Процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое -- основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Предмет: использование возможностей метода проектов в развитии познавательной активности.

Файлы: 1 файл

курсавая работа по дошкольнику.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

-- осознание  интереса -- ребенок способен объяснить,  что ему нравится или не нравится.

Каждый уровень  познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение.

1.2 Теоретические  основы использования метода проектов в развитии детей

Метод проектов не является принципиально новым  в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом  проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи  развития:

· обеспечение  психологического благополучия и здоровья детей;

· развитие познавательной активности;

· развитие творческого  воображения;

· развитие творческого  мышления;

· развитие коммуникативных  навыков.

Задачи исследовательской  деятельности специфичны для каждого  возраста.

В старшем дошкольном возрасте это:

· формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

· развитие умения определять возможные методы решения  проблемы с помощью взрослого, а  затем и самостоятельно;

· формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

· развитие желания  пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в  процессе совместной исследовательской  деятельности.

По определению  проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [12]. Проектный метод в дошкольном образовании рассматривается как некая альтернатива урочной системе. Современный проект старшего дошкольника - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Педагогическая  технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение дошкольников в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде [15, с. 11].В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом -- игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

Игровые:

-- «Игра-путешествие  в подводное царство»;

-- сюжетно-ролевая игра «Театр»;

-- игра «Строим  город будущего»;

-- «Путешествие  в древний мир»;

-- «Строим сказочный  снежный городок».

Творческие:

-- осенний (весенний, зимний) вернисаж;

-- музыкальная  сказка (по выбору);

-- настольный  театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);

-- «Веселая ярмарка»;

-- создание фильмотеки  рисованных диафильмов;

-- фестиваль  искусств «Весенняя капель».

Познавательные;

-- журнал «Почемучка»;

-- «Путешествие  в Царство Математики»;

-- конкурс «Моя  родословная»;

-- «Красная Книга» (создание книги из рисунков  редких и исчезающих видов  растений, животных, птиц).

По продолжительности  проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев). Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка  цели;

2) поиск формы  реализации проекта;

3) разработка  содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация  развивающей, познавательной, предметной  среды;

5) определение  направлений поисковой и практической  деятельности;

6) организация  совместной (с педагогами, родителями  и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над  частями проекта, коррекция;

8) коллективная  реализация проекта, его демонстрация.

Используя метод  проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект -- продукт  сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги -- энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты. На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).

Содержание  сюжетно-ролевых игр тоже будет  носить экологический характер;

-- «Путешествие  в подводное царство»;

-- «Путешествие  на Луну»;

-- «Гомеопатическая  аптека»;

-- «Зоологический  магазин»;

-- «Зоопарк»  и т.д.

На территории детского сада или в ближайшем  сквере, парке необходимо организовать экологическую тропу, подготовить  экскурсоводов (детей) и проводить  путешествие по этой тропе для  малышей, гостей, родителей. К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Последний этап проекта -- защита -- всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей в школе.

1.3 Возможности  метода проектов в развитии  познавательной активности детей  старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте дети уже накапливают определенный социальный опыт, что позволяет им перейти на новый - развивающий уровень проектирования

На этом этапе проекты  становятся более сложными:

Развивается в детях поисковая  деятельность, интеллектуальная инициатива.

Развиваются специальные  способы ориентации - экспериментирование  и моделирование. Формируются навыки коммуникативного общения, навыки самостоятельного поиска нужного решения.

Именно в этом возрасте активно развивается проектная  деятельность дошкольников. Они принимают  проблему, уточняют цель, способны выбрать  необходимые средства для достижения результата деятельности. Более того, не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, а также исследовательских, приключенческих, опытно-ориентированных проектов. Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. На наш взгляд, именно проектная деятельность сможет интегрировать общественное и семейное воспитание дошкольников, вовлечь родителей в единое образовательное пространство “Детский сад - семья”, в образовательный процесс, осуществляемый в ДОУ.

В проектной деятельности обязательно должны участвовать  родители и родственники воспитанников, так как один ребенок не справится. Поэтому работа должна включать различные  формы взаимодействия с семьей.

Значимость проектной  деятельности заключается в том, что:

педагог дошкольного учреждения при активном участии родителей  предоставляет детям проявлять  познавательную активность. При помощи проектов дети получают новые знания о разных сторонах окружающей действительности; Проектная деятельность пробуждает и развивает интерес к разным видам детского творчества.

Информация о работе Процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста