Преодолевая трудности вместе
со взрослыми и сверстниками, дети
приобретают способности сомневаться,
искать ответ на сложный вопрос,
критически мыслить. Переживаемые при
этом положительные эмоции - удивление,
радость успеха, гордость в случае удачного
решения задачи, одобрение взрослых - создают
у ребенка уверенность в своих силах, побуждают
к активному поиску нового.
Возможности проектной технологии:
энтузиазм в работе, заинтересованность
детей, связь с реальной жизнью, выявление
лидирующих позиций ребят, научная пытливость,
умение работать в группе, самоконтроль,
лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие
познавательных, творческих навыков дошкольников,
умений самостоятельно конструировать
свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве, развитие
критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован
на самостоятельную деятельность дошкольников
индивидуальную, парную, групповую, которую
дети выполняют в течение определенного
отрезка времени. Этот подход органично
сочетается с групповым (cooperative learning) подходом
к обучению. Метод проектов всегда предполагает
решение какойто проблемы, предусматривающей,
с одной стороны, использование разнообразных
методов, с другой интегрирование знаний,
умений из различных областей науки, техники,
технологии, творческих областей.
Работа по методу
проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то
проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения,
что включает четкое планирование действий,
наличие замысла или гипотезы решения
этой проблемы, четкое распределение ролей
(если имеется в виду групповая работа),
т.е. заданий для каждого участника при
условии тесного взаимодействия. Результаты
выполненных проектов должны быть, что
называется, "осязаемыми", предметными,
т.е., если это теоретическая проблема,
то конкретное ее решение, если практическая,
конкретный практический результат, готовый
к применению [2].
Основные требования
к использованию метода проектов
1.Наличие значимой
в исследовательском, творческом
плане проблемы/задачи, требующей
интегрированного знания, исследовательского
поиска для ее решения (например, исследование
демографической проблемы в разных регионах
мира; создание серии репортажей из разных
регионов страны, других стран земного
шара по одной проблеме, раскрывающих
определенную тему; проблема влияния кислотных
дождей на окружающую среду, проблема
размещения различных отраслей промышленности
в разных регионах, т.д.).
2.Практическая,
теоретическая, познавательная значимость
предполагаемых результатов
3.Самостоятельная
(индивидуальная, парная, групповая)
деятельность дошкольников.
4.Определение
конечных целей совместных/индивидуальных
проектов;
5.Определение
базовых знаний из различных
областей, необходимых для работы
над проектом.
6.Структурирование содержательной части проекта
(с указанием поэтапных результатов).
7.Использование
исследовательских методов :
* определение
проблемы, вытекающих из нее задач
исследования;
* выдвижение
гипотезы их решения, обсуждение
методов исследования;
* оформление
конечных результатов;
* анализ полученных
данных;
* подведение
итогов, корректировка, выводы (использование
в ходе совместного исследования
метода "мозговой атаки", "крулого
стола", статистических методов,
творческих отчетов, просмотров,
т.д.).
Главное каждому педагогу дошкольного образовательного
учреждения помнить, что в ходе проектной
деятельности развивается личность дошкольника.
Проектный метод дает ребенку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные
знания, развивать творческие способности
и коммуникативные навыки, что позволяет
ему успешно адаптироваться к школьному
обучению.
Глава 2. Диагностика
познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста
метод проект познавательный
инициатива
2.1 Методика
диагностики познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста
Для изучения познавательной
активности детей старшего дошкольного
возраста на базе ДОУ Детский сад №2 р.п.
Марьяновка Омской области был проведен
эксперимент.
В эксперименте
приняли участие дети старшей
группы в количестве 20 человек. Они
были поделены на две группы: экспериментальную
и контрольную (по 10 человек в каждой).
На первом этапе
эксперимента была проведена первичная
диагностика уровня сформированности
познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста в экспериментальной
и контрольной группах.
На втором этапе
проводились занятия, направленные
на развитие познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста
с применением метода проектов. С
контрольной группой на формирующем
этапе эксперимента проводились занятия,
предусмотренные воспитательным планом.
Дети, составлявшие данную группу, не включались
в формирующий эксперимент.
На третьем
этапе должна быть осуществлена повторная
диагностика уровня сформированности
познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста в экспериментальной и контрольной
группах, проведен анализ полученных результатов.
(Проведение этого этапа было рекомендовано
осуществить педагогу старшей группы,
поскольку время прохождения практики
не позволило вести наблюдение на протяжении
долгого периода времени).
Для выявления
уровня сформированности познавательной
активности дошкольников мы выделили
следующие критерии и показатели:
- когнитивный
(наличие познавательных вопросов,
эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
- мотивационный
(создание ситуаций успеха и
радости, целенаправленность деятельности,
ее завершенность);
- эмоционально-волевой
(проявление положительных эмоций
в процессе деятельности; длительность
и устойчивость интереса к
решению познавательных задач);
- действенно-практический
(инициативность в познании; проявление
уровней познавательной деятельности
и настойчивости, степень инициативности
ребенка).
На основе выделенных
критериев, а также для аналитической
обработки результатов исследования и получения количественных
показателей были выделены три уровня
сформированности познавательной активности
у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень
- не проявляют инициативности и
самостоятельности в процессе выполнения
заданий, утрачивают к ним интерес при
затруднениях и проявляли отрицательные
эмоции (огорчение, раздражение), не задают
познавательных вопросов; нуждаются в
поэтапном объяснении условий выполнения
задания, показе способа использования
той или иной готовой модели, в помощи
взрослого.
