3. Посредством
воспитательных взаимодействий (социально-психологические):
- Показ достижений каждого
конкретного учащегося, проявление
доверия к его силам и
возможностям, указание на недостатки
и рекомендации их преодаления.
- Проявление преподавателем собственных
положительных качеств в плане общения,
эрудиции, отношения к своему предмету.
Побуждение желания у учащихся приобретения
подобных качеств.
- организация в ученическом
коллективе дружеских взаимоотношений
(взаимопомощь, обмен мнениями,
взаимопроверка).5
Система мер по оказанию помощи неуспевающему
учащемуся
- Оказание помощи в планировании учебной деятельности (планирование повторения, выполнение минимума упражнений, необходимых для ликвидации пробелов, четкая алгоритмизация учебной деятельности, анализ типичных
ошибок и их устранение).
- Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
- Стимулирование учебной деятельности учащегося (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному самостоятельному труду и др.).
- Контроль за учебной деятельностью (частый опрос учащегося, проверка выполнения всех домашних заданий, активизация самоконтроля обучающегося).
- Различные формы взаимопомощи.
- Дополнительные занятия с неуспевающим учеником преподавателя.
Меры предупреждения неуспеваемости
- Повышение эффективности каждого урока преподавателя.
- Формирование познавательного интереса к учению, положительной мотивации у обучающихся .
- Индивидуальный подход к учащимся.
- Индивидуальная система домашних заданий (дифференцированная).
- Усиление работы с родителями учащихся.
- Организация работы ученического коллектива по повышению ответственного отношения к обучению
1.4.Рекомендации родителям
Первоклассники
в период освоения грамоты нередко
встречаются с трудностями в
написании букв. Дети неправильно
держат ручку, при этом очень напряжены.
Петельки и крючки оказываются неровными,
линии «дрожащими», нажим неравномерный,
буквы получаются разного размера, пишутся
не на рабочей строке, расстояние между
буквами не выдерживается. Все это говорит
о том, что графический навык у ребенка
вовремя не сформирован. Развитие этого
навыка зависит не только от качества
мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности
мышц, точности и координации психических
процессов внимания, зрительной и двигательной
памяти, пространственных представлений.
Помогают
освоить каллиграфию способность
к наблюдению, сравнению, к творческому
воображению, интерес ребенка к
работе, его усидчивость, аккуратность.
Подготовительную
работу следует начинать в три
– четыре года. Упражнения
на начальном этапе на первый взгляд далеки
от письменных, но приближают ребенка
к успехам. Приложите усилия, чтобы развить,
укрепить детскую руку и пальчики, сделать
их послушными, ловкими, подвижными.
Не
надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка
карандаш и мучиться над работой в прописях.
Первые неуспехи вызовут разочарование
и даже раздражение.
Позаботьтесь
об успешности деятельности ребенка, подкрепите
его интерес к буквам, книгам.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение,
вышивание, вязание, выжигание, разные
виды ручного труда – это эффективные
пути подготовки руки к письму.
Так же родители должны
- Испытывать уважение к ребенку как к личности.
- Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
- Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению.
- Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необходимые для этого навыки.
- Поощрять успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.
- Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок.
- Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
- Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).
- Строго придерживаться режима дня.
- Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности организовать посещения бассейна.
- Во время выполнения домашнего задания (не более 90 минут) проводить физкультминутки, следить за осанкой ребенка.
- Следить, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30-60 минут.
- Обеспечить отход ребенка ко сну проветрить комнату. По возможности провести аэроионизацию помещения с помощью лампы Чижевского в течение 15-20 минут.
- Перед сном предложить ребенку принять
ванну с водой комфортной температуры,
при этом следить за тем, чтобы он закрыл
глаза и лежал не двигаясь.
- Для снятия возбуждения перед сном можно использовать аромалампу с маслом лаванды (2-3 капли).
- Посидеть на кровати рядом с ребенком: мягко, плавно погладить
его по спине вдоль позвоночника, поцеловать,
сказать, что завтра все будет хорошо,
все у него получится, что он очень умный
и добрый.
- Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у
изголовья детской кровати противопоказано).6
2.Профилактика
неуспеваемости при переходе
в среднюю школу
Переход из начальной школы в
среднюю является кризисным этапом
в школьной жизни. Он связан с возрастанием
нагрузки на психику ученика, поскольку
в пятом классе происходит резкое изменение
условий обучения.
Дети переходят от одного основного
учителя к системе "классный руководитель
– учителя-предметники", появляется
кабинетная система. Разнообразие требований,
предъявляемых к школьнику учителями
(нередко фактором, осложняющим процесс
адаптации у пятиклассников, служит именно
рассогласованность и даже противоречивость
требований разных педагогов), необходимость
на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному
стилю преподавания педагога – все это
является серьезным испытанием для психики
школьника.
