Профессионально – личностные качества современного педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить основные профессионально-личностные качества современного педагога в представлениях других педагогов, учащихся и их родителей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Теоретические:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить состояние проблемы
3. Провести сравнительный анализ представлений о профессионально-личностных качествах педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...…………...........3
Глава I. Представления о профессионально-личностных качествах педагога……………………....................................................................................5
1.1. Основные требования общества к профессиональным характеристикам педагога……………....................................................…........5
1.2. Профессиональное самосознание педагога………………………....9
Выводы по Главе I…………………………………………………………........13 Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме
образа современного педагога в представлении учеников,
других педагогов………………………………………………………….........15
2.1. Гипотеза, цель, задачи, методы исследования……..…….................15
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………....18
Выводы по Главе II………………………………………………………….….31
Заключение……………………………...............................................................32
Список литературы…………………………………....…………………...…33

Файлы: 1 файл

Курсовая 1дел.docx

— 145.30 Кб (Скачать файл)

Осмысленная, творческая профессиональная деятельность педагога способствует формированию сознательного отношения к здоровью, как базовой ценности, во многом предопределяющей успешность или неуспешность жизненного пути любого человека. Современный  педагог, помимо глубоких профессиональных знаний, должен обладать крепким здоровьем, вести и пропагандировать здоровый образ жизни. Исследование становления  профессионального самосознания педагога открывает широкие перспективы  повышения квалификации и улучшения  качества подготовки специалистов, так  как формирование этого феномена психической жизни является предпосылкой совершенствования личности как  субъекта труда, общения и познания. Специальные исследования регулятивной роли самосознания в сфере профессионального  труда начаты такими отечественными психологами, как Ю.Н. Кулюткиным, Г.С. Сухобской В.Д. Шадриковым и другими. Но сам термин «профессиональное самосознание» появился относительно недавно.

С.В. Васьковская трактует профессиональное самосознание как  особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию  личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения  к себе как к субъекту профессиональной деятельности. А.К. Маркова определяет профессиональное самосознание как  «комплекс представлений человека о себе как профессионале, это  целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок  к себе как профессионалу».  Профессиональное самосознание характеризует определенный уровень самоопределения личности. Личность, самоопределившаяся в профессиональном плане, - индивид, осознающий свои жизненные цели, планы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные намерения (что он хочет), свои личностные и физические качества (что он представляет собой как профессионал), свои возможности, способности, дарования (что он может, пределы его самосовершенствования), требования, предъявляемые деятельностью, профессиональной группой (что от него требуют). По мере роста профессионализма профессиональное самосознание меняется. Оно расширяется за счет включения новых признаков развившейся профессии, что предъявляет новые требования к человеку - профессионалу; меняются сами критерии оценивания себя как профессионала. Расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности. В целом большинство авторов отмечают, что профессиональное самосознание требует специальной работы по развитию, формированию, однако зачастую оно складывается стихийно. Но в педагогической деятельности, где существует профессиональная необходимость повысить эффективность этого процесса, организация и руководство познавательной деятельностью личности, соблюдение психологических условий и принципов его развития могут дать зримые результаты. Г.И. Метельский выделил три уровня развития у педагога способности к рефлексии, самопознанию. Для низкого уровня характерно неустойчивое, фрагментарное отражение действий учащихся и лишь частичная их коррекция. Для среднего уровня характерна более высокая осведомленность педагога о личности ученика, более адекватное отражение его особенностей. Педагог проявляет способности к устойчивому и всестороннему отражению себя как исполнителя, но управлять своей личностью и деятельностью на этой основе не умеет. Высокий уровень - яркий пример единства осведомительной и регулятивной функций, которые проявляются у педагогов как при восприятии учащихся, так и в процессе самопознания. Если, взаимодействуя с учащимися, педагог накапливает информацию о них с целью регуляции их деятельности, то представления и понятия о себе, складывающиеся в результате самоотражения, способствуют регуляции его исполнительной деятельности и в целом росту профессионального мастерства педагога. В.Н. Козиев рассматривает профессиональное самосознание педагога как сложный личностный механизм, играющий активную регулирующую роль в деятельности педагога, с помощью которого возможно активное саморазвитие, сознательное формирование у самого себя профессионально значимых качеств личности, профессионального мастерства. Только в том случае, когда педагог знает, с одной стороны, какими качествами он должен обладать, а с другой - в какой мере у него развиты эти качества, он может сознательно стремиться к формированию и развитию данных качеств у себя. Только знание и сопоставление личностью своих психологических особенностей с требованиями профессиональной деятельности может стимулировать у будущих педагогов активность, направленную на самосовершенствование и самовоспитание необходимых качеств. Как видно из предложенных определений, многие исследователи под профессиональным самосознанием понимают большей частью процесс профессионального самопознания, осознания и соотнесения личностью собственных особенностей с требованиями реальной профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Выводы по Главе I 

