Профессионально – личностные качества современного педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить основные профессионально-личностные качества современного педагога в представлениях других педагогов, учащихся и их родителей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Теоретические:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить состояние проблемы
3. Провести сравнительный анализ представлений о профессионально-личностных качествах педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...…………...........3
Глава I. Представления о профессионально-личностных качествах педагога……………………....................................................................................5
1.1. Основные требования общества к профессиональным характеристикам педагога……………....................................................…........5
1.2. Профессиональное самосознание педагога………………………....9
Выводы по Главе I…………………………………………………………........13 Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме
образа современного педагога в представлении учеников,
других педагогов………………………………………………………….........15
2.1. Гипотеза, цель, задачи, методы исследования……..…….................15
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………....18
Выводы по Главе II………………………………………………………….….31
Заключение……………………………...............................................................32
Список литературы…………………………………....…………………...…33

Файлы: 1 файл

Курсовая 1дел.docx

— 145.30 Кб (Скачать файл)

 

               Необходимость строгости                 Чувство юмора педагога

                            на уроке                                             на уроке

                Рисунок 3.                                    Рисунок 4.

 

 1 - строгость необходима;                   1- чувство юмора на уроке необходимо;

2 - в строгости нет необходимости     2- чувство юмора не имеет значения.

9. Также все учащиеся отмечают, что педагог должен быть творческой личностью, с радостью организовывать различные мероприятия, учитывая пожелания ребят.

10. Только 30 % ребят считает, что педагогу необходимо сотрудничать с родителями, остальные же 70 % не считают это необходимостью.

11. 90 % опрошенных учеников не хотят, чтобы педагог становился им другом, и только 10 % не хотят сохранять дистанцию между учителем и учеником. Также учащиеся не хотели бы, чтобы учитель вмешивался в их межличностные отношения.

Вывод: Проведя анализ мини-сочинений учащихся, мы определили, что, по их мнению, современный идеальный педагог – это женщина 30 – 35 лет, в хорошей физической форме, обладающая высоким уровнем умственного развития, стильно одетая, коммуникабельная, пунктуальная, дружелюбная, являющаяся хорошим организатором различных мероприятий, знающая о событиях, происходящих в мире, о технических новинках. Ребята отмечают, что только уверенный в себе, раскованный педагог, способный говорить практически на любые темы с учащимися притягивает их и заставляет прислушиваться к нему. Что примечательно, что большинство детей хотят видеть перед собой строгого педагога.

Проанализировав результаты анкетирования родителей учащихся, мы определили, что:

1. 100 % родителей считает,  что педагог должен обладать  глубокими профессиональными знаниями.

2. 100 % родителей отмечает, что педагог должен постоянно  повышать уровень своей квалификации.

3. 90 % считает, что учитель  должен быть строгим по отношению  к учащимся.

4. Все родители уверены,  что учитель должен объяснять,  почему выставляет учащемуся  ту или иную оценку.

5. 99 % родителей также убеждено, что учитель должен совершенствоваться  как личность, и только 1 % родителей  считает, что это – личное  дело учителя.

6. Все родители без  исключения думают, что педагог  должен пропагандировать здоровый  образ жизни.

7. 84 % считает, что педагог  должен быть интересен учащимся, а 16 % отметило, что это условие  не является обязательным. (Рисунок  5)

 

                          Должен ли педагог быть интересен учащимся

                                                             Рисунок 5.

1 – педагог должен  быть интересен учащимся;

2- педагог не обязательно  должен быть интересен учащимся.

8. 80 % опрошенных родителей считает, что педагог должен быть творческой личностью, 20 % считает, что это не является обязательным условием.

9. 29 родителей (99 %) уверены, что учитель должен быть внимателен к учащимся и только одним родителям (3.5 %) все равно, будет учитель внимательным к детям или нет.

10. По мнению 30 % родителей учитель должен обладать адекватным чувством юмора, 3.5 % полагает, что учителю не должно быть присуще чувство юмора, а 66.5 % родителей все равно, есть ли у педагога чувство юмора, или нет. (Рисунок 6)

                       Должен ли педагог обладать чувством юмора

Рисунок 6.

 

1 - педагог должен обладать  чувством юмора;

2 - педагог не должен  обладать чувством юмора;

3 - это не имеет значения.

11. Все опрошенные родители полагают, что педагог должен быть хорошим организатором.

12. 57 % родителей считает, что педагог должен находить общий язык со всеми учащимися, 30 % считает, что педагог не должен искать общий язык с каждым учащимся и 13 % считает, что учителю не обязательно находить общий язык со всеми учащимися. (Рисунок 7)

         Должен ли педагог находить общий язык с каждым учащимся

Рисунок 7.

