Процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:42, курсовая работа
Описание работы
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое -- основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Предмет: использование возможностей метода проектов в развитии познавательной активности.
-- осознание
интереса -- ребенок способен объяснить,
что ему нравится или не нравится.
Каждый уровень
познавательной активности составляет
основу для более высокого уровня
и включается в его состав, является
необходимым для полноценного проявления
более высоких уровней познавательной
активности. Условия, необходимые для развития познавательной
активности на каждом этапе, также включаются
в состав условий, необходимых для обеспечения
познавательной активности более высокого
уровня, но занимают при этом все более
и более подчиненное положение.
1.2 Теоретические
основы использования метода
проектов в развитии детей
Метод проектов
не является принципиально новым
в мировой педагогике. Он возник
еще в начале нынешнего столетия
в США. Его называли также методом
проблем и связывался он с идеями
гуманистического направления в философии и образовании, разработанными
американским философом и педагогом Дж.Дьюи,
а также его учеником В.Х.Килпатриком.
Дж.Дьюи предлагал строить обучение на
активной основе, через целесообразную
деятельность ученика, сообразуясь с его
личным интересом именно в этом знании.
Отсюда чрезвычайно важно было показать
детям их личную заинтересованность в
приобретаемых знаниях, которые могут
и должны пригодиться им в жизни. Для этого
необходима проблема, взятая из реальной
жизни, знакомая и значимая для ребенка,
для решения которой ему необходимо приложить
полученные знания, новые знания, которые
еще предстоит приобрести. Педагог может
подсказать источники информации, а может
просто направить мысль ребенка в нужном
направлении для самостоятельного поиска.
Но в результате дети должны самостоятельно
и в совместных усилиях решить проблему,
применив необходимые знания подчас из
разных областей, получить реальный и
ощутимый результат. Вся работа над проблемой,
таким образом, приобретает контуры проектной
деятельности. Разумеется, со временем
идея метода проектов претерпела некоторую
эволюцию. Родившись из идеи свободного
воспитания, в настоящее время она становится
интегрированным компонентом вполне разработанной
и структурированной системы образования.
Но суть ее остается прежней - стимулировать
интерес учащихся к определенным проблемам,
предполагающим владение определенной
суммой знаний и через проектную деятельность,
предусматривающим решение этих проблем,
умение практически применять полученные
знания.
Основной целью проектного метода в дошкольных
учреждениях является развитие свободной
творческой личности ребенка, которое определяется задачами
развития и задачами исследовательской
деятельности детей.
Задачи
развития:
· обеспечение
психологического благополучия и здоровья детей;
· развитие познавательной
активности;
· развитие творческого
воображения;
· развитие творческого
мышления;
· развитие коммуникативных
навыков.
Задачи исследовательской
деятельности специфичны для каждого
возраста.
В старшем дошкольном
возрасте это:
· формирование
предпосылок поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы;
· развитие умения
определять возможные методы решения
проблемы с помощью взрослого, а
затем и самостоятельно;
· формирование
умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи,
с использованием различных вариантов;
· развитие желания
пользоваться специальной терминологией,
ведение конструктивной беседы в
процессе совместной исследовательской
деятельности.
По определению
проект - это совокупность определенных действий, документов,
предварительных текстов, замысел для
создания реального объекта, предмета,
создания разного рода теоретического
продукта. Это всегда творческая деятельность
[12]. Проектный метод в дошкольном образовании
рассматривается как некая альтернатива
урочной системе. Современный проект старшего
дошкольника - это дидактическое средство
активизации познавательной деятельности,
развития креативности и одновременно
формирования определенных личностных
качеств.
Педагогическая
технология, ориентированная не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение
и приобретение новых. Активное включение
дошкольников в создание тех или иных
проектов дает ему возможность осваивать
новые способы человеческой деятельности
в социо-культурной среде [15, с. 11].В методе
проектов как педагогической технологии
нашел свое воплощение комплекс идей,
наиболее четко представленный американским
педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859
- 1952) утверждающим следующее: Детство
ребенка - не период подготовки к будущей
жизни, а полноценная жизнь. Следовательно,
образование должно базироваться не на
тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем
ему пригодятся, а на том, что остро необходимо
ребенку сегодня, на проблемах его реальной
жизни. Всякая деятельность с детьми, в
том числе и обучение, должна строиться
с учетом их интересов, потребностей, основываясь
на личном опыте ребенка. Программа в методе
проектов строится как серия взаимосвязанных
моментов, вытекающих из тех или иных задач.