Проведенное нами теоретическое  исследование показало, что образ  учителя в исследованиях XX века –  это образ человека: строгого, склонного  к самопознанию, самоопределению  и саморазвитию, стремящегося к формированию у самого себя профессионально значимых качеств личности, обладающего профессиональным мастерством, креативного, творческого, харизматичного. Было выявлено, что профессиональное самосознание педагога – это сложный личностный механизм, играющий активную регулирующую роль в деятельности учителя, с помощью которого возможно активное саморазвитие, сознательное формирование у самого себя профессионально значимых качеств личности, профессионального мастерства. Только в том случае, когда педагог знает, с одной стороны, какими качествами он должен обладать, а с другой - в какой мере у него развиты эти качества, он может сознательно стремиться к формированию и развитию данных качеств у себя. В педагоге очень высоко ученики ценят педагогические и личностные качества (такие как доброта, справедливость, спокойствие, настойчивость, строгость, и другие), а к остальным более снисходительны, дети очень чувствительны к морально-этическому облику педагога. Они прекрасно отличают существенное и ценят профессиональные достижения педагогов. В то же время могут и снисходительно относиться к определенным их недостаткам, если считают их несущественными. Наиболее страшной для учеников является раздражительность со злостью и криком. Однако некоторые педагоги считают крик и агрессию залогом высокой успеваемости школьников, и это становится причиной конфликтов между педагогом и ребенком.

Современная ситуация с качественными  и структурными изменениями в  сфере учебно-воспитательного процесса детей и подростков, затрагивающими все локальные сегменты образовательного пространства, требует концентрации усилий всех участников учебно-воспитательного  процесса на определении и решении основной сверхзадачи: освоение возможных путей гуманизации и демократизации воспитания, которые позволяют в наибольшей мере обеспечить сохранение здоровья, повышения качества обучения и уровня воспитанности учащихся при обязательной комплиментарности (взаимодополнении) усилий школы и семьи в деле разностороннего развития школьников и при, несомненно, постоянно возрастающей роли учителя в достижении этой благородной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

                                      

                                                    Глава II

Эмпирическое исследование по проблеме образа современного педагога в представлении учеников и других педагогов.

                   2.1. Гипотеза, цель, задачи, методы исследования

Анализ, проведенный в  теоретической части работы показал, что образ современного педагога представлен как образ человека энергичного, жизнелюбивого, харизматичного, педагога-профессионала, любящего свою работу и умеющего общаться с детьми так, чтобы стать для них другом и наставником, а не скрытым врагом или человеком безразличным. В идеальном сознании образ педагога – это образ универсального человека. Для проверки этого предположения и будет проведено эмпирическое исследование.

Цель эмпирического исследования: сравнить образ педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей.

Гипотеза: образ современного педагога складывается из представлений о нем всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учеников и их родителей.

Предметом данного исследования выступил сравнительный анализ образа педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Подобрать методику  исследования образа педагога.

2. Провести диагностику  образа педагога с учащимися,  родителями и учителями.

3. Обработать полученные  данные.

4. Провести сравнительный  анализ образа педагога в представлении  учителей, учащихся и их родителей.

5. Сделать выводы и  проверить выдвинутую гипотезу.

Для осуществления поставленных задач использовались следующие  методы: анкетирование, анализ продуктов  деятельности учащихся (мини-сочинение), количественный и качественный анализ.

 Организация исследования и используемые методики

В исследованиях ученых конца XX века образ педагога был представлен  следующим образом (исследование Э.А. Карандашева).

 

Педагоги

Учащиеся

Родители

Профессиональные знания;

Педагогическое мастерство;

Профессиональные знания;

Вежливость;

Тактичность;

Профессиональные знания;

Интеллигентность;

Эрудиция;

Строгость;

Чувство юмора;

Прогрессивность;

Склонность к саморазвитию;

Высокий IQ;

Педагогическое мастерство;

Творчество.

Внешний вид.

Ровное отношение ко всем учащимся.


 

У всех участников педагогического  процесса совпадают только требования к профессиональным знаниям педагога. Мы провели подобное исследование в нашем, XXI веке. Данное исследование проводилось в Морском Техническом Лицее в 9 «А», 10 «Б» и 10 «В» классах. Ученикам было предложено написать мини-сочинение на тему, «Каким должен быть настоящий педагог» или «Мой любимыйпедагог». Всего в опросе участвовало 30 учащихся. Анкеты были предложены 30 родителям учащихся, участвовавших в исследовании и 20 педагогам (в опросе принимали участие учителя русского языка и литературы, физики, химии, физкультуры, английского языка, истории, географии и трудового воспитания).