2.1.Психолого-педагогические требования
к ученику, переходящему из начальной
школы в пятый класс.
Требования к психологическому
развитию выпускника начальной школы:
- самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);
- настойчивость (умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатое дело до конца);
- инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь);
- организованность;
- сформированность культурно-гигиенических навыков;
- волевая регуляция поведения («сила воли»);
- рефлексия.
Психолого-педагогические
требования, касающиеся интеллектуального
развития ученика, переходящего в 5 класс:
- Развитие мышления:
- умение выделять главное и обобщать;
- умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;
- умение сравнивать;
- умение рассуждать;
- умение делать выводы;
- умение доказывать.
- Развитие памяти:
- умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами
заучивания;
- умение организовать процесс воспроизведения;
- умение контролировать свою память, произвольно ею управлять.
- Развитие внимания:
- устойчивость внимания в течение урока.
- Развитие речи:
- понимание смысла изученных понятий и использовать речь как инструмент мышления;
- использование сложных речевых конструкций;
- связное изложение своих мыслей;
- умение доказать свою мысль;
- достаточный словарный запас;
- грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).
Психолого-педагогические требования,
касающиеся поведения и общения
ученика, переходящего из начальной
школы в 5 класс:
- Общие требования, касающиеся общения:
- умение сочувствовать и сопереживать;
- уважение ко всем людям;
- неагрессивность;
- открытость в общении;
- умение дать и принять обратную связь;
- способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.
- Общение со сверстниками:
- умение работать в группе, в паре;
- умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности:
- приветливость, доброжелательность,
- умение считаться с мнением
сверстников,
- умение отстаивать свое мнение,
наличие друзей товарищей;
- умение разрешать конфликты мирным путем.
- Общение с классным руководителем, учителями:
- умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами
на уроках и вне учебной деятельности;
- отсутствие боязни учителя;
- уважение к учителю.
- Соблюдение социальных и моральных норм:
- способность к ответственному поведению, в том числе моральная регуляция поведения;
- понимания смысла норм и правил поведения;
- понимание необходимости принятия правил;
- соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.
- Отношение ученика к себе:
- положительное восприятие себя;
- отсутствие агрессивности («Я не считаю других виновными в моих трудностях»);
- способность действовать независимо;
- умение объективно и оптимистично оценивать себя и свои возможности (позитивно-адекватная самооценка).
Психолого-педагогические требования,
касающиеся мотивационной сферы
ученика, переходящего в 5 класс:
1. Внутренняя мотивация
должна преобладать над внешней,
то есть:
- ученику интересны изучаемые предметы;
- ученик понимает ценность и необходимость получения знаний по предметам;
- ученику нравится процесс получения знаний.
- Развит мотив самообразования (потребность самостоятельно получать знания).
2.2.Общие требования к уровню подготовки
по разным предметам.
Ученик должен уметь
в соответствии с программными требованиями
по предмету:
- воспроизводить знания;
- применять знания, решать практические
и учебные задачи;
- различать, сравнивать;
- приводить примеры.
- Общеучебные знания, умения и навыки:
- умение ставить цели, осознание учебных задач;
- умение планировать свою учебную деятельность (планировать самостоятельную работу на уроке и дома, выбирать более рациональные пути выполнения
работы);
- умение организовать свою учебную деятельность (организовать свое рабочее место в классе и дома, режим работы);
- умение воспринимать информацию, работать с различными источниками информации (чтение, работа с книгой, словарем или справочником, библиографический
поиск, слушание речи, запись, управление
своим вниманием, наблюдение, запоминание
и. т. д);
- умения и навыки мыслительной деятельности (осмысливание и переработка учебного материала, выделение главного, запоминание, построение рассказа, ответа,
речи, аргументирование, применение, информации,
написание сочинений, решение задач);
- умение оценивать и осмысливать результаты соей деятельности (самоконтроль, анализ результатов, рефлексия).
- Общие требования к ведению тетрадей:
- писать аккуратно, разборчивым почерком;
- единообразно выполнять надписи на обложке тетради;
- соблюдать поля с внешней стороны;
- указывать дату выполнения работы;
- писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ;
- обозначать номер упражнения (задания), указывать
вид выполнения работы; указывать, где
ваполняется работа (домашняя или классная);
- соблюдать красную строку;
- выполнять аккуратно подчеркивания, использовать линейку, карандаш;
- при необходимости использовать принятые условные обозначения;
- исправлять ошибки.