Можно использовать в работе со старшими
дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется
более устойчивым вниманием, наблюдательностью,
способностью к началам анализа, синтеза,
самооценке, а также стремлением к совместной
деятельности. В проекте можно объединить
содержание образования из различных
областей знаний, кроме того, открываются
большие возможности в организации совместной
познавательно-поисковой деятельности
дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика и содержание проектов для детей
старшего дошкольного возраста могут
быть очень разнообразны. В зависимости
от доминирующих методов, - используемых
в работе над проектом -- игровых, творческих,
познавательных, можно предложить следующую
типологию и тематику проектов.
Игровые:
-- «Игра-путешествие
в подводное царство»;
-- сюжетно-ролевая игра «Театр»;
-- игра «Строим
город будущего»;
-- «Путешествие
в древний мир»;
-- «Строим сказочный
снежный городок».
Творческие:
-- осенний (весенний,
зимний) вернисаж;
-- музыкальная
сказка (по выбору);
-- настольный
театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций
и показ спектакля малышам и родителям);
-- «Веселая ярмарка»;
-- создание фильмотеки
рисованных диафильмов;
-- фестиваль
искусств «Весенняя капель».
Познавательные;
-- журнал «Почемучка»;
-- «Путешествие
в Царство Математики»;
-- конкурс «Моя
родословная»;
-- «Красная Книга»
(создание книги из рисунков
редких и исчезающих видов
растений, животных, птиц).
По продолжительности
проекты могут быть краткосрочными
(от 1 занятия до 1 дня) и длительными
(от 1 недели до 3 месяцев). Работа над проектом, включающая
составление обоснованного плана действий,
который формируется и уточняется на протяжении
всего периода, проходит несколько этапов:
1) постановка
цели;
2) поиск формы
реализации проекта;
3) разработка
содержания всего учебно-воспитательного процесса на
основе тематики проекта;
4) организация
развивающей, познавательной, предметной
среды;
5) определение
направлений поисковой и практической
деятельности;
6) организация
совместной (с педагогами, родителями
и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над
частями проекта, коррекция;
8) коллективная
реализация проекта, его демонстрация.
Используя метод
проектов в работе со старшими дошкольниками,
необходимо помнить, что проект -- продукт
сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей,
родителей, а порой и всего персонала детского
сада. Поэтому тема проекта, его форма
и подробный план действия разрабатываются
коллективно. На этапе разработки педагогами
содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений,
экскурсий и других видов деятельности,
связанных с темой проекта, важно тщательно
продумать и организовать в ДОУ предметную
среду таким образом, чтобы она являлась
«фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
Например, работая над проектом организации
экологического музея, в книжном уголке
можно поставить яркие книги -- энциклопедии
для детей, альбомы с изображением растений,
животных, птиц, «Красную Книгу» природы.
В игровом уголке необходимо систематизировать
и поставить игры на экологическую тему.
В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется
организовать «фитобар», а на коробочках
с фиточаем наклеить изображение данного
растения. «Официанты», подавая чай, будут
рассказывать о его целебных свойствах,
побуждая детей узнавать новые рецепты.
На стене групповой комнаты или в приемной
можно повесить плакаты экологического
содержания (выполненные детьми).
Содержание
сюжетно-ролевых игр тоже будет
носить экологический характер;
-- «Путешествие
в подводное царство»;
-- «Путешествие
на Луну»;
-- «Гомеопатическая
аптека»;
-- «Зоологический
магазин»;
-- «Зоопарк»
и т.д.
