Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:21, курсовая работа
Цель работы: определить основные профессионально-личностные качества современного педагога в представлениях других педагогов, учащихся и их родителей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Теоретические:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить состояние проблемы
3. Провести сравнительный анализ представлений о профессионально-личностных качествах педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей.
Введение………………………………………………………...…………...........3
Глава I. Представления о профессионально-личностных качествах педагога……………………....................................................................................5
1.1. Основные требования общества к профессиональным характеристикам педагога……………....................................................…........5
1.2. Профессиональное самосознание педагога………………………....9
Выводы по Главе I…………………………………………………………........13 Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме
образа современного педагога в представлении учеников,
других педагогов………………………………………………………….........15
2.1. Гипотеза, цель, задачи, методы исследования……..…….................15
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………....18
Выводы по Главе II………………………………………………………….….31
Заключение……………………………...............................................................32
Список литературы…………………………………....…………………...…33
Необходимость строгости Чувство юмора педагога
на уроке
Рисунок 3.
1 - строгость необходима; 1- чувство юмора на уроке необходимо;
2 - в строгости нет необходимости
9. Также все учащиеся отмечают, что педагог должен быть творческой личностью, с радостью организовывать различные мероприятия, учитывая пожелания ребят.
10. Только 30 % ребят считает, что педагогу необходимо сотрудничать с родителями, остальные же 70 % не считают это необходимостью.
11. 90 % опрошенных учеников не хотят, чтобы педагог становился им другом, и только 10 % не хотят сохранять дистанцию между учителем и учеником. Также учащиеся не хотели бы, чтобы учитель вмешивался в их межличностные отношения.
Вывод: Проведя анализ мини-сочинений учащихся, мы определили, что, по их мнению, современный идеальный педагог – это женщина 30 – 35 лет, в хорошей физической форме, обладающая высоким уровнем умственного развития, стильно одетая, коммуникабельная, пунктуальная, дружелюбная, являющаяся хорошим организатором различных мероприятий, знающая о событиях, происходящих в мире, о технических новинках. Ребята отмечают, что только уверенный в себе, раскованный педагог, способный говорить практически на любые темы с учащимися притягивает их и заставляет прислушиваться к нему. Что примечательно, что большинство детей хотят видеть перед собой строгого педагога.
Проанализировав результаты
анкетирования родителей
1. 100 % родителей считает,
что педагог должен обладать
глубокими профессиональными
2. 100 % родителей отмечает,
что педагог должен постоянно
повышать уровень своей
3. 90 % считает, что учитель
должен быть строгим по
4. Все родители уверены, что учитель должен объяснять, почему выставляет учащемуся ту или иную оценку.
5. 99 % родителей также убеждено,
что учитель должен
6. Все родители без
исключения думают, что педагог
должен пропагандировать
7. 84 % считает, что педагог
должен быть интересен
Должен ли педагог быть интересен учащимся
1 – педагог должен быть интересен учащимся;
2- педагог не обязательно
должен быть интересен
8. 80 % опрошенных родителей считает, что педагог должен быть творческой личностью, 20 % считает, что это не является обязательным условием.
9. 29 родителей (99 %) уверены, что учитель должен быть внимателен к учащимся и только одним родителям (3.5 %) все равно, будет учитель внимательным к детям или нет.
10. По мнению 30 % родителей учитель должен обладать адекватным чувством юмора, 3.5 % полагает, что учителю не должно быть присуще чувство юмора, а 66.5 % родителей все равно, есть ли у педагога чувство юмора, или нет. (Рисунок 6)
Должен ли педагог обладать чувством юмора
Рисунок 6.
1 - педагог должен обладать чувством юмора;
2 - педагог не должен обладать чувством юмора;
3 - это не имеет значения.
11. Все опрошенные родители полагают, что педагог должен быть хорошим организатором.
12. 57 % родителей считает, что педагог должен находить общий язык со всеми учащимися, 30 % считает, что педагог не должен искать общий язык с каждым учащимся и 13 % считает, что учителю не обязательно находить общий язык со всеми учащимися. (Рисунок 7)
Должен ли педагог находить общий язык с каждым учащимся
Рисунок 7.
1 – педагог должен находить общий язык со всеми учащимися;
2 – педагог не должен искать общий язык со всеми учащимися;
3 – педагогу не обязательно искать общий язык со всеми учащимися.
13. Абсолютно все родители отметили, что педагог должен быть человеком коммуникабельным, пунктуальным и аккуратным.
14. А в отношении прогрессивности и информированности педагога, мнения разделились. 70 % «за» прогрессивность и информированность учителя, а 30 % все равно, будет ли педагог прогрессивным и информированным.
15. 100 % родителей за то, чтобы сотрудничать с учителями.
16. 80 % отметило, что педагогу не обязательно завязывать дружеские отношения с учащимися, 10 % считает, что педагогу следует быть учащимся другом и 10 % уверены, что педагогу не надо быть учащимся другом.
17. 34 % (10 человек) думает, что учителю не обязательно быть активным человеком, а 66 % считает, что учителю следует быть активным человеком.
18. 50 % родителей полагает, что педагог должен участвовать в отношениях между учащимися, 50 % думает, что педагог не должен этого делать.
19. 70 % родителей за то, чтобы учитель был современно и стильно одетым, в то время как 30 % считает, что это личное дело учителя – ему не обязательно следить за модой и одеваться стильно.
20. Все родители сошлись во мнении, что учителю следует быть человеком, уверенным в себе, честным, терпимым и дисциплинированным.
21. 70 % отметило, что учителю не обязательно обладать твердой волей и быть независимым человеком, 30 % же считает это обязательным условием профессиональной деятельности учителя.
22. 57 % (17 родителей) полагает, что учитель должен быть мудрым человеком, 43 % считает, что это не имеет никакого значения.
23. 30 % родителей считает, что педагогом должна быть женщина, 17 % полагает, что педагогом должен быть мужчина и 53 % уверено, что это не имеет значения.
24. 10 % (трое родителей) считает, что педагогу должно быть до 25 лет, 40 % считает, что педагогу должно быть от 25 до 35 лет и 50 % родителей уверены, что педагогу должно быть от 35 до 60 лет.
Вывод: проанализировав данные, полученные путем анкетирования родителей учащихся, мы определили идеальный образ современного педагога с точки зрения родителей – это квалифицированный специалист, которому около 45 лет, это творческая личность, не только обладающая глубокими знаниями своего предмета, но и информационная данными других областей науки, которые каждый день пополняются; человек аккуратный, пунктуальный, активный, дисциплинированный, коммуникабельный, пропагандирующий здоровый образ жизни, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию. Педагог должен сотрудничать с родителями, из чего можно сделать вывод, что, в свою очередь, они тоже готовы идти ему на встречу.
Проанализировав результаты анкетирования учителей, мы получили следующие данные:
1. Все учителя согласны
с тем, что они должны
2. Также все учителя,
независимо от того, хотят они
или нет, должны повышать свою
квалификацию. Многие учителя считают,
что это действительно
3. 100 % учителей утверждает,
что строгость на уроке
4. 90 % учителей отмечает, что
объяснять объективность
5. Также все учителя согласны с тем, что педагог должен совершенствоваться как личность.
6. Все опрошенные отметили,
что педагог должен
7. 70 % учителей полагает, что
педагог должен быть интересен
ученикам, как личность, 10 % учителей
считает, что учитель не
8. Все учителя считают,
что педагог должен быть
9. Также все учителя отметили, что педагог должен быть внимательным к ученикам.
10. Педагог должен обладать
адекватным чувством юмора.
11. Педагог должен быть
хорошим организатором. С этим
согласны все принимавшие
12. Только 30 % педагогов считает,
что педагог должен находить
общий язык с каждым учащимся,
и 70 % отметило, что педагогу не
обязательно находить общий
13. Педагогу, безусловно, необходимо
быть коммуникабельным
14. Все учителя отметили,
что педагог должен быть
15. Только 1 % учителей отметил,
что педагогу необязательно
16. Все учителя убеждены,
что хороший педагог должен
сотрудничать с родителями
17. 95 % учителей утверждает, что педагогу не обязательно быть другом учащимся, и лишь 5 % считает, что учитель должен дружить с учащимися.