1 – педагог должен  находить общий язык со всеми  учащимися;

2 – педагог не должен  искать общий язык со всеми  учащимися;

3 – педагогу не обязательно  искать общий язык со всеми  учащимися.

13. Абсолютно все родители отметили, что педагог должен быть человеком коммуникабельным, пунктуальным и аккуратным.

14. А в отношении прогрессивности и информированности педагога, мнения разделились. 70 % «за» прогрессивность и информированность учителя, а 30 % все равно, будет ли педагог прогрессивным и информированным.

15. 100 % родителей за то, чтобы сотрудничать с учителями.

16. 80 % отметило, что педагогу не обязательно завязывать дружеские отношения с учащимися, 10 % считает, что педагогу следует быть учащимся другом и 10 % уверены, что педагогу не надо быть учащимся другом.

17. 34 % (10 человек) думает, что учителю не обязательно быть активным человеком, а 66 % считает, что учителю следует быть активным человеком.

18. 50 % родителей полагает, что педагог должен участвовать в отношениях между учащимися, 50 % думает, что педагог не должен этого делать.

19. 70 % родителей за то, чтобы учитель был современно и стильно одетым, в то время как 30 % считает, что это личное дело учителя – ему не обязательно следить за модой и одеваться стильно.

20. Все родители сошлись во мнении, что учителю следует быть человеком, уверенным в себе, честным, терпимым и дисциплинированным.

21. 70 % отметило, что учителю не обязательно обладать твердой волей и быть независимым человеком, 30 % же считает это обязательным условием профессиональной деятельности учителя.

22. 57 % (17 родителей) полагает, что учитель должен быть мудрым человеком, 43 % считает, что это не имеет никакого значения.

23. 30 % родителей считает, что педагогом должна быть женщина, 17 % полагает, что педагогом должен быть мужчина и 53 % уверено, что это не имеет значения.

24. 10 % (трое родителей) считает, что педагогу должно быть до 25 лет, 40 % считает, что педагогу должно быть от 25 до 35 лет и 50 % родителей уверены, что педагогу должно быть от 35 до 60 лет.

Вывод: проанализировав данные, полученные путем анкетирования родителей учащихся, мы определили идеальный образ современного педагога с точки зрения родителей – это квалифицированный специалист, которому около 45 лет, это творческая личность, не только обладающая глубокими знаниями своего предмета, но и информационная данными других областей науки, которые каждый день пополняются; человек аккуратный, пунктуальный, активный, дисциплинированный, коммуникабельный, пропагандирующий здоровый образ жизни, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию. Педагог должен сотрудничать с родителями, из чего можно сделать вывод, что, в свою очередь, они тоже готовы идти ему на встречу.

Проанализировав результаты анкетирования учителей, мы получили следующие данные:

1. Все учителя согласны  с тем, что они должны обладать  глубокими профессиональными знаниями.

2. Также все учителя,  независимо от того, хотят они  или нет, должны повышать свою  квалификацию. Многие учителя считают,  что это действительно необходимо, так как прогресс не стоит  на месте, и, прежде всего,  учителя должны идти в ногу  со временем и внедрять различные  инновационные методики преподавания, так как старые себя ужи  изжили.

3. 100 % учителей утверждает, что строгость на уроке необходима, чтобы дисциплина не выходила  из-под контроля.

4. 90 % учителей отмечает, что  объяснять объективность оценки  необходимо, а 10 % не считает это  обязательным занятием.

5. Также все учителя  согласны с тем, что педагог  должен совершенствоваться как  личность.

6. Все опрошенные отметили, что педагог должен пропагандировать  здоровый образ жизни, ведь  обучение – это не единственная  цель педагогической деятельности.

7. 70 % учителей полагает, что  педагог должен быть интересен  ученикам, как личность, 10 % учителей  считает, что учитель не должен  вызывать интерес у учеников  и 20 % отметили, что это не имеет  значения.

8. Все учителя считают,  что педагог должен быть личностью  творческой.

9. Также все учителя  отметили, что педагог должен  быть внимательным к ученикам.

10. Педагог должен обладать  адекватным чувством юмора. Таково  мнение всех опрошенных учителей.

11. Педагог должен быть  хорошим организатором. С этим  согласны все принимавшие участие  в анкетировании учителя.

12. Только 30 % педагогов считает,  что педагог должен находить  общий язык с каждым учащимся, и 70 % отметило, что педагогу не  обязательно находить общий язык  с учащимися. 

