии их реализации, создание педагогических условий, обеспечивающих развитие творческой деятельности дошкольников, являются средствами достижения цели. Многое зависит от личности преподавателя, обладающего особым комплексом личностных, профессиональных и поведенческих качеств.

Информация о работе Проблемы успешного управления ДОУ