ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Влияние на формирование девиантного  поведения подростков оказывают  не только несостоявшиеся отношения  с педагогами, но и несовершенная  организация внутришкольной жизни. Здесь можно выделить следующие  проблемы:

- несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания; плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьями учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через общественность; нехватка учителей – предметников; частая отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе;

- профессиональная несостоятельность  части учителей, выражающееся в незнании детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик – учитель»; необъективный подход к оценке  знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и другие);

- внедрение новых несовершенных учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?».

По статистическим данным [1;62], 93,7% подростков с девиациями в поведении  в социально полезных группах  имели очень низкий социометрический статус и находились в изолированном положении в системе межличностных взаимоотношений со старшими и сверстниками. Это порождает у них чувство психологического дискомфорта. У подростков появляется чувство социальной неполноценности, неспособности, изолированности и оторванности от других людей.

 «Трудновоспитуемых» подростков влечет в асоциальные группы из-за их отчужденности в семье, школе, непринятия более благополучными сверстниками.

Психологические особенности личности ребенка

Известно, что в процессе развития детской психики существует три пика агрессивности и упрямства, которые совпадают с периодами возрастных кризисов:  от  2  до 4,   от 7  до  8  и   от  14 до 17  лет.  Это  связано  с    рядом                                                                                                                                             физиологических и социальных особенностей развития ребенка, которые влияют на сознание им своего места в жизни – в семье, школе, обществе. Каждый ребенок  проходит  через эти пики,  и не   исключено, что при определенном сочетании обстоятельств возможно формирование у него различных социальных отклонений, которые проявляются во внешней, поведенческой стороне, а также ведут к деформации ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, то есть к деформации системы внутренней регуляции.

В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение  в значительной степени определяется характерными для этого периода  жизни реакциями эмансипации, группирования  со сверстниками, увлечения (хобби), имитации, а также формирующимся сексуальным влечением. Именно эти реакции могут оказаться факторами, способствующими появлению девиантного поведения.

Таким образом, экономическая  нестабильность в стране, обострение межнациональных конфликтов, всплеск  преступности, разрушение социальной инфраструктуры обеспечения подростков и молодежи, неблагополучные отношения в сфере «ребенок – семья», недостатки учебно-воспитательной работы школ, отчужденные отношения с педагогами и сверстниками, а также психологические особенности личности ребенка способствуют формированию отклоняющегося поведения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

 На протяжении всей сознательной истории человечества проблема отклоняющегося поведения личности волновала многих ученых.

Существует множество  классификаций видов отклоняющегося поведения, но условно можно выделить три подхода к проблеме отклонений: социально-правой, психологический и клинический (медицинский).

В рамках социально-правового  подхода выделяются социологическое  и правовое направления.

Социологическое направление рассматривает следующие виды отклонений:

  • в зависимости от масштаба - массовые и индивидуальные отклонения;
  • по значению последствий - негативные и позитивные;
  • по субъекту - отклонения конкретных лиц, неформальных групп, официальных структур, условных социальных групп;
  • по объекту - экономические, бытовые, имущественные нарушения и другие;
  • по длительности - единовременные и длительные;
  • по типу нарушаемой нормы - преступность, пьянство, наркотизм, самоубийства, проституция, хулиганство, коррупция, терроризм, расизм, геноцид, и так далее.

 Правовое направление в зависимости от степени общественной опасности выделяет такие виды отклонений: преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

Согласно психологическому подходу (по Ц. П. Короленко и Т. А. Донских) отклоняющееся поведение делится на две группы: нестандартное и деструктивное.

 Змановская Е. В. выделяет три группы отклоняющегося поведения:

  • антисоциальное;
  • асоциальное;
  • аутодеструктивное.

Медицинская классификация называет следующие виды поведенческих расстройств:

  • психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ;
  • поведенческие синдромы, связанные с физиологическими и физическими нарушениями;
  • расстройство привычек и влечений;
  • расстройства сексуального предпочтения.