13. Педагогу, безусловно, необходимо  быть коммуникабельным человеком.

14. Все учителя отметили, что педагог должен быть человеком  пунктуальным, прогрессивным, информированным,  честным и дисциплинированным.

15. Только 1 % учителей отметил,  что педагогу необязательно быть  аккуратным человеком.

16. Все учителя убеждены, что хороший педагог должен  сотрудничать с родителями учащихся.

17. 95 % учителей утверждает, что педагогу не обязательно  быть другом учащимся, и лишь 5 % считает, что учитель должен  дружить с учащимися.

18. 75 % учителей полагает, что учителю не обязательно  быть активным человеком, в  то время как остальные 25 % считает,  что педагогу стоит вести активный  образ жизни. 

19. 95 % учителей считает,  что педагог не должен вмешиваться  в межличностные отношения учащихся, и только 5 % думает, что педагог  должен участвовать в их отношениях.

20. Только 35 % учителей полагает, что педагогу следует стильно  одеваться и следить за модой.

21. Только 30 % опрошенных учителей  считает, что педагог должен  быть уверенным в себе человеком,  остальные же 70 % не считает это  обязательным условием.

22. Мнения учителей по  поводу того, должен ли педагог  быть жизненно мудрым человеком,  разделились поровну. 50 % думает, что  должен, 50 % уверено, что не обязательно.

23. 90 % учителей уверено,  что педагог должен быть терпимым  человеком, и 10 % полагает, что  это условие не является обязательным.

24. 65 % (13 человек) считает,  что педагогу не обязательно  обладать твердой волей, 35 % считает,  что педагог должен обладать  этим качеством.

25. 65 % учителей считает,  что педагогу необходимо быть  независимым человеком и 35 % считает,  что это не играет никакой  роли.

26. 60 % считает, что учителей  должна быть женщина и 40 % считает,  что учителем должен быть мужчина. 

27. 15 % (5 человек) опрошенных  учителей, отметили, что учителю  должно быть до 25 лет, 25 % считает  – от 25 до 35 лет и 60 % полагает  – от 35 до 60 лет.

Проведя анализ анкетирования  учителей разных предметов, мы сделали  следующий вывод: по мнению опрошенных учителей, современный педагог –  это женщина примерно 45 лет, квалифицированный  специалист, обладающий глубокими знаниями преподаваемого предмета, это прогрессивный  человек, интересующийся событиями, происходящими  в мире, ведущий здоровый образ  жизни и пропагандирующий его. К  сожалению, этот человек не следит за модой и не считает нужно одеваться  стильно, зато он обладает такими качествами, как терпимость, дисциплинированность, аккуратность и пунктуальность.

Сравнительный анализ

     Теперь, проведем сравнительный анализ. Результаты в таблице № 1.

Качество

Учителя

Учащиеся

Родители

глубокие профессиональные знания;

100%

100%

100%

регулярное повышение  квалификации

100%

80%

100%

строгость по отношению к  ученикам;

100%

90%

90%

объяснение объективности  оценки;

90%

100%

100%

пропаганда здорового  образа жизни;

100%

100%

100%

совершенствование как личности;

100%

100%

99%

творческая личность;

100%

100%

80%

внимательность к ученикам;

100%

100%

99%

чувство юмора;

100%

70%

30%

хорошие организаторские  способности;

100%

100%

100%

поиск общего языка со всеми  учащимися;

100%

100%

57%

коммуникабельность;

100%

100%

100%

пунктуальность;

100%

100%

100%

аккуратность;

95%

100%

100%

прогрессивность;

100%

100%

70%

информированность;

100%

100%

70%

сотрудничество с родителями;

100%

30%

100%

дружба с учащимися;

5%

10%

80%

активность;

25%

100%

66%

участие в межличностных  отношениях учащихся;

95%

10%

50%

умение современно и стильно  одеваться;

35%

95%

70%

уверенность в себе;

30%

100%

100%

мудрость;

50%

95%

57%

честность;

100%

100%

100%

терпимость;

90%

100%

100%

обладание твердой волей;

65%

100%

30%

независимость;

65%

100%

70%

дисциплинированность;

100%

100%

100%

педагог - женщина;

60%

40%

30%

педагог - мужчина;

40%

10%

17%

до 25 лет;

15%

20%

10%

от 25 до 35 лет;

25%

70%

40%

от 35 до 60 лет.

60%

5%

50%

Информация о работе Профессионально – личностные качества современного педагога