Профессионально – личностные качества современного педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить основные профессионально-личностные качества современного педагога в представлениях других педагогов, учащихся и их родителей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Теоретические:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить состояние проблемы
3. Провести сравнительный анализ представлений о профессионально-личностных качествах педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...…………...........3
Глава I. Представления о профессионально-личностных качествах педагога……………………....................................................................................5
1.1. Основные требования общества к профессиональным характеристикам педагога……………....................................................…........5
1.2. Профессиональное самосознание педагога………………………....9
Выводы по Главе I…………………………………………………………........13 Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме
образа современного педагога в представлении учеников,
других педагогов………………………………………………………….........15
2.1. Гипотеза, цель, задачи, методы исследования……..…….................15
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………....18
Выводы по Главе II………………………………………………………….….31
Заключение……………………………...............................................................32
Список литературы…………………………………....…………………...…33

Файлы: 1 файл

Курсовая 1дел.docx

— 145.30 Кб (Скачать файл)

МИНОБР НАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Факультет педагогики и практической психологии

Отделение дошкольного и  начального образования

Кафедра дошкольной педагогики

 

 

 

Курсовая работа

 

Профессионально – личностные качества современного педагога

                                         

 

 

                                        Выполнила:

            

                                                Студентка 1 курса

                                                Профиль «Управление дошкольным образованием»

Научный руководитель:

                         

 

 

 

 

 

 

 

                                            Ростов-на-Дону

                                                   2011г.

                  

 

                                     СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………...…………...........3

  Глава I. Представления о профессионально-личностных качествах педагога……………………....................................................................................5

         1.1. Основные требования общества к профессиональным характеристикам  педагога……………....................................................…........5

         1.2. Профессиональное самосознание педагога………………………....9

Выводы по Главе I…………………………………………………………........13 Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме

образа современного педагога в представлении учеников,

других педагогов………………………………………………………….........15

        2.1. Гипотеза, цель, задачи, методы исследования……..…….................15

        2.2 Анализ полученных результатов…………………………………....18

Выводы по Главе II………………………………………………………….….31

Заключение……………………………...............................................................32

Список литературы…………………………………....…………………...…33

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

                                         

 

                                      

 

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

 

      Данная работа посвящена определению профессионально – личностных качеств  современного педагога. Проблема  исследования на выбранную тему заключается в том, что  ценность образования в современном обществе неуклонно растет, и от уровня компетентности педагога зависит его карьерный рост, положение в социуме, благосостояние его семьи. К вершинам успеха личность ведут люди, профессиональная деятельность которых названа педагогической. В связи с этим растет потребность в людях, которые избрали педагогическую деятельность смыслом своей жизни. Следует отметить, что педагог является неотъемлемой составляющей педагогической деятельности, и представления о его профессионально – личностных качествах с течением времени постоянно меняются.     

     Актуальность данной работы заключается в том, что современная гуманитарная парадигма большое внимание уделяет личностному потенциалу педагога, структуре его личности, профессионально-личностным качествам.

     Объектом исследования  являются представления о профессионально-личностных  качествах педагога.

     Предметом данного исследования выступил сравнительный анализ представлений о профессионально-личностных качествах педагога

в представлении других педагогов, учащихся и их родителей.

     Цель работы: определить основные профессионально-личностные качества современного педагога  в представлениях других педагогов, учащихся и их родителей.

      Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

   Теоретические:

1. Подобрать и проанализировать  литературу по теме исследования.

2. Определить состояние  проблемы

3. Провести сравнительный  анализ представлений о профессионально-личностных качествах педагога  в представлении учителей, учащихся и их родителей.

Исследовательские:

1. Подобрать диагностику  исследования представлений о профессионально-личностных качествах педагога .

2. Провести диагностику  изучения представлений о профессионально-личностных качествах педагога.

3. Сделать качественный  анализ представлений педагогов,  родителей и учащихся  о профессионально-личностных качествах современного педагога.

     Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы:

Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Практические: анкетирование, количественный и качественный анализ продуктов деятельности (сочинения).

      Практическая значимость данной работы заключается в том, что с течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к педагогу. Остается вопрос, какие качества педагога должны быть константными, то есть не зависящими от времени, а какие «подвижными», то есть необходимыми педагогу в связи с требованиями «нового» времени.

     Подводя итог выше сказанного, можно сказать, что педагог должен обладать широкими познаниями в различных сферах деятельности: культуре, науке, в области педагогики и методологии обучения, но главное – педагог должен сам обладать теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся.

 

 

 

                                                   Глава I

Представления о профессионально-личностных качествах педагога

 

    1. Основные требования общества к профессиональным характеристикам педагога

 

Важнейшей, личностной и  профессиональной чертой педагога следует  считать любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. 

Каждый педагог должен стремиться к тому, чтобы в наибольшей степени соответствовать этим требованиям.

В процессе педагогической деятельности педагог вступает, с  одной стороны, как лицо, уполномоченное обществом воспитывать детей  и реализовывать заданные обществом  цели, содержание, основные способы  и формы воспитания. И в этой роли он большей частью успешно добивается того, чтобы воспитание было подлинно гуманистическим, идейно устремленным и эффективным. С другой стороны, педагог выступает в педагогической деятельности как индивидуальность. Проявляя свою индивидуальность, педагог  не всегда может оказаться на том  высоком уровне, которого ждет от него общество. В связи с этим особо  важное значение приобретает проблема психолого-педагогической подготовки будущих педагогов к реализации их сложнейших функций. Специальные  исследования в этой области принадлежат  советским ученым Ф. Н. Гоноболину, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенину и др.

Кратко сформулировать  основные профессиональные характеристики педагога можно следующим образом. У педагога должна быть:

- общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний; 

- глубокое знание возрастной, педагогической и социальной  психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;

- фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке; 

- владение методикой обучения и воспитания;

- творческое отношение к работе;

- знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;

- владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения и т. д.) и педагогическим тактом;

- постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

       Рассмотрим подробнее личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к педагогу вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

      Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

     Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

     Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

- способность делать учебный материал доступным;

- творчество в работе;

- педагогически-волевое влияние на учащихся;

- способность организовать коллектив учащихся;

- интерес и любовь к детям;

- содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

- педагогический такт;

- способность связать учебный предмет с жизнью;

- наблюдательность;

- педагогическая требовательность.

     Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.                                                    

       Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.

      Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально- профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Профессиональное  самосознание педагога

 

 

Современная гуманитарная парадигма  большое внимание уделяет личностному  потенциалу педагога, структуре его  личности. Ставится задача подготовки будущего педагога как целостной  личности, способной формировать  знания и умения учащихся в единстве с их личностным развитием, направленности личности педагога на самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самообразование. Проявление, развитие и актуализация вышеназванных субъектных свойств  детерминируется глубинными личностными  образованиями, важнейшим из которых  является самосознание. Составным компонентом  целостного самосознания человека в  сфере профессиональной деятельности является его профессиональное самосознание. Профессиональное самосознание педагога является существенным фактором его  профессионально-педагогического самоопределения, благодаря которому углубляется  личностный смысл педагогической деятельности, происходит становление профессиональной позиции будущего педагога.

Информация о работе Профессионально – личностные качества современного педагога