На территории
детского сада или в ближайшем
сквере, парке необходимо организовать
экологическую тропу, подготовить
экскурсоводов (детей) и проводить
путешествие по этой тропе для
малышей, гостей, родителей. К организации поисковой
и творческой деятельности детей необходимо
подключать родителей и родственников,
так как один ребенок с этой деятельностью
не справится. По теме проекта воспитатель
предлагает детям задания (приготовить
макет лесной полянки, альбом с рисунками
редких растений, плакат в защиту животных,
гербарий полевых цветов, фотографии местных
зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями
на свое усмотрение выбирают задание.
Прежде чем раздать задания, воспитатель
должен их тщательно продумать. Важно,
чтобы они были не слишком трудоемкими
и выполнялись с «желанием и радостью»,
а в случае необходимости воспитатель
мог предоставить справочный, практический
материал или порекомендовать, где его
можно найти. Последний этап проекта --
защита -- всегда самый зрелищный. На защиту
можно пригласить гостей, родителей, малышей.
Именно на этот момент приходится наивысшая
точка эмоционального накала, и ее необходимо
усилить социальной значимостью проекта.
Следует объяснить, для кого и для чего
он создавался и зачем он нужен. Форма
защиты проекта должна быть яркой, интересной
и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать
вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Работа над проектом имеет большое значение
для развития познавательных интересов
ребенка. В этот период происходит интеграция
между общими способами решения учебных
и творческих задач, общими способами
мыслительной, речевой, художественной
и другими видами деятельности. Через
объединение различных областей знаний
формируется целостное видение картины
окружающего мира. Коллективная работа
детей в подгруппах дает им возможность
проявить себя в различных видах ролевой
деятельности. Общее дело развивает коммуникативные
и нравственные качества. Дидактический
смысл проектной деятельности заключается
в том, что она помогает связать обучение
с жизнью, формирует навыки исследовательской
деятельности, развивает познавательную
активность, самостоятельность, творчество,
умение планировать, работать в коллективе.
Такие качества способствуют в дальнейшем
успешному обучению детей в школе.
1.3 Возможности
метода проектов в развитии
познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте
дети уже накапливают определенный
социальный опыт, что позволяет им
перейти на новый - развивающий уровень
проектирования
На этом этапе проекты
становятся более сложными:
Развивается в детях поисковая
деятельность, интеллектуальная инициатива.
Развиваются специальные
способы ориентации - экспериментирование
и моделирование. Формируются навыки
коммуникативного общения, навыки самостоятельного
поиска нужного решения.
Именно в этом возрасте
активно развивается проектная
деятельность дошкольников. Они принимают
проблему, уточняют цель, способны выбрать
необходимые средства для достижения
результата деятельности. Более того,
не только проявляют готовность участвовать
в проектах, предложенных взрослым, но
и самостоятельно находят проблемы, являющиеся
отправной точкой творческих, а также
исследовательских, приключенческих,
опытно-ориентированных проектов. Роль
взрослого на этом этапе - развитие и поддержка
творческой активности детей, создание
условий, позволяющих им самостоятельно
определить цели и содержание предстоящей
деятельности, выбрать способы работы
над проектом и организовать ее.
В последние десятилетия наметились
новые подходы к педагогическому взаимодействию
детского сада и семьи. Признание приоритета
семейного воспитания требует иных взаимоотношений
семьи и образовательных учреждений, а
именно сотрудничества, взаимодействия
и доверительности. Детский сад и семья
должны стремиться к созданию единого
пространства развития ребенка. На наш
взгляд, именно проектная деятельность
сможет интегрировать общественное и
семейное воспитание дошкольников, вовлечь
родителей в единое образовательное пространство
“Детский сад - семья”, в образовательный
процесс, осуществляемый в ДОУ.
В проектной деятельности
обязательно должны участвовать
родители и родственники воспитанников,
так как один ребенок не справится.
Поэтому работа должна включать различные
формы взаимодействия с семьей.
Значимость проектной
деятельности заключается в том,
что:
педагог дошкольного учреждения
при активном участии родителей
предоставляет детям проявлять
познавательную активность. При помощи
проектов дети получают новые знания
о разных сторонах окружающей действительности;
Проектная деятельность пробуждает и
развивает интерес к разным видам детского
творчества.