Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:47, курсовая работа
Наркомания среди молодежи, осознаваемая сегодня как «проблема номер один», является лишь следствием, отражением глубоких внутренних противоречий как психического, так и социального плана. Многие попытки исправить ситуацию, предпринимаемые сегодня, сводятся к тому, что борьба часто направлена против самих наркотиков, организация и проведение других профилактических мероприятий -- все это значимо и эффективно, переключившись на социально-полезную деятельность.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Индивидуально-психологические особенности наркозависимых…..…6
1.2. Схема индивидуальной профилактической работы по проблеме наркомании………………………………………………………………….….14
Глава2.Деятельностьсоциального педагога по проблеме наркомании…….19
2.1.Основные направления работы социального педагога по профилактике наркомании……………………………………………………………………..19
2.2.Применение различных методов профилактики наркомании среди несовершеннолетних в практической деятельности социального педагога …………………………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….…27
Библиография………………………………………………………………….
Применяемые сегодня в целях профилактики и борьбы с наркоманией разнообразные методы, средства, формы дают различные результаты. Наиболее эффективными из них являются: беседы, диспуты, дискуссии, но не исключено, что по мере развития этой проблемы будут появляться новые формы работы с наркозависимыми подростками.
Библиография:
1. СБ. Белогуров.
Популярно о наркотиках и
2.М.И.Буянов. Размышления о наркомании / М. - 1990 г.
3.И.Г.Ванкон. наркотики - смертельная игра: Краткое руководство для тех, кто сталкивается с этой проблемой. - Чита, - 1998 г.
4.Ю.В.Василькова. социальная педагогика / М. - 2001 г.
5. И.А.Вишняков,
С.А. Маврин. Социальная работа
с молодежью; психологические
социально-педагогические
6. И.А.Вишняков,
С.А.Маврин. Реалии социальной работы
с молодежью: психологические
аспекты и социально-
7.А.Гаврильчук. Здоровый образ жизни, его принципы и составляющие // Основы безопасности жизнедеятельности - 2001 г.
8.Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. Почему это опасно - М., - 2002 г.
9.Л.С. Горбатенко. Родителям и педагогам: все о наркомании / Ростов-на-Дону - 2003 г.
10.Г.В. Горцев. Энциклопедия здорового образа жизни - М., - 2001 г.
11.С.Гурски. Внимание наркомания. - 1988 г.
12.С.Гурски. Внимание родители - наркомания / М. - 1989 г.
13.А.Данилин, И.Данилина. Как спасти детей от наркотиков / М. -2001г.
14.Л.М. Зюбин. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися /М. - 1982 г.
15.Н.Н. Исмуков. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. - М., - 2001 г.
16.З.В. Коробкина. У опасной черты: [О борьбе с алкоголизмом, наркоманией, курением] - М., - 1991 г.
17. Н.Н. Куинджи. Валеология / М. - 2001 г.
18.А.Н. Маюров. Антиалкогольное воспитание / М. - 1987 г.
19.Е. Миронов. Прощайте наркотики / С.-Петербург. - 2001 г.
20. О.Н. Мосеева, И.И. Тараданова. Выбираем мир без наркотиков / Омск - 2003 г.
20.А.В. Мудрик. Социальная педагогика / М - 2000 г.
21.А.Нейк. Наркотики / М. - 2001 г.
22.Ураков
И.Г. «Наркомания: мифы и
23. С.Подобед. Наркомания - болезнь века: Как с ней бороться? // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2001 г.
24. М.С. Прусс, Л.Л. Кельин. Как избавиться от наркотической зависимости / М. - 2002 г.
25. Н.И. Рожков, М.А. Ковальчук. Профилактика наркомании у подростков / М - 2003 г.
26. Е.П. Сгибнева. Классные часы в средней школе / М. - 2005 г.
27.Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. Профилактика наркомании у подростков / М. - 2001 г.
28.А.Смирнов. Здоровье и здоровый образ жизни // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г.
29. Ю.В. Татура. Наркомания. Тонкости, хитрости и секреты / М. - 2004г.
30. Р.Г.
Углов. Береги здоровье и
31. М.В. Шакурова. Методика и технология работы социального педагога / М. - 2002 г.
32. Мир
без наркотиков / Комиссия по молодежной
политике и туризму.
Приложения.
Приложение 1
Тест
«Твое отношение к наркотикам
и наркоманам»
Ответь
на предложенные тебе вопросы «да»
или «нет»:
1. Вызывает
ли у тебя наркоман чувство
неприязни?
Возникает
ли у тебя чувство тревоги, когда
ты слышишь, что подростков-наркоманов
становится в нашей стране больше?
Считаешь
ли ты, что легкий наркотик может
снять напряжение и повысить настроение?
Хотел
бы ты иметь друга, употребляющего наркотики?
Считаешь
ли ты, что наркотик вреден для человеческого
организма?
Уверен
ли ты, что без наркотика можно
хорошо провести время?
Есть
ли мотивы, оправдывающие употребление
наркотиков?
Испытываете
ли вы тягу к наркотикам?
