ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

 Для выполнения такой сложной и важной задачи как предупреждение девиантного поведения подростков, необходимо осуществление с ними профилактической работы, которая организуется в следующих формах:

- организация социальной  среды;

- информирование;

- социальное обучение  социально-важным навыкам;

- организация деятельности, альтернативной девиантному поведению;

- организация здорового  образа жизни;

- активизация личностных  ресурсов;

- минимизация негативных  последствий девиантного поведения.

 Социально-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков поведения ребенка с помощью средств социально-педагогического воздействия.

 Коррекционная работа  с детьми с отклоняющимся поведением  состоит из следующих компонентов:

  • нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающим миром;
  • компенсация пробелов и недостатков в его общем развитии;
  • восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиацию);
  • формирование, восстановление и стимуляция положительных качеств личности;
  • усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта;
  • накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей;
  • искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.

Выделяют направлениями  коррекции отклоняющегося поведения детей:

  • «терапия средой»;
  • коррекционная направленность учебно-восптательного процесса;
  • целенаправленный подбор методов, приемов, средств и культурно-массовых оздоровительных мероприятий;
  • разработка и использование специальных социально-педагогических технологий.

 В. П. Кащенко разработаны педагогические методы коррекции девиантного поведения детей:

  • метод общественного влияния;
  • специальные или частнопедагогические методы;
  • метод коррекции через труд;
  • метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива

 В зарубежной и отечественной науке выделены принципы коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками:

     - принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

     - единство диагностики и коррекции, коррекции и развития;

     - единство возрастно-психологического и индивидуального в развитии;  
     - принцип коррекции «сверху вниз» (создание зоны ближайшего развития);  
     - принцип коррекции «снизу вверх» (тренировка уже имеющихся способностей);

     - деятельностный принцип осуществления коррекции;

     - нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;

     - понимание и сочувствие;

    - прагматизм психолого-педагогического воздействия;

    - своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;

    - принцип возрастания сложности;

    - учёт объёма и степени разнообразия материала и другие.

 Осуществляя данные направления психопрофилактической работы необходимо объединение усилий педагогов, социальных работников, психологов, родителей и личности самого подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема девиантного  поведения подростков – одна из важнейших психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие  различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди подрастающего поколения. Поведение несовершеннолетних зачастую стало принимать формы отклоняющегося. Все это свидетельствует о том, что молодежь сегодня особенно нуждается в помощи воспитателей и наставников.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Под отклонениями в поведении подростков такие  его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, педагогов, общественность. Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют угрозу окружающим людям, обществу в целом.

Нарушение социальных норм означает нарушение всех ожиданий и  требований, обязательных для всех членов общества, в котором они  предъявляются. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного социума в данное время; выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его.

При классификации видов  отклоняющегося поведения используются три подхода: социально-правовой, психологический и медицинский.

Способствовать поведенческим  девиациям подрастающего поколения  могут процессы разрушения родительской семьи, смена традиционных условий  воспитания, процессы противоречия между духовными и материальными потребностями подростков. Девиантное поведение есть результат неуспешного построения личностью своей жизнедеятельности, рассматриваемого в контексте времени [3;5].

Поэтому необходимо проводить с подростками активную профилактическую и коррекционную деятельность, включая в процесс работы учителей, психологов, социальных педагогов и родителей.

Для того чтобы подростки  умели делать здоровый выбор, их следует  обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у них ценности, позволяющие совершать правильный выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