Профессионально – личностные качества современного педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить основные профессионально-личностные качества современного педагога в представлениях других педагогов, учащихся и их родителей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Теоретические:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить состояние проблемы
3. Провести сравнительный анализ представлений о профессионально-личностных качествах педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...…………...........3
Глава I. Представления о профессионально-личностных качествах педагога……………………....................................................................................5
1.1. Основные требования общества к профессиональным характеристикам педагога……………....................................................…........5
1.2. Профессиональное самосознание педагога………………………....9
Выводы по Главе I…………………………………………………………........13 Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме
образа современного педагога в представлении учеников,
других педагогов………………………………………………………….........15
2.1. Гипотеза, цель, задачи, методы исследования……..…….................15
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………....18
Выводы по Главе II………………………………………………………….….31
Заключение……………………………...............................................................32
Список литературы…………………………………....…………………...…33

Файлы: 1 файл

Курсовая 1дел.docx

— 145.30 Кб (Скачать файл)

                                                 Таблица №1

 

Выделенные проценты показывают, в чем мнения педагогов, родителей  и учащихся совпадают.  Мы видим, что требования к педагогу у каждого из исследуемых значительно увеличились, по сравнению с мнением учителей, учащихся и их родителей XX века (таблица №2). При этом многие параметры совпали, и мы можем представить образ педагога XXI века. Современный педагог должен: иметь профессиональные знания, пропагандировать здоровый образ жизни, быть честным, внимательным, коммуникабельным, обладать организаторскими способностями, быть терпимым. Таким образом, учитывая мнения педагогов, учащихся и их родителей в ходе нашего исследования мы провели сравнительный анализ образа педагога. Стоит обратить внимание, на желаемый возраст учителя. У учителей – это 50 лет, у родителей – 45 лет, у учащихся – 35 лет. Также стоит отметить отличия в требованиях, предъявляемых к современному педагогу учителями, родителями и учениками. В отличие от учителей, и родители, и учащиеся предъявляют высокие требования к стилю одежды, уверенности в себе терпимости учителя. Только родители отметили такое качество, как ровное отношение ко всем учащимся. Только ученики выделили такие качества, как обладание твердой волей, активность и независимость учителя. Только учителя выделили следующие качества: строгость по отношению к ученикам, чувство юмора на уроке и участие в межличностных отношениях учащихся.

 

                                                   Таблица №2

Учителя

Учащиеся

Родители

Профессиональные знания;

Профессиональные знания;

Профессиональные знания;

  повышение квалификации;

Вежливость; Объяснение объективности  оценки;

Интеллигентность; Эрудиция;

Пропаганда здорового  образа жизни;

Пропаганда здорового  образа жизни;

Пропаганда здорового  образа жизни;

Совершенствование своей  личности;

Совершенствование своей  личности;

Педагогическое мастерство;

Честность;

Честность;

Честность;

Творчество;

Творчество;

Ровное отношение ко всем учащимся;

Внимательность;

Внимательность;

Внимательность;

Обладание организаторскими способностями;

Обладание организаторскими способностями;

Обладание организаторскими способностями;

Коммуникабельность;

Коммуникабельность;

Коммуникабельность;

Чувство юмора;

Активность;

Прогрессивность;

Пунктуальность;

Стиль одежды;

 

Терпимость;

Терпимость;

Терпимость;

 

Уверенность в себе;

Уверенность в себе;

возраст - 50 лет.

возраст - 35 лет.

возраст - 45 лет.


 

 

                                  Выводы по II главе

Таким образом, проведенное  нами эмпирическое исследование позволило  провести сравнительный анализ образа современного педагога в представлении  учителей, учеников и их родителей. Было выявлено, что идеальный образ  педагога в представлении учителей, учеников и родителей во многом совпадают, но есть качества, которым учащиеся придают большое значение, а учителя  считают их незначительными. Например, для учеников важно, чтобы педагог  был активным человеком, следил за своей  внешностью и находил общий язык со всеми учащимися, был прогрессивным  и информированным, имел хорошее  чувство юмора, в то время как  педагоги большее внимание уделяют  таким качествам, как терпимость, аккуратность и дисциплинированность. Также учащимся не хочется видеть в качестве педагогов людей преклонного  возраста, так как, по их мнению, это  люди, не способные мыслить прогрессивно, вести интересные уроки, давать необходимую  информацию в такой форме, чтобы  в объяснение были вовлечены все  учащиеся.

