Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:47, курсовая работа
Наркомания среди молодежи, осознаваемая сегодня как «проблема номер один», является лишь следствием, отражением глубоких внутренних противоречий как психического, так и социального плана. Многие попытки исправить ситуацию, предпринимаемые сегодня, сводятся к тому, что борьба часто направлена против самих наркотиков, организация и проведение других профилактических мероприятий -- все это значимо и эффективно, переключившись на социально-полезную деятельность.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Индивидуально-психологические особенности наркозависимых…..…6
1.2. Схема индивидуальной профилактической работы по проблеме наркомании………………………………………………………………….….14
Глава2.Деятельностьсоциального педагога по проблеме наркомании…….19
2.1.Основные направления работы социального педагога по профилактике наркомании……………………………………………………………………..19
2.2.Применение различных методов профилактики наркомании среди несовершеннолетних в практической деятельности социального педагога …………………………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….…27
Библиография………………………………………………………………….
Только
в последнее время власть и
средства массовой информации стали
использовать новые формы и способы
антинаркотической пропаганды.
Закон
о легализации мягких наркотиков
принят в Голландии, но после его
принятия резко увеличилось количество
преступлений, а Голландия стала
наркоцентром Европы. Кроме того само
слово легализация приведет к
стиранию запрета на наркотики, и
миллионы людей, которые раньше не решались
попробовать пусть даже легкие наркотики,
теперь с удовольствием это сделают...
Безусловно есть и аргументы в
пользу данного закона:
1) Наркоманы
будут находиться на учете.
2) Государство
будет продавать им только
легкие и очищенные наркотики,
а средства от продажи пойдут
в бюджет. Однако все равно
данная программа обойдется
Основные наркотики, которые бытуют в странах СНГ, растительного происхождения, их выращивают крестьяне в Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Сибири и других регионах. И это не вина этих людей - это их беда, потому, что это в основном люди престарелого возраста, инвалиды, пенсионеры, у них нет другого способа прокормить свои семьи. Многие, особенно в отдаленных, высокогорных районах, живут только за счет этого. В этих местах наркотики - это деньги, которыми расплачиваются, меняют на товары, продукты. Это не бизнес для них, это способ выжить. И сколько бы с воздуха не опыляли ядохимикатами эти плантации, сколько бы не вводили войска в период цветения конопли и мака, сколько бы не проводили красивых милицейских облав - победить крестьянство невозможно. Но у государства нет выбора. В данном случае государство должно проявить патронаж над этой отраслью и ввести это в свои аграрные программы. Вообще в борьбе с наркоманией наибольшего успеха, как ни странно, добились Сингапур и
Малайзия,
где за все операции, связанные
с наркотиками - смертная казнь.
Безусловно,
антипропаганда очень эффективна, как
и Программы профилактики и борьбы
с наркоманией. И несмотря на нехватку
средств в милиции, на таможне и ФСБ
созданы специальные отделы борьбы с наркотиками,
но этих мер все равно недостаточно.[10]
Существующая
система наркологической помощи
ориентирована, прежде всего, на помощь
лицам уже страдающим химической
зависимостью и недостаточно эффективна
для оказания помощи потребителям наркотиков
на этапе начала заболевания. Профилактические
программы направленные на предотвращение
злоупотребления наркотиками и
токсикантами не получили должного распространения
в нашей стране.
Несмотря
на наличие богатого мирового опыта
в области профилактической наркологии,
оригинальных отечественных разработок,
коллективов способных
Попытки
решить проблему путем активизации
деятельности наркологической службы
страны не приносят должного результата.
Причин этому несколько: отсутствие
реального постоянного контакта
наркологов с коллективами несовершеннолетних
(которые являются основной средой
для приобщения к наркотикам), трудность
первичного выявления начальных
этапов алкоголизма и наркомании,
слабая материально- техническая база
наркологических учреждений.
Реальным
выходом из создавшейся ситуации
является привлечение к профилактической
работе педагогов и психологов средних
школ и других учреждений системы
образования. Очевидно, что максимальной
возможностью при проведении профилактики
обладают люди, имеющие постоянный
контакт с детьми и подростками,
которые могут уловить те нюансы
состояния и поведения, зачастую
ускользающие от родителей и специалистов
наркологов.
Обучение
педагогов основам
2.2 Педагогические
меры профилактики
Принципы
ведения профилактической работы
- Организация
мероприятий по профилактике
наркомании строится на основе
целевых программ, объединенных
общей концепцией
Цели
такой работы - создание в молодежной
среде ситуации, препятствующей злоупотреблению
наркотиками и снижающей вред
от их употребления.
Любая
профилактическая программа должна
включать в себя определенные виды
деятельности в каждом из следующих
направлений:
- Распространение
информации о причинах, формах
и последствиях
- Формирование
у подростков навыков анализа
и критической оценки
- Предоставление
альтернатив наркотизации.
Цель
работы в данном направлении - коррекция
социально-психологических
- Целевая
работа с группой риска - определение
групп риска и оказание
Взаимодействие
с организациями и структурами,
проводящими профилактическую работу.
Работа по изменению отношения к
злоупотребляющим наркотиками - оно
должно стать более гуманным. Однако
необходимо пресекать любые попытки
распространения идей о легализации
наркотиков, правомочности их употребления
и облегчении доступа к ним.
Это общие
принципы ведения профилактической
работы. Школа, как социальный институт,
обладает рядом уникальных возможностей
для их успешной реализации:
- Возможность
привития навыков здорового
- Влияние
на уровень притязаний и
- Свободный
доступ к семье подростка для
анализа и контроля ситуации.
- Возможность
привлечения специалистов по
профилактике.
Можно
сформулировать ряд правил построения
профилактических программ в школе:
Любая
работа в области антинаркотического
просвещения должна проводиться
только специально обученным персоналом
из числа работников школы в рамках
комплексных программ на базе утвержденной
концепции профилактической работы.
Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска.
В ходе
программ должна предоставляться точная
и достаточная информация о наркотиках
и их влиянии на психическое, психологическое,
социальное и экономическое благополучие
человека.
Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.
Необходимо
делать акцент на пропаганде здорового
образа жизни и на формировании жизненных
навыков, обязательных для того, чтобы
противостоять желанию
Родители
и другие взрослые, играющие важную
роль в жизни ребенка, должны вовлекаться
в разработку стратегии антинаркотического
просвещения.
Вот чего
не следует допускать, работая в
области антинаркотического просвещения:
Использования
тактики запугивания: неэффективность
такой тактики доказана.
Искажения
и преувеличения негативных последствий
злоупотребления наркотиками
Разового
характера действий, направленных на
профилактику.
Такой
подход не дает возможности подросткам
развивать навыки противостояния наркотикам.
Ложной
информации. Даже после однократной
ее подачи вся дальнейшая информация
будет отторгаться подростками,
которые сегодня достаточно хорошо
информированы.
Оправдания
употребления наркотиков, какими бы то
ни было причинами.
Подготовка
квалифицированных кадров - одно из
важнейших условий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Употребление
наркотиков - одна из наиболее серьезных
молодежных проблем в нашей стране.
Количество наркоманов постоянно растет,
а средний возраст их уменьшается.
Проблема усугубляется криминальной ситуацией,
риском заражения различными инфекциями,
включая СПИД.
Лечение
и освобождение от наркотической
зависимости - это целый комплекс
медицинских и социальных мероприятий.
Их реализация сопряжена с большими
материальными и моральными затратами,
а положительный исход возможен
далеко не всегда, так как на сегодня
адекватной системы помощи наркозависимым
не существует.
Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата.
Основной
акцент должен ставиться на профилактические,
превентивные меры.
Немедицинское
использование психоактивных
Во всем
мире школьные программы - это наиболее
распространенные формы антинаркотического
просвещения и в настоящий
момент они многим кажутся панацеей.
Но следует учитывать, что в нашей стране антинаркотические кампании базировались жесткой административной направленности всех мероприятий.
Опасения возможной социальной депривации обусловливали уклонение потребителей наркотиков и их родственников от наблюдения, лечения и любых контактов с государством. Профилактические программы должны создаваться не по распоряжению "сверху" и не в едином варианте для всех школ города.