Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:47, курсовая работа
Наркомания среди молодежи, осознаваемая сегодня как «проблема номер один», является лишь следствием, отражением глубоких внутренних противоречий как психического, так и социального плана. Многие попытки исправить ситуацию, предпринимаемые сегодня, сводятся к тому, что борьба часто направлена против самих наркотиков, организация и проведение других профилактических мероприятий -- все это значимо и эффективно, переключившись на социально-полезную деятельность.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Индивидуально-психологические особенности наркозависимых…..…6
1.2. Схема индивидуальной профилактической работы по проблеме наркомании………………………………………………………………….….14
Глава2.Деятельностьсоциального педагога по проблеме наркомании…….19
2.1.Основные направления работы социального педагога по профилактике наркомании……………………………………………………………………..19
2.2.Применение различных методов профилактики наркомании среди несовершеннолетних в практической деятельности социального педагога …………………………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….…27
Библиография………………………………………………………………….
Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» антинаркогенных барьеров, воспитания личностной устойчивости к наркогенному соблазну.
Динамика
развития общественных процессов в
России, интенсивный поиск ответов
на вопросы, которые обнажаются с
ростом наркотических зависимостей
в молодежной среде, стимулируют
появление новых
Нельзя не отметить рост многообразия индивидуально групповых методик, используемых в работе с молодежью, формирование режима взаимодействия и сотрудничества представителей различных общественных, государственных муниципальных организаций и специалистов в решении проблем борьбы с наркотиками.
Осуществляется апробация модели индивидуальной профилактической работы с детьми так называемой группы риска. Центральный компонент модели - педагог-психолог по работе с детьми группы риска:
- квалифицированный,
получивший специальное
- наделенный
ясными полномочиями в
функционально
реализующий эффективный
обеспеченный на уровне округа возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;
методически
и профессионально
включенный
в целостную систему контроля
и анализа результатов
поддерживаемый
управленческими решениями
Результаты внедрения модели индивидуальной профилактической работы с детьми группы риска красноречиво подтверждают определенную эффективность выбранного пути.
По отношению к этим детям реализуются функции педагогической профилактики и психологического сопровождения, осуществляется помощь и наблюдение по поводу эффекта ее оказания.
При этом сопоставление закрытых данных банка со статистикой правонарушений среди несовершеннолетних в целом обнаруживает отсутствие клиентов педагогов-психологов в списках правонарушителей. В худшем случае можно говорить о том, что среди правонарушителей - учащихся школ появляются новые имена, новые в негативном опыте (как для школы, так и для педагога-психолога). Это заставляет говорить о необходимости учета в работе педагога-психолога иных помимо его социально - бытового положения, показателей неблагополучия ребенка и очевидных признаков трудностей в обучении, общении.
Реализация
функции педагога-психолога по оказанию
помощи в защите и восстановлении
прав на образование повлияла на необходимость
создания новой образовательной
услуги, адекватной личностным и социальным
особенностям детей группы риска: возможности
обучаться по индивидуальному учебному
плану на основании персонального
постановления КДН. Кстати, в новом
законе «Об основах системы
Таким образом, модель индивидуальной профилактической работы демонстрирует определенный позитивный эффект в решении проблем несовершеннолетних, стабилизирует ситуацию детского неблагополучия средствами именно индивидуальной работы, осуществляемой системно.
Системный анализ сформированного опыта работы с детьми группы
риска, местного локального, регионального, российского и зарубежного,
учет появления новых правовых реальностей в виде Федерального Закона
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», Закона Омской области «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Омской области» позволяют в существующих условиях говорить о возможностях реализаций приоритетности индивидуальной профилактической работы именно по проблемам наркотиков.
2.2
Применение различных
методов профилактики
наркомании среди
несовершеннолетних
в практической
деятельности педагога-
Для исследования эффективности профилактических мероприятий наркомании среди несовершеннолетних была набрана группа в количестве 20 человек, возраст учащихся 14 лет.
Исследование проводилось на базе Межшкольного учебного комбината г. Тары.
Для выяснения отношения подростков к наркотикам и наркоманам использовались следующие диагностики: тест «Твое отношение к наркотикам и наркоманам» (приложение 1); анкета для изучения отношения к наркотикам (приложение 2).
На тест «Твое отношение к наркотикам и наркоманам» учащиеся отвечали серьезно и честно. Также к заполнению анкеты для изучения отношения к наркотикам ученики отнеслись не менее серьезно.
Проанализировав диагностики, можно сделать вывод, что 80% учеников правильно оценивают пагубность наркомании, а 20% имеют легкомысленный взгляд на эту проблему.
Для способствования
осознанию несовершеннолетними
наркозависимости и выработку у
них навыков защитного
Изготовление плаката «Мир без наркотиков». В этом задании принимали участие все учащиеся. Сначала ученики обсудили что будут рисовать, а затем приступили к изготовлению. Такие задания сплачивают коллектив, снимают напряжение в группе. На плакате ученики изобразили природу, теплый солнечный день и играющих детей. Так представляют себе ученики мир без наркотиков.
Следующим мероприятием был классный час на тему «Наркотики и наркомания» (приложение 3), в котором все учащиеся приняли активное участие и отнеслись очень серьезно. Они высказали свое мнение о наркотиках, о том можно ли избавиться от наркотической зависимости.
Очень
интересными были задания, цель которых
составить антинаркотические
Наверное, самым важным среди профилактических мероприятий стал диспут «За и против». Задача учеников состояла в том, что они должны придумать аргументы «за» употребление наркотиков, а наша задача найти аргументы «Против». Диспут прошел очень оживленно. Все-таки наши аргументы «против» были убедительнее.
Для закрепления аргументов «против» употребления наркотиков была проведена встреча учеников с медработником. Он отвечал на вопросы учеников, которые они задавали о наркотиках, наркоманах и болезнях, которыми страдают наркоманы.
Затем, чтобы проверить эффективность проведенных нами профилактических мероприятий мы предложили ученикам те же диагностики что и вначале исследования.
Проанализировав
данные, полученные из диагностик, можно
сделать вывод, что 100% учеников теперь
правильно оценивают пагубность
наркотиков. А также то, что профилактические
мероприятия оказывают
Заключение
В нашей стране накоплен значительный опыт антинаркотической работы - реабилитационной и профилактической. Актуальность этой проблемы возрастает день ото дня. Количество наркоманов и молодых наркозависимых возрастает в арифметической прогрессии. В среднем за год один наркоман вовлекает в это пагубное занятие десять человек. Каждый из них втягивает еще по десять и т.д. Цифры эти удручают. Но у нас уже формируется система профилактики.
Эффективность самого медицинского лечения составляет 5-10%. Лечением методами психологического воздействия занимаются работники медицины, психологические центры, а борьбой с распространением наркотиков - правоохранительные органы.
Также
в данной проблеме очень важна
роль педагогов. Учителя, психологи, социальные
педагоги играют решающую роль. Главная
педагогическая цель - сформировать психологический
иммунитет. Он заключается в том,
чтобы вызвать у молодого человека
отрицательное отношение к
Сегодня в школе есть предметы, которые позволяют системно вести разговор о вреде наркотических средств. Например, ОБЖ, валеология.
Одновременно
с наркотизацией в подростковой
среде широко распространяются рискованные
формы сексуально-девиантного
На основе высказанных положений можно сформулировать алгоритм решения проблемы и основанные направления антинаркотической профилактики.
Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготовки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.
Во-вторых, необходимо в экстренном порядке отработать реальные механизмы сотрудничества общества, различных общественных организаций и государственных структур с семьей. Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консультативных пунктов. Они должны на профессиональном уровне обеспечить семьям первичную помощь, они должны стать посредниками между семьей и специалистами.
В-третьих,
нужно найти достойное место
в общеобразовательных
В-четвертых, необходимо обеспечить реальную социальную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабилитационные центры, комиссии по защите прав несовершеннолетних).
Первичная профилактическая помощь должна опираться на школьную психологическую службу, на центры психолого-педагогической реабилитации, на сеть консультативных пунктов для детей и подростков.
Формируя
убеждение о вреде
Мы убедились на собственном опыте, что в просветительской работе не следует давать подробные сведения о наркотиках, о том, где и как они произрастают, как их изготавливают. Профилактическую работу с подростками следует вести педагогически мудро. Особенно важно раскрыть влияние на мозг и подчеркнуть, что процессы, происходящие в организме, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. «Важно донести до сознания подростка, что порабощенность наркотикам ведет к утрате жизненных перспектив, деградации личности. Убедить в том, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций».1
Эффективность
профилактической работы определяется
тем, насколько точно она