Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:17, реферат
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Ведение
Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу
1.1.Причины школьных неудач
1.2.Признаки отставания учащихся
1.3. Профилактика неуспеваемости
1.4. Рекомендации родителям
2. Профилактика неуспеваемости при переходе в среднюю школу
2.1. Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс.
2.2. Общие требования к уровню подготовки по разным предметам.
2.3. Причины неуспеваемости при переходе из начальной школы в среднюю
2.4. Психологическая работа с учащимися IV класса.
2.5.Рекомендации для профилактики неуспеваемости.
Заключение
Список литературы
«Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу и переходе в среднюю школу»
Содержание:
Ведение
1.1.Причины школьных неудач
1.2.Признаки отставания учащихся
1.3. Профилактика неуспеваемости
1.4. Рекомендации родителям
2. Профилактика неуспеваемости при переходе в среднюю школу
2.1. Психолого-педагогические
требования к ученику,
2.2. Общие требования к уровню подготовки по разным предметам.
2.3. Причины неуспеваемости при переходе из начальной школы в среднюю
2.4. Психологическая работа с учащимися IV класса.
2.5.Рекомендации для профилактики неуспеваемости.
Заключение
Список литературы
Введение
Под неуспеваемостью понимается
ситуация, в которой поведение и результаты
обучения не соответствуют воспитательным
и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость
школьников закономерно связана с их индивидуальными
особенностями и с теми условиями, в которых
протекает их развитие. Неуспеваемость
– это отставание в учении, при котором
за отведенное время учащийся не овладевает
на удовлетворительном уровне знаниями,
предусмотренными учебной программой,
а также весь комплекс проблем, который
может сложиться у ребенка в связи с систематическим
обучением (как в группе, так и индивидуально).
Неуспеваемость – одна из постоянных проблем, которую пытаются решить преподаватели различных учебных заведений самыми разными способами на протяжении всего учебного процесса.
Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.
Чтобы найти средства
преодоления неуспеваемости
1.Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу
1.1Причины школьных неудач:
1. Социально-экономические - материальная
необеспеченность семьи,
2. Причины биологического
3. Педагогические причины.
- жесткая унифицированная
- единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, интеллектуализм, недооценка эмоций.
- неумение ставить цели
- пренебрежение развитием
1.2.Признаки отставания учащихся
Данные признаки сигнализируют о том, на какого учащегося следует обратить внимание в ходе обучения с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Эти признаки могут быть обнаружены при проверке выполнения задания учащимся, в ходе общения учащегося с преподавателем при объяснении.
Эти признаки могут
быть выявлены при решении
конкретных задач, при
Эти признаки проявляются при выполнении более сложной деятельности заданий, или в ходе выполнения упражнений.
формулу без готового текста, не понимает его содержания.
Эти признаки проявляются при фронтальном опросе учащихся.
1.3.Профилактика неуспеваемости
Этапы урока |
Акценты в обучении |
1 |
2 |
1. В процессе кон-троля за подготовлен-ностью учащихся |
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для касса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустивших предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков обучающимися, выявить причины отставания. |
2. При изложения нового |
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал. |
3. В ходе самостоя-тельной |
Подбирать задания самостоятельной работы по наиболее существенным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения на устранение ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах учащихся. Инструктировать учащихся о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
4. При организации самостоятельно |
Включать в задания домашней работы упражнения на повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания на работу над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися. Не допускать перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
Если определить готовность ребенка к школе по статистическим данным, то в процентах -это выглядит так: среди детей 5 лет – не готовы 80%, 6 лет – 51 %, 6,5 лет – 32%, 7 лет – 13 %. Это психологически определено и объясняется тем, что произвольность психических процессов формируется у дошкольников только к 7-ми годам.
Составными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная и мотивационная готовность.
Интеллектуальная готовность. К ней относится развитие психических процессов: речи, мышления, памяти, внимания, воображения.
Как правило, компоненты готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка, когда малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми, как в сюжетные игры, так и в игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).
Важно читать ребенку вслух книги с продолжением. Можно спросить, что было бы, если изменить поведение героя или обстоятельства.Так ребенок начинает вникать в смысл происходящего. Тогда в школе он не будет складывать "землекопов с лопатами".
Психика ребенка развивается в игре. Понимая, что игра, как ведущий вид деятельности, порой уступает место обучению, наши педагоги стремятся игровую деятельность отнести к приоритетному виду деятельности.
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки (пальчиковая гимнастика, лепка, конструирование, рисование – не только на занятиях, а в течение дня).
Личностная готовность ребенка к школе выражается в умении строить отношения с учителем (умении регулировать свои действия и свое поведение, умении воспринимать учебную задачу); умении общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умении взглянуть на себя со стороны, умении выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других); отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
Самым
важным компонентом школьной готовности
психологи считают мотивационну
Самое важное для подготовки к школе - обеспечить достаточный уровень развития физических качеств (ловкости, выносливости и т.д.), двигательных навыков (мелкой и общей моторики), а также, его психических качеств (мышления, памяти, внимания, воображения, речи), который позволит ему успешно обучаться в школе, усваивать любую информацию. И в этом смысле наша система дошкольного образования имеет многолетние традиции и неоспоримые преимущества перед другими странами.
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.4
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения неуспеваемости
Особый подход к изложению учебного материала:
*эмоционально-образный (эмоциональный, наглядный, образный);
*аналитический (логический, проблемный);
*деловой;
*необычный.
- Показ, иллюстрирование,
*важность отдельных моментов в материале;
*трудность, сложность (
*новизна, познавательность
*историзм, современные достижения науки;
*интересные факты, парадоксы, противоречия;
- Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
- Показ значимости знаний, умений:
*личностной;
*общественной.
- Межпредметные связи.
- Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, определение задач.
- Предъявление требований к учащимся:
*по выполнению работы;
*по дисциплине;
- Характер деятельности учащихся:
*репродуктивный;
*творческий;
*копирующий.
- Создание ситуаций различного характера:
*проблемная;
*ситуативная;
*поисковая;
*дискуссия;
*игровая (познавательные игры, соревнования)
*эмоционального успеха, увлечения новым материалом.
- Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
- Контроль над деятельностью учащегося:
*тщательный (оценивание с подробным комментированием);
*беглый;
*взаимоконтроль и самоконтроль.
- Использование наглядных