Рассмотренные классификации дополняются педагогическим подходом к поведенческим отклонениям, согласно которому выделяют: дисциплинарные нарушения, прогулы, агрессивное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.

 На формирование отклоняющегося поведения растущей личности влияют как внешние, так и внутренние факторы:

  • процессы, происходящие в обществе;
  • неблагополучные отношения в сфере «ребенок – семья»;
  • проблемы организации школьной жизни;
  • психологические особенности личности подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ  ДЕТЕЙ

 

2.1. ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

Девиантная личность не становится таковой внезапно. Как правило, ее асоциальные свойства  формируются постепенно  и задолго до  совершения проступка, который дает основание для качественно новой социально-правовой оценки ее как личности с отклонениями в поведении.

Предупреждение девиантного поведения детей – это, прежде всего, выявление и устранение факторов его детерминирующих.

Нужно помнить, что причины, условия и факторы, способствующие   формированию девиантного поведения, находятся в совокупности социальных отношений, которые составляют семья, школа, общественные организации и другие общественные институты. Являясь порождением социально-экономических и культурных трудностей общества, феномен девиантного поведения детей отражает в себе и характерные болезни этого общества.

В предупреждении отклоняющегося поведения большую роль играет общесоциальная система профилактики. Можно выделить следующие  общесоциальные профилактические меры:

1) Решение проблем  семьи, материнства, безнадзорности  и беспризорности  несовершеннолетних в неблагополучных семьях.

2) Существенное сокращение  подростковой и молодежной безработицы.

3) Материальное обеспечение  детского спорта, ремесленничества, творчества, досуга.

4) Нравственно-духовная  направленность воспитательной  работы с подростками с решительным устранением криминально-рыночной психологии, возрождение традиций славянской общности, справедливости ради высших социальных интересов.

5) Прекращение пропаганды  средствами массовой информации  культа насилия, вседозволенности, материального успеха любой ценой.

Для изучения влияния  телевидения на формирование девиантного  поведения несовершеннолетних исследователи  используют экспериментальные и  корреляционные методы (У. Бельсон, А. Бандура, Э.В. Лидская, А.Г. Данилова и другие). Исследования показывают, чем больше насилия в передачах, тем более агрессивным становится ребенок.

Выводы, сделанные на основании результатов многочисленных исследований состоят в том, что  телевидение является одной из причин, определяющих социальное насилие.

Возможности СМИ по формированию просоциального поведения огромны. Благодаря тонкости своего влияния средства массовой информации могут преподать детям уроки позитивного поведения.

6) Усиление индивидуальной  результативной профилактики девиантного  поведения со стороны подростков с психическими аномалиями.

В настоящее время  большинство исследователей указывают  на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ. А в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, кризису традиционной системы ценностей.

В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.

Но наблюдения за подростками, доставляемыми в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящимися в условиях, не связанных с изоляцией, показывают, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.

Вот почему в числе  причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками. Лучшая профилактика отклоняющегося поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем, предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда проступок уже совершен.

Для того чтобы правовые меры предупреждения были действенными, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

В основу деятельности по профилактике девиантного поведения  несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии:  человек не столько проявляется, но и формируется, развивается как личность в ходе реализации ведущей активности (деятельности и общения), желательно социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех.

Включение несовершеннолетних в общественно полезные виды деятельности (общения) является важной профилактической мерой.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ФОРМЫ  ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ

 

 

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы:

- массовость (приоритет  групповых форм работы);

- комплексность (организация  воздействия на различных уровнях  социального пространства, семьи  и личности);

- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

- позитивность информации;

- минимизация негативных  последствий;

- личная заинтересованность  и ответственность участников;

- максимальная активность  личности;

-устремленность в  будущее (оценка последствий поведения, актуализация   позитивных    ценностей и целей,   планирование     будущего без девиантного поведения).  

       Выделяется семь форм профилактической деятельности по предупреждению отклоняющегося поведения подрастающего поколения.

Первая форма – организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

Информация о работе ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