ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Особое значение имеет  политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы – все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Работа с подростками  может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков – лидеров, проводящих соответствующую деятельность.

В рамках данного подхода  также предпринимаются попытки  создания поддерживающих «зон» и  условий, несовместимых с нежелательным  поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.

Вторая форма профилактической работы – информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотических  средств на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Метод действительно  увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень  девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызвать когнитивно - эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.

Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

Третья форма профилактической работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.

1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.                                                 

3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненными важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

В работе с детьми данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

Четвертая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантному поведения.

Она реализуется практически во всех программах оказания помощи  в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности – спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять  неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение    режима     труда и отдыха, общение с природой.   Такой    стиль  основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма – минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

В зависимости от используемых методов психопрофилактическая  работа может осуществляться в форме  тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.

В совокупности оказываемая детям помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личностного развития.

Наиболее успешное и полноценное проведение этой работы предполагает разработку методов выявления подростков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи; методов и приемов оказания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся отклонений в развитии личности, поведении, деятельности школьников различных возрастов; создание для них функционально целевой среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного развития личности.                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

 В современной социально-педагогической литературе понятие «Коррекция отклоняющегося поведения» рассматривается как система мер воспитательного, исправительно-трудового и других возможных направлений, имеющая своей целью привести такое поведение в соответствие с нормой.[2;26]

 Главная цель социального  педагога, решающего такую важную  социальную задачу, как приближение  развития детей к норме, - устранение  или уменьшение рассогласования между установленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) деятельностью. Поэтому важным в коррекционном процессе является правильный учет величины и характера рассогласования и оперативное исправление этого несоответствия между нормой и отклонением.

 Поскольку отклонение  в развитии и поведении чаще  всего существует как сложная  интегрированная проблема, то и  его коррекция решается с позиций  комплексного подхода, то есть  на основе глубокой диагностико-коррекционной  деятельности, выявления и изучения природы и этиологии отклонения в развитии и поведении. [2;29]

 Компоненты коррекционно-педагогической  работы с детьми и подростками  с отклоняющимся поведением [2;28]:

  • нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающим миром, прежде всего, с педагогами и детским коллективом;
  • компенсация пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и другое);
  • восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиацию);
  • постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;
  • интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;
  • усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
  • накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности, удовлетворяющей интересы детей и подростков;
  • исправление как преодоление отрицательного, то есть ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.

 Ведущими стратегическими направлениями коррекции отклоняющегося поведения детей являются [2;28]:

  • корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными) – то есть «терапия средой»;
  • специфическая организация учебно-восптательного процесса (его коррекционная направленность);
  • целенаправленный подбор методов, приемов, средств и культурно-массовых оздоровительных мероприятий;
  • разработка и использование специальных социально-педагогических технологий.

 Известный отечественный  ученый-педагог В. П. Кащенко ещё в 30-х годах выдвинул педагогические методы коррекции отклоняющегося поведения детей [5;207]:

1. Метод общественного  влияния (коррекция активно-волевых  дефектов, коррекция страхов, метод  игнорирования, метод культуры  здорового смеха, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция).  
2. Специальные или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)

3. Метод коррекции  через труд.

4. Метод коррекции  путём рациональной организации детского коллектива.  
          В зарубежной и отечественной науке описаны общие принципы коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:

   - принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

   - единство диагностики и коррекции, коррекции и развития;

   - единство возрастно-психологического и индивидуального в развитии;  
   - принцип коррекции «сверху вниз» (создание зоны ближайшего развития);  
   - принцип коррекции «снизу вверх» (тренировка уже имеющихся способностей);

   - деятельностный принцип осуществления коррекции;

   - нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;

   - понимание и сочувствие;

   - прагматизм психолого-педагогического воздействия;

   - своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;

   - принцип возрастания сложности;

   - учёт объёма и степени разнообразия материала и другие.[5;207] 

 Социально-педагогическую  коррекцию отклоняющегося поведения  детей и подростков необходимо выстраивать как целостную осмысленную деятельность, органически вписывающуюся в систему повседневной жизнедеятельности ребенка и систему его социальных отношений. 
Корреционно-педагогическая деятельность должна быть практико-ориентированной и нацеленной на высокий уровень результативности, пронизанной идеей сотрудничества и взаимодействия между объектом и субъектом этого процесса, между ученическим и педагогическим коллективами. [2;29]

 

 

ВЫВОДЫ

     

 Деятельность по предупреждению девиантного поведения подростков предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление семейного школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудновоспитуемого» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

 Общесоциальные меры по предупреждению девиантного  поведения подростков должны быть направлены на решение проблем семьи, материнства, сокращение молодежной безработицы. Внимание общества должно быть обращено к материальному обеспечению сфер подросткового досуга, на нравственное воспитание несовершеннолетних и прекращению агитации насилия и агрессии средствами массовой информации.

Информация о работе ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