Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:12, курсовая работа
ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Преступления в свою очередь, в зависимости от степени общественной опасности подразделяются на следующие критерии: небольшой тяжести; тяжкие преступления; особо тяжкие.
По характеру действий преступления делятся так же на: преступления против личности, против экономики, против государственной службы, против мира и безопасности человека. Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы являются классификациями различных форм отклоняющегося поведения с правовой точки зрения.
Время рождает все новые формы правовых отклонений, например рэкет, организованную преступность, финансовые пирамиды, хакерство. Это в свою очередь, вызывает необходимость внесения постоянных изменений в законодательство. [3;339]
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. [10;345] Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения.
Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а так же действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания.
Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушения социальных норм и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс и внутридеструктивное поведение.
Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, аморально-безнравственного поведения.
В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.
Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и
понимания происходящего), снижения самооценки и эмоциональные нарушения.
В психологической литературе
можно встретить и другие подходы
к классификации видов
Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, и другие), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенство.
Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая или химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и другие).
Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологических и возрастных критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям. Международная классификация болезней (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):
Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям. Понятие «отклоняющегося поведения» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация». В свете основных педагогических задач воспитания и обучение учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьный, так и социальной дезадаптации.
В структуру школьной дезадаптаци наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушение взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения. Это дисциплинарные нарушения, прогулы, агрессивное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.
Признаками более масштабной - социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление пситхотропных веществ (алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. [3;339]
Таким образом, проблема классификации различных видов отклоняющегося поведения носит междисциплинарный характер, а также объясняется многообразием форм человеческого поведения и неопределенностью понятия «норма».
В тоже время условно выделяют три подхода к проблеме поведенческих отклонений: социально-правовой, психологический и медицинский.
1.3. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Проблемой классификации факторов, условий, причин девиантного поведения занимались многие отечественные ученые и практики: О.В. Хухлаева [11;86], И.А. Невский [3;338], Л.С.Колесова [6;338]. В большинстве работ факторами, влияющими на формирование отклоняющегося поведения детей, считаются:
Процессы, происходящие в обществе
Еще нестабильное экономическое положение страны, крушение традиционного мировоззрения и несформированность нового, отсутствие необходимых знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства послужило причиной возникновения серьезных трудностей в обществе и внутренних конфликтов среди населения. Особенно трудно пришлось в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться агрессивность и жестокость.
Резко возросла преступность среди молодежи. Конечно, правонарушения заметно увеличились и среди взрослого населения. Но все же 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Причем уровень подростковой преступности заметно выше, чем уровень преступности в других возрастных группах. Появляются новые виды отклоняющегося поведения. Молодежь участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления [9;5].
И.А. Невским, Л.С. Колесовой [3;338] был проведен экспертный опрос работников школ, в ходе которого их просили высказать свое мнение о внешних факторах отклоняющегося поведения подростков. По мнению опрошенных педагогов, экзогенными факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, являются следующие события, происходящие в обществе:
- отсутствие ясной
позитивной государственной
- несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
- безработица (явная и скрытая);
- отсутствие социальных
гарантий и государственной
- разрушение и кризис
традиционных институтов
- пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
- отсутствие своевременной
и квалифицированной
- недоступность для
детей качественного
- доступность табака, алкоголя, наркотиков.
Такие социально – экономические условия, как экономическая нестабильность в стране, обострение межнациональных конфликтов, всплеск преступности, разрушение социальной инфраструктуры обеспечения подростков и молодежи способствуют формированию девиантного поведения.
Неблагополучные отношения в сфере «ребенок – семья»
Истоки отклоняющегося поведения детей связаны главным образом с семейным неблагополучием, которое выражается не только и не столько в антисоциальном поведении родителей, сколько в отчуждении детей в родительской семье с первых этапов развитии их личности.
Тревожность, постоянное
ощущение враждебности среды, развивающие
соответствующие черты
Подобных взглядов на природу детских правонарушений и подростковой преступности придерживаются многие зарубежные психологи, которые связывают подобные формы отклоняющегося поведения детей с отсутствием эмоциональной защищенности в семье. Ученые исходят из того, что каждый член семьи естественным, спонтанным образом выполняют определенную роль в удовлетворении жизненных потребностей ребенка. Доказано, что чем более благополучны отношения между ребенком и матерью, тем прочнее связь между ребенком и другими объектами привязанности, тем меньше его стремление к другим социальным контактам. Именно альтруистическое отношение матери к своему ребенку создает у него ощущение защищенности и безопасности, что становится базой для расширения его позитивных контактов с другими лицами, а отсутствие материнской любви порождает ощущение угрозы, исходящей среды.
Криминогенные последствия может иметь семейное воспитание, направленное не на нравственное становление личности ребенка, а на удовлетворение любых его потребностей, капризов. Подобное часто встречается в семьях со скрытой формой неблагополучия.
Когда родители
уступают всем требованиям
Проблемы организации школьной жизни
Нарушение нормальных отношений подростка со взрослыми в сфере «ученик – учитель» приводят к тому, что у него формируются безнравственные жизненные установки, а, значит, девиантное поведение.
Так, по результатам исследования О.В. Хухлаевой [12;85], проведенного в московских школах, отношения в сфере «учитель – ученик» 40 - 50% подростков оценивают как напряженные и 20% - как конфликтные, вызывающие сильное неудовольствие. Поэтому многие подростки тяготятся учебой в школе и стремятся уйти из нее после 8 – 9 классов. Не находя понимания в школе, они чувствуют себя там униженными, они получают сочувствие «уличных» авторитетов и легко вовлекаются в асоциальную сферу окружения «улица – подворотня».
Информация о работе ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