Средний уровень
- большая степень самостоятельности
в принятии задачи и поиске способа
ее выполнения. Испытывая трудности
в решении задачи, дети не утрачивают
эмоционального отношения к ним,
а обращаются за помощью к воспитателю,
задают вопросы для уточнения условий
ее выполнения и получив подсказку, выполняют
задание до конца, что свидетельствует
об интересе ребенка к данной деятельности
и о желании искать способы решения задачи,
но совместно со взрослым.
Высокий уровень
- проявление инициативности, самостоятельности,
интереса и желания решать познавательные
задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются,
проявляли упорство и настойчивость в
достижении результата, которое приносит
им удовлетворение, радость и гордость
за достижения.
Для выявления уровня сформированности
познавательной активности мы остановились
на четырех заданиях, два из которых предполагали
активную продуктивную деятельность дошкольников
и действенный способ познания - конструирование
фигурок из бумаги (оригами) и составление
узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса).
Другие два вида деятельности были направлены
на восприятие и переживание образов -
прослушивание сказки и рассматривание
картинок с изображением экзотических
животных и птиц.
Задания предлагались
в разных коммуникативных ситуациях: слушали
сказку и складывали оригами испытуемые
в парах, а рассматривали картинки и складывали
узор из кубиков по одному (в присутствии
и при участии экспериментатора).
Результаты
диагностики на констатирующем этапе
показали, что дети обоих групп находились примерно
на одном уровне развития познавательной
активности.
Кроме того, можно
было отметить и некоторые психологические
особенности, свойственные познавательной
активности детей экспериментальной
и контрольной групп до проведения формирующего эксперимента.
Большинство детей ориентировались на
картинки, которые представляли собой
возможность сложения целостного изображения.
Дети часто проявляли ригидность, использовали
только один тип возможностей. Стремясь
найти какой-то определенный вариант,
дети обычно не замечали случайно появляющиеся
другие возможности, для них было характерно
отсутствие инициативы в поиске различных
способов использования материала.
2.2 Результаты
диагностики познавательной активности
у детей старшего дошкольного возраста
Проведенная на
первом этапе диагностика познавательной
активности и наглядного моделирования
позволила выявить преобладание,
в основном, среднего и низкого
уровней их развития у старших
дошкольников.
На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной
активности находилось 38% детей. Данная
подгруппа получила условное название
«Подражатели». Дети этой подгруппы не
проявляли инициативности и самостоятельности
в процессе выполнения заданий, утрачивали
к ним интерес при затруднениях и проявляли
отрицательные эмоции (огорчение, раздражение),
не задавали познавательных вопросов;
нуждались в поэтапном объяснении условий
выполнения задания, показе способа использования
той или иной готовой модели, в помощи
взрослого. На среднем (поисково-исполнительском)
уровне познавательной активности оказалось
58% детей. Эта группа детей, получившая
название «Вопрошайки», характеризовалась
большей степенью самостоятельности в
принятии задачи и поиске способа ее выполнения.
Испытывая трудности в решении задачи,
дети не утрачивали эмоционального отношения
к ним, а обращались за помощью к воспитателю,
задавали вопросы для уточнения условий
ее выполнения и получив подсказку, выполняли
задание до конца, что свидетельствует
об интересе ребенка к данной деятельности
и о желании искать способы решения задачи,
но совместно со взрослым. Наименьшее
количество детей (4 %) находились на высоком
(поисково-продуктивном)
уровне познавательной активности. Данная
подгруппа детей, условно названная «Искатели»,
отличалась проявлением инициативности,
самостоятельности, интереса и желания
решать познавательные задачи. В случае
затруднений дети не отвлекались, проявляли
упорство и настойчивость в достижении
результата, которое приносило им удовлетворение,
радость и гордость за достижения.
Результаты
диагностики представлены в таблице
1.
Таблица 1. Показатели
уровня сформированности познавательной
активности на констатирующем этапе
эксперимента
|
Группа |
когнитивный (наличие
познавательных вопросов, эмоциональная
вовлеченность ребенка в деятельность) |
мотивационный
(создание ситуаций успеха и радости,
целенаправленность деятельности, ее
завершенность) |
эмоционально-волевой
(проявление положительных эмоций в
процессе деятельности; длительность
и устойчивость интереса к решению
познавательных задач) |
действенно-практический
(инициативность в познании; проявление
уровней познавательной деятельности
и настойчивости, степень инициативности
ребенка) |
|
|
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Экспериментальная
группа |
5 |
14 |
1 |
4 |
15 |
1 |
4 |
14 |
2 |
3 |
16 |
1 |
|
Контрольная группа |
1 |
16 |
3 |
- |
13 |
7 |
1 |
14 |
5 |
2 |
15 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В процентном отношении
результаты диагностики можно представить
в виде таблицы 2.
Таблица 1 - Результаты
констатирующего этапа
|
Критерии и
показатели |
Констатирующий
этап |
|
Когнитивный (наличие
познавательных вопросов, эмоциональная
вовлеченность ребенка в деятельность) |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
КГ |
30% |
65% |
5% |
|
ЭК |
25% |
65% |
10% |
|
мотивационный
(создание ситуаций успеха и радости,
целенаправленность деятельности, ее
завершенность) |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
КГ |
49% |
31% |
20% |
|
ЭК |
44% |
33% |
23% |
|
эмоционально-волевой (проявление
положительных эмоций в процессе деятельности;
длительность и устойчивость интереса
к решению познавательных задач) |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
КГ |
65% |
33% |
2% |
|
ЭК |
69% |
31% |
- |
|
действенно-практический
(инициативность в познании; проявление
уровней познавательной деятельности
и настойчивости, степень инициативности
ребенка) |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
КГ |
32% |
58% |
10% |
|
ЭК |
25% |
53% |
22% |
|
|
|
|
|
|