Профилактика наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Наркомания среди молодежи, осознаваемая сегодня как «проблема номер один», является лишь следствием, отражением глубоких внутренних противоречий как психического, так и социального плана. Многие попытки исправить ситуацию, предпринимаемые сегодня, сводятся к тому, что борьба часто направлена против самих наркотиков, организация и проведение других профилактических мероприятий -- все это значимо и эффективно, переключившись на социально-полезную деятельность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Индивидуально-психологические особенности наркозависимых…..…6
1.2. Схема индивидуальной профилактической работы по проблеме наркомании………………………………………………………………….….14
Глава2.Деятельностьсоциального педагога по проблеме наркомании…….19
2.1.Основные направления работы социального педагога по профилактике наркомании……………………………………………………………………..19
2.2.Применение различных методов профилактики наркомании среди несовершеннолетних в практической деятельности социального педагога …………………………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….…27
Библиография………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 85.30 Кб (Скачать файл)

Антинаркогенное воспитание - процесс формирования у детей и подростков особой личностной структуры антинаркогенной направленности, предотвращающей обращение к  одурманиванию как способу достижения субъективного положительного внутреннего  состояния и обеспечивающей индивидуальную возможность реализовать собственную  потребность в получении удовольствия за счет социально ценных источников.

Здоровый  образ жизни - сочетание видов  деятельности, обеспечивающее оптимальное  взаимодействие со средой, выступающее  в качестве условия физического, духовного, социального благополучия.

Педагогическая  профилактика - рассматривается как  особый способ организации социальной среды ребенка, препятствующий наркогенному заражению. Антинаркогенное воспитание при этом является основной базой  педагогической профилактики.

Масштаб модели педагогической профилактики: 

макромодель - рассматривается в рамках целого государства; 

мегомодель - действующая на уровне региона; 

микромодель - охватывающая ближайшую среду обитания (школа, семья и т. д.) 

Уровни  педагогической профилактики: 

первичная - направленная на предупреждение реального  приобщения детей и подростков к  одурманиванию; 

вторичная - предотвращающая развитие наркогенного заражения у несовершеннолетних; 

третичная - педагогическая реабилитация детей  и подростков со сформированной зависимостью. 

Педагог-консультант - специалист по работе с проблемами наркотиков и зависимостей в детской  молодежной среде:

квалифицированный (получивший специальное: психологическое, педагогическое, социально - педагогическое образование);.

пользующийся  устойчивым положительным авторитетом  и доверием в детско - молодежной среде, прошедший специальный профессиональный отбор для работы по должности;

осуществляющий  профессиональную деятельность в составе  социально-психологической службы или, в случае ее отсутствия, автономно;

реализующий теоретически, опытно, методически  обоснованный, обеспеченный алгоритм взаимодействия с ребенком, испытывающим зависимость и специалистами, способными оказать помощь в рамках проблем  ребенка;

включенный  в систему индивидуальной профилактической работы, как в образовательном  учреждении, так и в систему  профилактики на уровне округа, города;

выступающий основным организатором системы  индивидуального присмотра и  помощи детям по проблемам зависимостей.

Концепция профилактической работы с детьми и  молодежью по проблемам наркотиков и зависимостей базируется на совокупности доступных идей:

Каждый  ребенок и молодой человек, родитель, столкнувшийся с вопросами и  проблемами наркотиков и зависимостей, должен иметь возможность и право  на получение информации о помощи, в случае беды, права на получение этой помощи.

Органы  местного самоуправления, реализуя конвенцию  ООН, законодательство о правах ребенка, должны предложить несовершеннолетнему  адекватный набор услуг и видов  помощи, стабилизирующих ситуацию его  возможного благополучия /неблагополучия.

Адресная  системная профилактическая работа с детьми и молодежью способна обеспечить возможности стабилизации жизненного благополучия/неблагополучия ребенка, несовершеннолетнего, в случае возникновения проблем с наркотиками  и зависимостями силами и ресурсами  квалифицированных носителей индивидуальной профилактической работы: педагогами - консультантами, социальными педагогами, психологами, учителями, педагогами дополнительного  образования в той части, которая  касается их компетенции и возможностей.

Интеграция  носителей индивидуальной профилактической работы с детьми и молодежью по проблемам наркотиков, создание предпосылок  для возникновения комплексных  служб помощи детям, и молодежи - естественный результат управления, которым можно стимулировать  формирование единого информационного  и профессионального пространства в работе по проблемам наркотиков и зависимостей.

До сих  пор не изобретено более эффективного способа работы с проблемными  детьми и молодежью, чем индивидуальная психологическая, социальная помощь и  работа, сопровождение (патронирование) клиентов.

Поэтому социально - психологическая работа является основополагающим средством  помощи людям с различными видами трудностей.

Однако  индивидуально-профилактическую работу могут выполнять только специально подготовленные (технологически, методически, личностно) специалисты с высокой  мотивацией и готовностью помогать молодому человеку в решении его  проблем.

Ситуация  в городе с обеспеченными специалистами  нового поколения характеризуется  как слаборазвитая по сравнению  с другими регионами.

Основными проблемами являются:

нехватка  кадров для индивидуально - профилактической работы;

отсутствие  специалистов высшей педагогической квалификации;

- и самое  главное - несоответствие задач,  поставленных перед работником, уровню его профессиональной  компетенции, то есть главная  проблема организации индивидуально  - профилактической работы - кадровая.

На этом фоне принципиален механизм сотрудничества и системного построения деятельности педагогов-консультантов по проблемам  наркотиков в школах административного  округа.

Участники проекта достаточно ясно разводят компетенцию  и ответственность сторон участников проекта.

Управление  образования обеспечивает разработку локальной правовой базы деятельности специалистов, информационно - методическое сопровождение и контроль за целевым  использованием средств ставок и  специалистов.

 

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ПО ПРОБЛЕМЕ  НАРКОМАНИИ.

2.1 Основные направления  работы педагога-психолога  по профилактике  наркомании.

Профилактическая  работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку  высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно.

Акцент  на профилактику наркомании можно делать как в урочное время, так и  на классных часах.

Можно использовать различные формы проведения классных часов (беседа за круглым столом, час вопросов и ответов, викторина, дискуссия, устный журнал, чтение и  обсуждение статьи или фильма, час  встречи с врачом-наркологом, работниками  УВД или прокурором), но практика показывает, что лучше всего провести обсуждение результатов предварительного анонимного анкетирования в классе. В одной из российских школ удалось  выяснить, что в возрасте 15 лет  с наркотиками и токсичными веществами знакомы 15% учащихся, отношение к  наркотикам и у пробовавших их, и у не пробовавших - на 100% негативное; 57% учащихся знают произведения «массовой  культуры», воспевающие наркотики.

Если  никакие формы убеждения при  профилактике наркомании не имеют успеха, педагог должен принять решительные  меры по спасению жизни подростков из группы риска. Выявить юного наркомана  можно по следующим признакам:

зрачки  расширены;

движения  нескоординированы, незавершенны, неуверенны;

поведение резко меняется (от активности, до сонливости);

на лице у подростка - выражение блаженства, дополненное

неестественной  улыбкой;

нарушена  концентрация внимания;

речь  сбивчивая, невнятная.

В группу риска входят дети из неблагополучных  семей: подростки, склонные к курению  и выпивке (в сигарету может быть добавлена анаша, в спиртное - яд наркотика). При обнаружении подозрительных признаков ребенок должен быть немедленно направлен на обследование к врачу-наркологу.

Педагог должен знать и факторы, сдерживающие человека в приобщении к наркотикам:

желание вести нормальную, полноценную жизнь;

боязнь  привыкания и смерти;

стремление  нормально жить и радоваться жизни;

боязнь  принести страдания родным и близким;

множество печальных примеров;

осознание вреда здоровью и трудности излечения.

Анализа непоправимых последствий этих рычагов  при умелом манипулировании педагогу вполне достаточно, чтобы уберечь  подростков и юношей от опасности  увлечения.

Осознавая всю важность затронутой проблемы, разработана система мероприятий  по профилактике возникновения наркомании среди несовершеннолетних. Определены 3 наиболее важных направления деятельности:

первое - профилактическая работа со школьниками;

второе - просветительская работа с родителями;

третье - психолого-педагогическое просвещение  учителей, а также других педагогических работников.

Направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании среди подростков в общеобразовательной школе.

Со школьниками  Тематические занятия по психологии общения с учащимися 5-11 классов

Проведение  «круглых столов» с учащимися 9-11 классов

С родителями Проведение общешкольных родительских собраний с 1 по 11 классы

Семейное  и индивидуальное консультирование

С педагогами школы Выступление с докладами  на педагогических советах, семинарах

Проведение  социально-психологических тренингов

Индивидуальное  и групповое консультирование

В рамках первого направления проводятся классные часы психологии общения с  учащимися 5-11 классов. Цель данной работы - формирование психологической устойчивости подростков к асоциальному поведению, к различным видам социальной сознательности. Для более плодотворной работы на классных часах используются: интересные тесты, нестандартные анкеты. Школьникам нравятся сюжетно - ролевые  игры, игры с элементами тренинга. Неоценимую помощь в такой работе оказывают  притчи восточных народов, сказки Леонардо да Винчи. Рассказывание притч и  сказок сопровождаются красочными иллюстрациями, музыкальным оформлением, что помогает участникам более глубоко вникать  в сюжет повествования, лучше  понимать его скрытую мудрость, осознавать свой характер, свое поведение, лучше  чувствовать и воспринимать окружающий мир людей.

Анализируя  первое и второе направление профилактической работы по наркомании несовершеннолетних, выделяют основные методы психолого-педагогического  воздействия на формирование формально-нравственной личности подростков. Очень важным является семейное консультирование. На семейном консультировании практикуются разные методы: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий родителей, их расположенность к  ребенку, к его проблемам. Хорошо себя зарекомендовали регулярно  проводимые общешкольные родительские собрания, по различной тематике, вопросам обучения и воспитания школьников.

К профилактической работе по наркомании привлекают различных  специалистов: врача-нарколога, представителей по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, работников милиции и прокуратуры. Данные мероприятия лучше проводить  за «круглым столом». Во время проведения «круглых столов» родители и учащиеся получают ответы на многие вопросы, которые  ставит перед ними жизнь.

Организуя работу учащихся по самопознанию и  саморазвитию, необходимо также затронуть  вопрос выбора профессии старшеклассниками, так как для данного школьного  возраста выбор целей в жизни  имеет очень важное значение, в плане гармоничного развития подрастающего поколения. В школе ежегодно проводится «Ярмарка учебных заведений». Сюда приглашаются представители вузов, ССУЗ, ПТУ.

Третье  направление профилактической деятельности это психолого-педагогическое просвещение  педагогов. Данная работа проходит на педагогических советах, на индивидуальных консультациях учителей с педагогом-психологом, социальным педагогом. Целью такой  работы является ознакомление педагогов  с особенностями психологии и  воспитания учащихся разных возрастных групп. Положительный эффект здесь  имеют социально-психологические  игры, игры с элементами тренинга, проводимые психологом с педагогическим коллективом  школы.

Информация о работе Профилактика наркомании