Модифицированная  методика ценностных ориентаций Рокича

Должен ли педагог:

1. Обладать глубокими  профессиональными знаниями?

2. Повышать свою квалификацию?

3. Быть строгим по отношению  к учащимся?

4. Объяснять объективность  оценки?

5. Совершенствоваться как  личность?

6. Быть творческой личностью?

7. Быть внимательным к  ученикам?

8. Быть интересным ученикам  как личность?

9. Обладать адекватным  чувством юмора?

10. Учитывать интересы  детей при организации внеклассных  мероприятий?

11. Быть хорошим организатором?

12. Пропагандировать здоровый  образ жизни?

13. Находить общий язык  с каждым учащимся?

14. Быть пунктуальным?

15. Быть аккуратным?

16. Быть ответственным?

17. Быть терпимым?

18. Быть коммуникабельным  человеком?

19. Быть прогрессивным?

20. Быть информированным?

21. Быть активным?

22. Быть жизненно мудрым  человеком?

23. Обладать твердой волей?

24. Быть независимым человеком?

25. Стать другом учащимся?

26. Участвовать в межличностных  отношениях учащихся?

27. Чувствовать себя уверенно  в обществе учеников?

28. Сотрудничать с родителями?

29. Быть современно и  стильно одетым?

30. Каким должен быть  пол учителя?

31. Каким должен быть  возраст учителя?

                               2.2. Анализ полученных результатов

     При написании мини-сочинений, мы попросили учащихся учитывать следующие показатели: пол учителя, его возраст, профессиональные данные (знание преподаваемого предмета, объективность выставления оценки, умение преподносить новый материал и другие), личностные качества (аккуратность, пунктуальность, ответственность). Проанализировав мини-сочинения учащихся, мы определили, что:

1. 10 % учащихся хотели бы, что педагогом был мужчина, 50 % хотели бы видеть педагогом женщину и 40% учеников одинаково хотели бы видеть как педагога-женщину, так и педагога-мужчину, а остальные полу педагога не придают значения. (Рисунок 1)

Данные, полученные в результате опроса каким должен быть пол учителя

 

                Рисунок 1.

1- педагог-мужчина, 

2 – педагог–женщина,

3 – не имеет значения.

 

2. Возраст учителя: 60 процентов учащихся считают, что педагогом должен быть специалист до двадцати пяти лет, 20 процентов - от двадцати пяти до тридцати лет и 20 процентов считают, что педагогом должен быть специалист после тридцати лет. Также стоит отметить, что 90 процентов учащихся отметили, что педагогом не должен быть человек, достигший пенсионного возраста. (Рисунок 2) Такое заявление они аргументировали тем, что, как правило, такие учителя не могут найти общий язык с учащимися, их уроки не интересны и не имеют должного эффекта.

Данные, полученные в результате опроса каким должен быть возраст  учителя

             Рисунок 2.

1 – до двадцати пяти  лет;

2 – от двадцати пяти  до тридцати пяти лет;

3 – от тридцати пяти  до шестидесяти лет.

3. Профессиональные качества учителя: 100 % учащихся отметили, что педагог должен безукоризненно знать преподаваемый предмет.

4. 70 % учащихся считает, что педагог должен приспосабливать объяснение материала к возрастным и психологическим особенностям учащихся, а 30 % полагает, что педагог должен преподавать предмет независимо от особенностей учащихся.

5. Все учащиеся без  исключения хотят видеть педагога  современно и стильно одетым, так как, по их мнению, это  свидетельствует о том, что  педагог мыслит прогрессивно  и способен понять их проблемы  и подсказать способы их разрешения.

5. Также, 65 % учеников считают, что педагог должен быть в хорошей физической форме, не иметь вредных привычек и пропагандировать здоровый образ жизни, а 35 % считает, что это его личное дело.

6. 100% учащихся отмечает, что педагог должен совершенствоваться как личность.

7. 90 % учащихся считают, что учитель должен быть строг по отношению к учащимся, в то время как 10 % думают, что строгость на уроке ни к чему. (Рисунок 3)

8. 70 % считает, что педагог  должен обладать хорошим чувством  юмора, так как это располагает  к нему учащихся, 30 % считает, что  чувство юмора не имеет никакого  значения. (Рисунок 4)

Информация о работе Профессионально – личностные качества современного педагога