Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:21, курсовая работа
Цель работы: определить основные профессионально-личностные качества современного педагога в представлениях других педагогов, учащихся и их родителей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Теоретические:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить состояние проблемы
3. Провести сравнительный анализ представлений о профессионально-личностных качествах педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей.
Введение………………………………………………………...…………...........3
Глава I. Представления о профессионально-личностных качествах педагога……………………....................................................................................5
1.1. Основные требования общества к профессиональным характеристикам педагога……………....................................................…........5
1.2. Профессиональное самосознание педагога………………………....9
Выводы по Главе I…………………………………………………………........13 Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме
образа современного педагога в представлении учеников,
других педагогов………………………………………………………….........15
2.1. Гипотеза, цель, задачи, методы исследования……..…….................15
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………....18
Выводы по Главе II………………………………………………………….….31
Заключение……………………………...............................................................32
Список литературы…………………………………....…………………...…33
Выделенные проценты показывают, в чем мнения педагогов, родителей и учащихся совпадают. Мы видим, что требования к педагогу у каждого из исследуемых значительно увеличились, по сравнению с мнением учителей, учащихся и их родителей XX века (таблица №2). При этом многие параметры совпали, и мы можем представить образ педагога XXI века. Современный педагог должен: иметь профессиональные знания, пропагандировать здоровый образ жизни, быть честным, внимательным, коммуникабельным, обладать организаторскими способностями, быть терпимым. Таким образом, учитывая мнения педагогов, учащихся и их родителей в ходе нашего исследования мы провели сравнительный анализ образа педагога. Стоит обратить внимание, на желаемый возраст учителя. У учителей – это 50 лет, у родителей – 45 лет, у учащихся – 35 лет. Также стоит отметить отличия в требованиях, предъявляемых к современному педагогу учителями, родителями и учениками. В отличие от учителей, и родители, и учащиеся предъявляют высокие требования к стилю одежды, уверенности в себе терпимости учителя. Только родители отметили такое качество, как ровное отношение ко всем учащимся. Только ученики выделили такие качества, как обладание твердой волей, активность и независимость учителя. Только учителя выделили следующие качества: строгость по отношению к ученикам, чувство юмора на уроке и участие в межличностных отношениях учащихся.
Учителя |
Учащиеся |
Родители |
Профессиональные знания; |
Профессиональные знания; |
Профессиональные знания; |
повышение квалификации; |
Вежливость; Объяснение объективности оценки; |
Интеллигентность; Эрудиция; |
Пропаганда здорового образа жизни; |
Пропаганда здорового образа жизни; |
Пропаганда здорового образа жизни; |
Совершенствование своей личности; |
Совершенствование своей личности; |
Педагогическое мастерство; |
Честность; |
Честность; |
Честность; |
Творчество; |
Творчество; |
Ровное отношение ко всем учащимся; |
Внимательность; |
Внимательность; |
Внимательность; |
Обладание организаторскими способностями; |
Обладание организаторскими способностями; |
Обладание организаторскими способностями; |
Коммуникабельность; |
Коммуникабельность; |
Коммуникабельность; |
Чувство юмора; |
Активность; |
Прогрессивность; |
Пунктуальность; |
Стиль одежды; |
|
Терпимость; |
Терпимость; |
Терпимость; |
Уверенность в себе; |
Уверенность в себе; | |
возраст - 50 лет. |
возраст - 35 лет. |
возраст - 45 лет. |
Выводы по II главе
Таким образом, проведенное
нами эмпирическое исследование позволило
провести сравнительный анализ образа
современного педагога в представлении
учителей, учеников и их родителей.
Было выявлено, что идеальный образ
педагога в представлении учителей,
учеников и родителей во многом совпадают,
но есть качества, которым учащиеся
придают большое значение, а учителя
считают их незначительными. Например,
для учеников важно, чтобы педагог
был активным человеком, следил за своей
внешностью и находил общий язык
со всеми учащимися, был прогрессивным
и информированным, имел хорошее
чувство юмора, в то время как
педагоги большее внимание уделяют
таким качествам, как терпимость,
аккуратность и дисциплинированность.