Вызывает
ли у тебя любопытство разговор о
наркотиках?
Считаешь
ли ты, что наркоман может быть хорошим
сыном (дочерью)?
Нравится
ли тебе внешний вид наркомана?
Вызывает
ли у тебя недоумение человек, который
постоянно думает и говорит о
наркотиках?
Считаешь
ли ты, что наркотики делают жизнь
ярче и интересней?
Допускаешь
ли ты мысль, что в твоем окружении
могут быть люди, принимающие наркотики?
Можешь
ли ты резко осадить тех, кто с
восторгом говорит в твоем
присутствии о наркотиках?
Считаешь
ли ты, что наркоман - безответственный,
слабохарактерный человек?
Нравятся
ли тебе словечки из «лексикона» наркомана?
Считаешь
ли ты, что наркотики - зло?
Считаешь
ли ты, что наркотики вредят отношениям
с родственниками?
20. Избегаешь
ли ты тех людей, которые
одобряют наркоманию?
Поставьте
себе по одному баллу за каждый ответ
«да» на вопросы 1,2, 5, 6, 12, 15, 16, 18, 19,20
и по одному
баллу за каждый ответ «нет» на
вопросы 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 13,14, 17.
Если
ты набрал:
16-20 баллов.
Ты, в основном, правильно оцениваешь
пагубность наркомании. Твои взгляды
достаточно устойчивы, а
8-15 баллов.
Ты должен быть осторожен.
0-7 баллов.
Положение критическое. Ты
Приложение 2
Анкета
для изучения отношения к наркотикам
1. Знаете
ли Вы лично (не из газет
или передач по радио,
людей,
употребляющих:
Наркотики
знаю не знаю
другие
токсические вещества знаю не знаю
2. Если
Вы знаете людей,
Вам, где
они их достают?
в аптеке
в лечебных
учреждениях
у друзей,
знакомых
на черном
рынке
у взрослых,
употребляющих наркотики
в других
местах
мне это
не-известно
Знаете
ли Вы, сколько стоит порция наркотиков?
Доводилось
ли Вам пробовать:
наркотики
да нет
другие
токсические вещества да нет
5. Как
вы думаете, следует ли
Никаких
особых мер принимать не надо.
Следует
улучшить медицинскую помощь наркоманам.
Ко всем
наркоманам (токсикоманам) следует
применять строгие меры, привлекать
к административной и уголовной
ответственности.
4. Надо
прежде всего выявлять и
5. Не
знаю, не задумывался (-ась).
А теперь
несколько вопросов о Ваших взглядах
и мнениях?
6. Какие
из перечисленных жизненных
Верные
друзья.
Интересная
работа, профессия.
Материальное
благополучие.
Здоровье.
Уважение
людей.
Развлечение
и удовольствие.
Любовь.
Счастливая
семейная жизнь.
Талант,
одаренность.
Физическая
сила.
Учеба,
образование, знания.
Уверенность
в себе, независимость.
Секс.
Служебная
карьера.
Модная
одежда.
Иное (что
именно)?
О чем
Вы мечтаете? Чтобы Вы хотели, чтобы
сбылось в Вашей жизни?
Вы, очевидно,
знаете, что некоторые люди, особенно
из молодых, употребляют наркотики
и другие одурманивающие вещества.
Как Вы к этому относитесь?
Очень
отрицательно. Считаю, что это пропащее
дело.
Это их
личное дело.
Почему
бы не попробовать иногда.
Не знаю,
не задумывался.
Приложение 3
Классный
час.
Тема
«Наркотики и наркомания».
Рассказ
учителя. Тема нашего сегодняшнего разговора
серьезная и тяжелая: мы будем
говорить о наркотиках. Как, по-вашему,
что такое наркотики? (Ответы - 5 мин.).
Да, ребята, наркотики - это беда, разрушение
и смерть. Выращивание растений,
из которых впоследствии получают наркотики,
наносит смертельный вред окружающей
среде. Огромные площади лесов в
Южной Америке варварски
Обсуждение
темы. Как вы думаете, почему люди принимают
наркотики? (Ответы.) В основном люди
с помощью наркотиков рассчитывают
взбодриться или расслабиться. Одни
наркотики, такие, как экстази, кокаин,
являются возбудителями. Принимая их,
человек чувствует возбуждение,
прилив сил, готов бодрствовать целые
сутки. Другие вещества - героин, алкоголь,
вещества, входящие в состав некоторых
клеев, - называют «успокоителями», они
оказывают расслабляющее
Наркоманы
- люди без будущего, они думают только
о наркотике, сам наркотик разрушает
их мозг, легкие, печень, а мысли о
нем отбирают силы и разум. На одной
из московских дискотек без устали
танцевала 13-летняя девочка, позже ее
подруга сказала, что она приняла
какую-то капсулу, очень маленькую.
Вдруг девочка упала на пол. «Скорая
помощь» приехала вовремя, но спасти
ее не удалось, не приходя в сознание,
она умерла в машине. Что бы ни
было причиной употребления наркотиков
- скука, подражание друзьям, неумение
отказать - результат, скорее всего, будет
трагичным.