18. 75 % учителей полагает,
что учителю не обязательно
быть активным человеком, в
то время как остальные 25 % считает,
что педагогу стоит вести
19. 95 % учителей считает,
что педагог не должен
20. Только 35 % учителей полагает, что педагогу следует стильно одеваться и следить за модой.
21. Только 30 % опрошенных учителей
считает, что педагог должен
быть уверенным в себе
22. Мнения учителей по
поводу того, должен ли педагог
быть жизненно мудрым
23. 90 % учителей уверено,
что педагог должен быть
24. 65 % (13 человек) считает, что педагогу не обязательно обладать твердой волей, 35 % считает, что педагог должен обладать этим качеством.
25. 65 % учителей считает, что педагогу необходимо быть независимым человеком и 35 % считает, что это не играет никакой роли.
26. 60 % считает, что учителей
должна быть женщина и 40 % считает,
что учителем должен быть
27. 15 % (5 человек) опрошенных учителей, отметили, что учителю должно быть до 25 лет, 25 % считает – от 25 до 35 лет и 60 % полагает – от 35 до 60 лет.
Проведя анализ анкетирования учителей разных предметов, мы сделали следующий вывод: по мнению опрошенных учителей, современный педагог – это женщина примерно 45 лет, квалифицированный специалист, обладающий глубокими знаниями преподаваемого предмета, это прогрессивный человек, интересующийся событиями, происходящими в мире, ведущий здоровый образ жизни и пропагандирующий его. К сожалению, этот человек не следит за модой и не считает нужно одеваться стильно, зато он обладает такими качествами, как терпимость, дисциплинированность, аккуратность и пунктуальность.
Сравнительный анализ
Теперь, проведем сравнительный анализ. Результаты в таблице № 1.
Качество |
Учителя |
Учащиеся |
Родители |
глубокие профессиональные знания; |
100% |
100% |
100% |
регулярное повышение квалификации |
100% |
80% |
100% |
строгость по отношению к ученикам; |
100% |
90% |
90% |
объяснение объективности оценки; |
90% |
100% |
100% |
пропаганда здорового образа жизни; |
100% |
100% |
100% |
совершенствование как личности; |
100% |
100% |
99% |
творческая личность; |
100% |
100% |
80% |
внимательность к ученикам; |
100% |
100% |
99% |
чувство юмора; |
100% |
70% |
30% |
хорошие организаторские способности; |
100% |
100% |
100% |
поиск общего языка со всеми учащимися; |
100% |
100% |
57% |
коммуникабельность; |
100% |
100% |
100% |
пунктуальность; |
100% |
100% |
100% |
аккуратность; |
95% |
100% |
100% |
прогрессивность; |
100% |
100% |
70% |
информированность; |
100% |
100% |
70% |
сотрудничество с родителями; |
100% |
30% |
100% |
дружба с учащимися; |
5% |
10% |
80% |
активность; |
25% |
100% |
66% |
участие в межличностных отношениях учащихся; |
95% |
10% |
50% |
умение современно и стильно одеваться; |
35% |
95% |
70% |
уверенность в себе; |
30% |
100% |
100% |
мудрость; |
50% |
95% |
57% |
честность; |
100% |
100% |
100% |
терпимость; |
90% |
100% |
100% |
обладание твердой волей; |
65% |
100% |
30% |
независимость; |
65% |
100% |
70% |
дисциплинированность; |
100% |
100% |
100% |
педагог - женщина; |
60% |
40% |
30% |
педагог - мужчина; |
40% |
10% |
17% |
до 25 лет; |
15% |
20% |
10% |
от 25 до 35 лет; |
25% |
70% |
40% |
от 35 до 60 лет. |
60% |
5% |
50% |
Информация о работе Профессионально – личностные качества современного педагога