Также учащимся не хочется видеть
в качестве педагогов людей преклонного
возраста, так как, по их мнению, это
люди, не способные мыслить
Родители же придают значение таким качествам учителя, как квалифицированность педагога, его стремление к саморазвитию, коммуникабельность, умение организовывать не только мероприятия, но и учебную и воспитательную деятельность учащихся. Для них важно, чтобы учитель был справедлив по отношению к детям, строг, но в то же время внимателен и тактичен.
Заключение
Таким образом, мы провели теоретическое и эмпирическое исследования. В ходе теоретического исследования мы выяснили, что в идеальном сознании образ педагога – это образ широкообразованного, доброго, чуткого, интеллигентного, красивого, хорошего психолога, то есть это образ универсального человека.
Эмпирическое исследование было проведено на основе проведенного в XX веке исследования советского психолога Э.А. Карандашева на тему, «Каким должен быть образ педагога?». Учитывая мнения педагогов, учащихся и их родителей в ходе нашего исследования мы провели сравнительный анализ образа педагога. При этом многие параметры совпали, и мы можем представить образ педагога XXI века. Современный педагог должен: иметь профессиональные знания, пропагандировать здоровый образ жизни, быть честным, внимательным, коммуникабельным, обладать организаторскими способностями, быть терпимым.
Мы подтвердили нашу гипотезу:
образ современного педагога складывается
из представлений о нем всех участников
учебно-воспитательного
Результаты нашего исследования могут быть интересны широкому кругу: педагогам, психологам, социологам, социальным работникам, а также родителям.
Список используемой литературы
1. Ананьев Б.Г. «Избранные психологические труды», М.: Педагогика, 1980
2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М.. 19872. Берне Р. Развитие "Я" концепции и воспитание. - М., 1988.
3. Бодалев А.А. «Личность и общение», М.: Просвещение, 1986
4. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М., Просвещение, 1965, Кузьмина Н.
5. Громкова М. О педагогической
подготовке преподавателя
6. Джуринский А.Н. «История педагогики», М.: Владос, 1999
7. Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Часть I: Живое Знание (2-е исправленное и дополненное издание). - Самара: Самарский Дом печати, 1998.
8. Кан-Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении», М.: Педагогика, 1989
9. Коломинский Я.Л., Оловникова Н.Г. Исследование взаимоотношений учителей и учащихся в социальной и педагогической психологии ГДР // Вопросы психологии, 1982,
10. Кондратьева С.В. «Учитель – ученик», М.: Просвещение, 1984
11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
12.. Кузьмина Н.В. «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», М.: Высшая школа, 1990.
13. Латышина Д.И. «История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX века)» М.: издательская группа «Форум» - «Инфра-м», 1998.
14.. Маркова А.К. «Психология труда учителя», М.: Просвещение, 1993.
15. Маркова А.К. «Психология профессионализма», М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996.
16. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.
17. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994
18. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // 19. Психологический журнал.- 1980.- №5
20. Никитина Н.Н.. Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2006
21. Орлов А.а. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус //Педагогика. – 1999
22. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум. – М., 2004.
23. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей. // Вопросы психологии,1982, № 5, С.139-141
24. Пискунов А.И. «История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века», М.: Творческий Центр Сфера, 2005.
25. Резниченко М.Г. Введение в педагогическую деятельность Самара: Издательство СГПУ, 2003.
26. Роботова, Т. В. Леонтьева и др. Введение в педагогическую деятельность/А. С. – М.: Академия, 2000
27.. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте. // Вопросы психологии.-1982
28. Сухомлинский В.А. «Избранные педагогические сочинения», М.: Педагогика, 1973 – Т.1
29. В.А. Сластенин «Педагогика», М.: «Школа – Пресс», 1997
30. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., Просвещение, 1976.
31.Шадриков В.Д. «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» М.: Наука, 1982.
Информация о работе Профессионально – личностные качества современного педагога