Родители же придают значение таким качествам учителя, как  квалифицированность педагога, его  стремление к саморазвитию, коммуникабельность, умение организовывать не только мероприятия, но и учебную и воспитательную деятельность учащихся. Для них важно, чтобы учитель был справедлив по отношению к детям, строг, но в  то же время внимателен и тактичен.

 

                                  Заключение

Таким образом, мы провели  теоретическое и эмпирическое исследования. В ходе теоретического исследования мы выяснили, что в идеальном сознании образ педагога – это образ широкообразованного, доброго, чуткого, интеллигентного, красивого, хорошего психолога, то есть это образ универсального человека.

Эмпирическое исследование было проведено на основе проведенного в XX веке исследования советского психолога  Э.А. Карандашева на тему, «Каким должен быть образ педагога?». Учитывая мнения педагогов, учащихся и их родителей в ходе нашего исследования мы провели сравнительный анализ образа педагога. При этом многие параметры совпали, и мы можем представить образ педагога XXI века. Современный педагог должен: иметь профессиональные знания, пропагандировать здоровый образ жизни, быть честным, внимательным, коммуникабельным, обладать организаторскими способностями, быть терпимым.

Мы подтвердили нашу гипотезу: образ современного педагога складывается из представлений о нем всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учеников и их родителей.

Результаты нашего исследования могут быть интересны широкому кругу: педагогам, психологам, социологам, социальным работникам, а также родителям.

 

       Список используемой литературы

1. Ананьев Б.Г. «Избранные психологические труды», М.: Педагогика, 1980

2. Амонашвили Ш.А. Единство  цели. – М.. 19872. Берне Р. Развитие "Я" концепции и воспитание. - М., 1988.

3. Бодалев А.А. «Личность  и общение», М.: Просвещение, 1986

4. Гоноболин Ф. Н. Книга  об учителе. М., Просвещение, 1965, Кузьмина  Н.

5. Громкова М. О педагогической  подготовке преподавателя высшей  школы. — Высшее образование  в России. — 1994. —№4

6. Джуринский А.Н. «История педагогики», М.: Владос, 1999  

7. Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Часть I: Живое Знание (2-е исправленное и дополненное издание). - Самара: Самарский Дом печати, 1998.

 8. Кан-Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении», М.: Педагогика, 1989

9. Коломинский Я.Л., Оловникова Н.Г. Исследование взаимоотношений учителей и учащихся в социальной и педагогической психологии ГДР // Вопросы психологии, 1982,

10. Кондратьева С.В. «Учитель – ученик», М.: Просвещение, 1984

11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

12.. Кузьмина Н.В. «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», М.: Высшая школа, 1990.

13. Латышина Д.И. «История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX века)» М.: издательская группа «Форум» - «Инфра-м», 1998.

14.. Маркова А.К. «Психология труда учителя», М.: Просвещение, 1993.

15. Маркова А.К. «Психология профессионализма», М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996.

16. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.

17. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994

18. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // 19. Психологический журнал.- 1980.- №5

20. Никитина Н.Н.. Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2006

21. Орлов А.а. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус //Педагогика. – 1999

22. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум. – М., 2004.

23. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей. // Вопросы психологии,1982, № 5, С.139-141

24. Пискунов А.И. «История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века», М.: Творческий Центр Сфера, 2005.

25. Резниченко М.Г. Введение в педагогическую деятельность Самара: Издательство СГПУ, 2003.

26. Роботова, Т. В. Леонтьева и др. Введение в педагогическую деятельность/А. С.  – М.: Академия, 2000

27.. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте. // Вопросы психологии.-1982

28. Сухомлинский В.А. «Избранные педагогические сочинения», М.: Педагогика, 1973 – Т.1

29. В.А. Сластенин «Педагогика», М.: «Школа – Пресс», 1997

30. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., Просвещение, 1976.

31.Шадриков В.Д. «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» М.: Наука, 1982.

 


Информация о работе Профессионально – личностные качества современного педагога