ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

           Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально – экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящих людей. Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание многих ученых. Философы, социологи, педагоги, психологи и юристы рассматривали различные виды социальных отклонений: преступность, алкоголизм, наркотизм, суицидальное поведение и тому подобное.

Важная общественная значимость обсуждаемого вопроса становится особенно очевидной в период построения демократического государства с  рыночной экономикой. Начинающееся формироваться  стабильное  экономическое положение  страны, крушение прежнего мировоззрения, отсутствие знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям  и внутренним конфликтам.

Особенно трудно в  этот период пришлось подрастающему  поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста  правонарушений в других возрастных группах [8;5].

  Проблема отклоняющегося  поведения подростков – это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

В последнее время  в России увеличивается количество подростков, для которых цель жизни определяется лишь достижением материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий, и меньше работать, учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации.

Педагогам важно знать, что число нигде не учащихся подростков возросло среди несовершеннолетних правонарушителей более чем на 40% [12;6]. Отмечается омоложение преступности: 70% всех противоправных действий совершается лицами до 30 лет, среди которых большую часть составляют подростки. Молодежная преступность возросла в 1,5 раза, а подростков – почти в 2 раза [13;107].

Отклоняющееся поведение подростков – распространенное явление, сопровождающее процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода, и снижается после 18 лет. Многие ученые и практики указывают, что отклоняющееся поведение – это социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Проявления отклонений в поведении подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизнедеятельности. Девиации в поведении подростков могут быть обусловлены как внешними (экономическая нестабильность государства, конфликты в школе, неблагоприятная семейная атмосфера), так и внутренними (возрастной кризис, неуверенность в себе, повышенная тревожность) факторами.

Профилактика девиантного  поведения подростков должна быть организована в двух направлениях:

1. государственная политика, решающая проблемы беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних;

2. психопрофилактическая  работа с самим подростком: организация  позитивной деятельности, здорового  образа жизни.

Профилактика отклоняющегося поведения должна носить системный, комплексный характер, учитывать  возрастные и личностные особенности подростков.

  Социально-педагогическая работа по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков должна быть организована по следующим направлениям:

1. корректирующее воздействие  на ребенка средовыми факторами;

2. коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;

3.целенаправленный подбор методов, приемов, средств и культурно-массовых оздоровительных мероприятий.

Важно, чтобы коррекционно-педагогическая деятельность опиралась на прочную  базу координации усилий школы, семьи и социума в решении задач преодоления отклоняющегося поведения детей и подростков.

В наше время интерес к проблеме отклоняющегося поведения подростков проявляют многие авторы, среди них Е.В.Змановская, В.Г.Степанов, Л.Б.Шнейдер. Так, в учебных пособиях Е.В.Змановской рассматриваются актуальные вопросы психологии отклоняющегося поведения личности: феноменология данного явления, классификация видов, механизмы детерминации, методы социально-психологической превенции и интервенции [3]. В работах Л.Б.Шнейдер указываются причины, истоки, виды  и проявления девиантного поведения подростков, определяются и намечаются пути социально-ориентированного поведения детей и подростков [12]. В исследованиях В.Г.Степанова анализируются и систематизируются данные по проблемам так называемых трудных школьников, приводятся характеристики наиболее распространенных типов школьников, даются рекомендации по коррекции их поведения [12].

 

 

 

 

Объект исследования – социально-педагогическая работа с детьми.

Предмет исследования – профилактика и социально-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения детей.

Цель работы – изучить содержание работы по профилактике и социально-педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «отклоняющееся поведение».

    2. Классифицировать виды отклоняющегося поведения.

    3. Раскрыть факторы, обуславливающие формирование отклоняющегося поведения детей.

   4. Охарактеризовать меры по профилактике отклоняющегося поведения детей.

  5. Описать содержание работы по социально-педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей.

Методы исследования:

анализ литературы, классификация, обобщение.

 

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

 

1.1. ПОНЯТИЕ  «ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ»

 

 В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «отклоняющееся (девиантное) поведение».

 Термин «отклоняющееся поведение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

 Отклоняющееся поведение  может принимать самые разные  формы: преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

В простых обществах  с небольшим числом членов и несложной  структурой норм отклоняющееся поведение  легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. [4;376]

  Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой - поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей и какого поведения другие члены общества ожидают от него самого.

  Социальные отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с этим в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

 Социально-педагогические параметры отклоняющегося поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно.

 Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушении, то есть «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-значимого фактора. Третьи в отклоняющемся поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста, с другой стороны.

 Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые отличают его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека [1;12].

1.Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам, наиболее важных для данного общества в данное время.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации, следствием кризисной ситуации или следствием самообороны.

6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается    в    пределах      медицинской    нормы. Оно   не      должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними.

7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Данное поведение закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Социальная дезадаптация, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной девиантного поведения личности.

8. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное возрастно-половое своеобразие.

Таким образом, термин «девиантное  поведение» заставляет ученых и практиков  рассматривать его не как явление  временное, статичное, «здесь и теперь», а как связанное со всей прошедшей, настоящей и будущей жизнью человека, динамичное, определяемое духовными ценностями и смыслом жизни.

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

 

 Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами.

 Основная причина заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений.

 Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма». Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения.

 В то же время систематизации существуют и широко используются в рамках отдельных дисциплин. Условно можно выделить три подхода к проблеме поведенческих отклонений: социально-правовой, психологический и клинический. [3;305]

 В рамках социально-правового подхода в сваю очередь выделяются социологическое и правовое направления.

 Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные, которые группируются по нескольким направлениям:

  • в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
  • по значению последствий - негативные (вызывающие вредные последствия и создающие опасность) и позитивные;
  • по субъекту - отклонения конкретных лиц, неформальных групп, официальных структур, условных социальных групп;
  • по объекту - экономические, бытовые, имущественные нарушения и другие;
  • по длительности - единовременные и длительные;
  • по типу нарушаемой нормы - преступность, пьянство, наркотизм, самоубийства, проституция, хулиганство, коррупция, терроризм, расизм, геноцид, и так далее.

 В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время нормам и законам. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

Информация о работе ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