Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:42, курсовая работа
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое -- основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Предмет: использование возможностей метода проектов в развитии познавательной активности.
В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности познавательной активности, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
57 % испытуемых
показали средний уровень. Эти
дети, испытывая трудности в решении
задачи, дети не утрачивают
Лишь 13% детей
имеют высокий уровень
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью нами был проведен второй этап эксперимента с применением метода проектов.
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности.
Неспецифичность
операциональных компонентов
Основными принципами наших занятий были:
1. Эмоциональная
вовлеченность взрослого в
2. Стимуляция
любознательности ребенка. В
3. Передача инициативы
от взрослого ребенку. Для нас
важно было не только
4. Безоценочность.
Оценка взрослого (как
5. Поддержка
детской активности, исследовательского
интереса и любопытства.
Нами был
выбран проект под названием «книжка-малышка»
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение:
На свете все на все похоже:
Змея - на ремешок из кожи,
Луна - на круглый глаз огромный,
Журавль - на тощий кран подъемный,
Кот полосатый - на пижаму,
Я - на тебя, а ты - на маму. (Р. Сеф)
Воспитатель: «Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком (луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой)? Какое между ними сходство?», предложила картинки (змея и ремень, журавль и кран и т.д.), вместе с детьми находили сходство. Например: «Змея, как и ремень, из кожи, тоже длинная» (Петя В.); «Луна и глаз круглые».
Воспитатель: «Посмотрите, это предметы-братья, так как они похожи друг на друга по форме как луна и глаз, по расцветке как кот и пижама» и т.д.
Задание было усложнено:
Детям предложили набор картинок с изображением предметов, которые различны между собой, но схожи в образном сравнении (например: гриб - зонтик - шляпа; груша - лампочка; арбуз - мячик; подсолнух - солнце; еж - иголки - булавки; змея - ремень - веревка - шнур и т.д.).
Воспитатель предлагает найти на картинках предметы-братья и объяснить сходство. Дети, рассматривая картинки, затруднялись дать ответ, тогда воспитатель предложила послушать загадки, где присутствовало образное описание предмета, например:
Висит груша - нельзя скушать. (Лампочка)
Ребенок находил картинку с изображением груши и лампочки и проводил анализ этих предметов, объясняя сравнение: «Лампочка похожа, потому что они висят и похожи по форме».
Под кочкой крошка
Только шляпка да ножка. (Гриб)
Сергей Б.: «У гриба шляпка на ножке, вот здесь есть картинка со шляпой», показал картинку. Затем дети приходили к выводу, что гриб чем-то похож на зонт, у которого есть ручка (как ножка у гриба) и шляпка от дождя.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
Дети нашли картинки с изображением арбуза и мяча, сравнили их: «Арбуз, как мячик круглый, он полосатый». (Алена М.); «А еще арбуз похож на шарик». (Алина У.)
Вьется веревка,
На конце - головка. (Змея)
Дети отвечали: «Здесь есть картинка со змеей, значит змея, потому что она длинная и голова у нее есть». (Сережа К.); «И веревка тоже длинная, как змея». (Аня А.)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ежик)
Ответы детей: «Иголки есть у ежа и молоко они любят, нам говорили, поэтому это еж». (Петя В.)
В результате выполнения задания, мы отметили, что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку). Дети глубже и точнее анализировали предметы, рассуждали, делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого давали образное сравнение.
Занятие вызвало большой интерес у детей, они активно придумывали загадки, приходили к общему мнению. Воспитатель вместе с детьми обсуждала выбранные предметы, направляла мысли детей так, чтобы они в результате из всех названных признаков и свойств предмета, выделили основные и составили загадку. При конструировании загадок дети старались использовать образные сравнения. В заключении занятия было дано основное задание по теме проекта. Каждый ребенок вместе с родителями должен был создать страницу книжки малышки, с загадкой, которую придумал ребенок и ее иллюстрацией. С родителями была проведена беседа о максимально самостоятельном выполнении задания ребенком. Обложка книжки создавалась коллективно на занятии в группе, после книжка была собрана, прошита и размещена в уголке достижений.
На создание странички детям было дано 10 дней. Все это время на занятиях уделялось время на «литературные минутки» (загадки, рассматривание и обсуждение сюжетных картинок и т.д.). Можно описать некоторые изменения, происходящие в поведении детей за время проведения формирующих занятий (по замечаниям родителей, по наблюдению за детьми педагогом). В начале дети не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним. Предлагаемые детьми варианты были достаточно однообразны и не многочисленны. В середине формирующего эксперимента заинтересованность детей в предлагаемом им материале значительно возросла, они стремились найти разнообразные способы использования предлагаемого им материала, хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить предлагаемую им ситуацию. В конце формирующих занятий поведение детей существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования предлагаемого им материала и часто находили очень интересные. За счет заинтересованности детей книжка получилась очень красочной, загадки разнообразными, а иллюстрации образными и содержательными.
На основе знаний современных теорий о познавательной активности, задача педагога сформировать правильную познавательную активность старшего дошкольника. Необходимо развивать у ребенка мотивацию достижения успеха, а стремление избегать неудач, нужно снижать. Ребенок должен вырасти уверенным в себе человеком, способным развивать свои нравственные и личностные достижения. Учебная подготовка должна проходить с использованием знаний основных теорий познавательной деятельности человека, пользуясь практическими советами данных теорий. Ребенок младшего возраста нуждается в грамотной опеке со стороны педагогов. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.
Познавательная активность старших дошкольников еще не достаточно развита, только часть детей имеют высокий уровень познавательной активности. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. Руководитель должен сформулировать задачи и цели повышения активности у детей.
Конкретизация сущности познавательной активности как прижизненно развивающегося сложного личностного образования, обусловливающего качественные характеристики познавательной деятельности, раскрытие его структуры, выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности, позволяет эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.
В результате исследования
нами было рассмотрено понятие «
На констатирующем этапе нами были выделены критерии и показатели и определен уровень сформированности познавательной активности дошкольников. На формирующем этапе были разработаны и проведены занятия по развитию познавательной активности дошкольников.
На первом этапе формирующего эксперимента можно было проследить, что дети сначала невнимательно слушали задание и неверно отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, они активизировались, начали искать, предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.
Мы рассмотрели
два подхода к развитию познавательных
интересов у детей: в процессе
развития познавательной активности и
путем организации
Подводя итог, можно сделать вывод, что основными задачами и направлениями развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является:
1. Обогащение
сознания детей новым
2. Систематизирование
накопленной и полученной
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Информация о работе Процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста