Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу и переходе в среднюю школу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Содержание работы

Ведение
Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу
1.1.Причины школьных неудач
1.2.Признаки отставания учащихся
1.3. Профилактика неуспеваемости
1.4. Рекомендации родителям
2. Профилактика неуспеваемости при переходе в среднюю школу
2.1. Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс.
2.2. Общие требования к уровню подготовки по разным предметам.
2.3. Причины неуспеваемости при переходе из начальной школы в среднюю
2.4. Психологическая работа с учащимися IV класса.
2.5.Рекомендации для профилактики неуспеваемости.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

докл.проф.неусп..doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

«Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в  начальную школу и переходе в  среднюю школу»

 

Содержание:

Ведение

  1. Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу

1.1.Причины школьных  неудач

1.2.Признаки отставания учащихся

1.3. Профилактика неуспеваемости

1.4. Рекомендации родителям

2. Профилактика неуспеваемости при переходе в среднюю школу

2.1. Психолого-педагогические  требования к ученику, переходящему  из                                             начальной школы в пятый класс.

2.2. Общие требования к уровню подготовки по разным предметам.

2.3. Причины неуспеваемости  при переходе из начальной  школы в среднюю

2.4. Психологическая работа с учащимися IV класса.

2.5.Рекомендации для профилактики неуспеваемости.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. 
         Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.    Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Неуспеваемость –  одна из постоянных проблем, которую пытаются решить преподаватели  различных учебных заведений самыми разными способами на протяжении всего учебного процесса.

Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.

      Чтобы найти средства  преодоления неуспеваемости необходимо  выделить основные причины неуспеваемости учащихся.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу

1.1Причины школьных неудач:

1. Социально-экономические - материальная  необеспеченность семьи, неблагоприятная  обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях.

2. Причины биологического характера  - наследственные особенности, способности,  черты характера. Следует помнить,  что задатки наследуются от  родителей, а способности, увлечения,  характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцами приблизительно одинаковые возможности развития, которые зависят от социальной, семейной среды и воспитания.

3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя - решающий фактор развития школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Исследования показали более конкретные причины неудач в учебе:

- жесткая унифицированная система  обучения, содержание образования,  одинаковое для всех, неудовлетворяющее  потребности детей.

- единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, интеллектуализм, недооценка эмоций.

- неумение ставить цели обучения  и отсутствия эффективного контроля  за результатами.

- пренебрежение развитием ученика,  практицизм, натаскивания. Дидактическая,  психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе. Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие.1

 

 

 

1.2.Признаки отставания учащихся

Данные признаки сигнализируют о том, на какого учащегося следует обратить внимание в ходе обучения с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

 

  1. Учащийся не может самостоятельно решить поставленную перед ним задачу, наметить план ее решения; выделить главное в изучаемом материале, тексте, объяснении преподавателя.

Эти признаки могут быть обнаружены при проверке выполнения задания учащимся, в  ходе общения учащегося с преподавателем при объяснении.

 

  1. Учащийся не задает вопросов по существу изучаемого материала, пассивен во время урока, не делает попыток обратиться к дополнительной литературе по данному предмету.

     Эти признаки могут  быть  выявлены  при решении    конкретных задач, при рекомендации  использовать дополнительную рекомендуемую  литературу.

 

  1. Учащийся не может объяснить цель выполняемой им работы, не может сформулировать правило (утверждение), подтверждающее правильность выполняемой им работы, нарушает алгоритм выполнения задания, не может проверить полученный результат своей работы.

Эти признаки проявляются при выполнении более сложной деятельности заданий, или в ходе выполнения упражнений.

  1. Учащийся не может воспроизвести текст, определение  понятия, 

формулу без готового текста, не понимает его содержания.

Эти признаки проявляются при фронтальном  опросе учащихся.

 

  1. Учащийся безразличен к своим неудачам, не может дать объективной оценки своей работе, не контролирует себя. 2

 

1.3.Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

1

2

1. В процессе кон-троля за  подготовлен-ностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для касса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустивших предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков обучающимися, выявить причины отставания.

2. При изложения нового материала.

Обязательно проверять в ходе урока  степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.

3. В ходе самостоя-тельной работы  уча-щихся на уроке

Подбирать задания самостоятельной  работы по наиболее существенным разделам учебного материала, стремясь меньшим  числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения на устранение ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах учащихся. Инструктировать учащихся о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4. При организации самостоятельной ра-боты вне класса

Включать в задания домашней работы упражнения на  повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания на работу над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися. Не допускать перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.


 

                                                                                                                                                                      3

Подготовка  дошкольников к школе – залог  их успешного обучения в школе.

 

Если  определить готовность ребенка к  школе  по статистическим данным, то в  процентах -это выглядит так: среди детей 5 лет – не готовы 80%, 6 лет – 51 %, 6,5 лет – 32%, 7 лет – 13 %.  Это психологически определено и объясняется тем, что произвольность психических процессов формируется у дошкольников только к 7-ми годам.

Составными  компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная и мотивационная готовность.

Интеллектуальная готовность. К ней относится развитие психических процессов: речи, мышления, памяти, внимания, воображения.

Как правило, компоненты готовности к школе возникают  естественным путем при нормальном развитии ребенка, когда малыш много  играет сам, со сверстниками, со взрослыми, как в сюжетные игры, так и в  игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).

Важно читать ребенку вслух книги с  продолжением. Можно спросить, что  было бы, если изменить поведение героя или обстоятельства.Так ребенок начинает вникать в смысл происходящего. Тогда в школе он не будет складывать "землекопов с лопатами".

Психика ребенка развивается в игре. Понимая, что игра, как ведущий вид деятельности, порой уступает место обучению, наши педагоги стремятся игровую деятельность отнести к приоритетному виду деятельности.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки (пальчиковая гимнастика, лепка, конструирование, рисование – не только на занятиях, а в течение дня).

Личностная готовность ребенка к школе выражается в умении строить отношения с учителем (умении регулировать свои действия и свое поведение, умении воспринимать учебную задачу); умении общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умении взглянуть на себя со стороны, умении выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других); отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания.

Самое важное для подготовки к школе - обеспечить достаточный уровень развития физических качеств (ловкости, выносливости и т.д.), двигательных навыков (мелкой и общей моторики),  а  также, его психических качеств (мышления, памяти, внимания, воображения, речи), который позволит ему успешно обучаться в школе, усваивать любую информацию. И в этом смысле наша система дошкольного образования имеет многолетние традиции и неоспоримые преимущества перед другими странами.

  Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.4

 

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения неуспеваемости

 

  1. Посредством содержания:

Особый подход к изложению учебного материала:

*эмоционально-образный (эмоциональный, наглядный, образный);

*аналитический (логический, проблемный);

*деловой;

*необычный.

- Показ, иллюстрирование, выделение  отдельных моментов, привлекательных сторон содержания:

*важность отдельных моментов  в материале;

*трудность, сложность (показать  простоту и доступность);

*новизна, познавательность материала;

*историзм, современные достижения  науки;

*интересные факты, парадоксы,  противоречия;

- Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

-   Показ значимости знаний, умений:

*личностной;

*общественной.

-  Межпредметные связи.

 

 

  1. Посредством организации деятельности:

-   Целевая установка на  работу, ее краткая характеристика, определение  задач.

-   Предъявление требований  к учащимся:

*по выполнению работы;

*по дисциплине;

-   Характер деятельности  учащихся:

           *репродуктивный;

           *творческий;

           *копирующий.

-   Создание ситуаций различного  характера:

*проблемная;

*ситуативная;

*поисковая;

*дискуссия;

*игровая (познавательные игры, соревнования)

*эмоционального успеха, увлечения  новым материалом.

-    Анализ ошибок и оказание  необходимой помощи.

-    Контроль над деятельностью  учащегося:

*тщательный (оценивание с подробным  комментированием);

*беглый;

*взаимоконтроль  и самоконтроль.

- Использование наглядных пособий,  дидактических материалов, ТСО.

Информация о работе Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу и переходе в среднюю школу