Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу и переходе в среднюю школу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Содержание работы

Ведение
Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу
1.1.Причины школьных неудач
1.2.Признаки отставания учащихся
1.3. Профилактика неуспеваемости
1.4. Рекомендации родителям
2. Профилактика неуспеваемости при переходе в среднюю школу
2.1. Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс.
2.2. Общие требования к уровню подготовки по разным предметам.
2.3. Причины неуспеваемости при переходе из начальной школы в среднюю
2.4. Психологическая работа с учащимися IV класса.
2.5.Рекомендации для профилактики неуспеваемости.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

докл.проф.неусп..doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Посредством воспитательных взаимодействий (социально-психологические):

-  Показ достижений каждого  конкретного учащегося, проявление  доверия к  его силам и  возможностям, указание на недостатки  и рекомендации их преодаления.

-  Проявление преподавателем собственных положительных качеств в плане общения, эрудиции, отношения к своему предмету. Побуждение желания у учащихся приобретения подобных качеств.

-  организация в ученическом  коллективе дружеских взаимоотношений  (взаимопомощь, обмен мнениями, взаимопроверка).5

 

 

 

Система мер по оказанию помощи неуспевающему  учащемуся

 

  1. Оказание помощи в планировании учебной деятельности (планирование повторения, выполнение минимума упражнений, необходимых для ликвидации пробелов, четкая алгоритмизация учебной деятельности, анализ типичных ошибок и их устранение).

 

  1. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
  2. Стимулирование учебной деятельности учащегося (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному самостоятельному труду и др.).

 

  1. Контроль за учебной деятельностью (частый опрос учащегося, проверка выполнения всех домашних заданий, активизация самоконтроля обучающегося).

 

  1. Различные формы взаимопомощи.

 

  1. Дополнительные занятия с неуспевающим учеником преподавателя.

 

 

Меры предупреждения неуспеваемости

 

  1. Повышение эффективности каждого урока преподавателя.

 

  1.  Формирование познавательного интереса к учению, положительной мотивации у обучающихся .

 

  1. Индивидуальный подход к  учащимся.

 

  1. Индивидуальная система домашних заданий (дифференцированная).

 

  1. Усиление работы с родителями учащихся.

 

  1. Организация работы ученического коллектива по повышению ответственного отношения к обучению

 

 

1.4.Рекомендации родителям

Первоклассники  в период освоения грамоты нередко  встречаются с трудностями в  написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.

Помогают  освоить каллиграфию способность  к наблюдению, сравнению, к творческому  воображению, интерес ребенка к  работе, его усидчивость, аккуратность.

Подготовительную  работу следует начинать в три  – четыре года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам. Приложите усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными.

Не  надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение.

Позаботьтесь  об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к буквам, книгам. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда – это эффективные пути подготовки руки к письму.

Так же родители должны

 

  • Испытывать уважение к ребенку как к личности.
  • Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
  • Развивать и поддерживать  интерес ребенка к обучению.
  • Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания  здоровья, развивать необходимые для этого навыки.
  • Поощрять успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.
  • Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок.
  • Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
  • Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).
  • Строго придерживаться режима дня.
  • Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности организовать посещения бассейна.
  • Во время выполнения домашнего задания (не более 90 минут) проводить физкультминутки, следить за осанкой ребенка.
  • Следить, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30-60 минут.
  • Обеспечить отход ребенка ко сну проветрить комнату. По возможности провести аэроионизацию помещения с помощью лампы Чижевского в течение 15-20 минут.
  • Перед сном предложить ребенку принять ванну с водой комфортной температуры, при этом следить за тем, чтобы он закрыл глаза и лежал не двигаясь.
  • Для снятия возбуждения перед сном можно использовать аромалампу с маслом лаванды (2-3 капли).
  • Посидеть на кровати рядом с ребенком: мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получится, что он очень умный и добрый.
  • Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изголовья детской кровати противопоказано).6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Профилактика  неуспеваемости при переходе  в среднюю школу

Переход из начальной школы в  среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения.

Дети переходят от одного основного  учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

2.1.Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс.

 

Требования к психологическому развитию выпускника начальной школы:

  • самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);
  • настойчивость (умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатое дело до конца);
  • инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь);
  • организованность;
  • сформированность культурно-гигиенических навыков;
  • волевая регуляция поведения («сила воли»);
  • рефлексия.

 

 

 

Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального  развития ученика, переходящего в 5 класс:

  1. Развитие мышления:
  • умение выделять главное и обобщать;
  • умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;
  • умение сравнивать;
  • умение рассуждать;
  • умение делать выводы;
  • умение доказывать.

 

  1. Развитие памяти:
  • умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания;
  • умение организовать процесс воспроизведения;
  • умение контролировать свою память, произвольно ею управлять.

 

 

  1. Развитие внимания:
  • произвольность внимания;
  • устойчивость внимания в течение урока.

 

  1. Развитие речи:
  • понимание смысла изученных понятий и использовать речь как инструмент мышления;
  • использование сложных речевых конструкций;
  • связное изложение своих мыслей;
  • умение доказать свою мысль;
  • достаточный словарный запас;
  • грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).

 

Психолого-педагогические требования, касающиеся поведения и общения  ученика, переходящего из начальной  школы в 5 класс:

  1. Общие требования, касающиеся общения:
    • умение сочувствовать и сопереживать;
    • уважение ко всем людям;
    • неагрессивность;
    • открытость в общении;
    • умение дать и принять обратную связь;
    • способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.

 

  1. Общение со сверстниками:
  • умение работать в группе, в паре;
  • умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности:

- приветливость, доброжелательность,

- умение считаться с мнением  сверстников,

- умение отстаивать свое мнение, наличие друзей товарищей;

  • умение разрешать конфликты мирным путем.

 

  1. Общение с классным руководителем, учителями:
  • умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности;
  • отсутствие боязни учителя;
  • уважение к учителю.

 

  1. Соблюдение социальных и моральных норм:
  • способность к ответственному поведению, в том числе моральная регуляция поведения;
  • понимания смысла норм и правил поведения;
  • понимание необходимости принятия правил;
  • соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.

 

  1. Отношение ученика к себе:
  • положительное восприятие себя;
  • отсутствие агрессивности («Я не считаю других виновными в моих трудностях»);
  • способность действовать независимо;
  • умение объективно и оптимистично оценивать себя и свои возможности (позитивно-адекватная самооценка).

 

Психолого-педагогические требования, касающиеся мотивационной сферы  ученика, переходящего в 5 класс:

1. Внутренняя мотивация  должна преобладать над внешней,  то     есть:

  • ученику интересны изучаемые предметы;
  • ученик понимает ценность и необходимость получения знаний по предметам;
  • ученику нравится процесс получения знаний.

 

  1. Развит мотив самообразования (потребность самостоятельно получать знания).

 

2.2.Общие требования к уровню подготовки по разным предметам.

Ученик должен уметь  в соответствии с программными требованиями по предмету:

- воспроизводить знания;

- применять знания, решать практические и учебные задачи;

- различать, сравнивать;

- приводить примеры.

 

 

  1. Общеучебные знания, умения и навыки:
  • умение ставить цели, осознание учебных задач;
  • умение планировать свою учебную деятельность (планировать самостоятельную работу на уроке и дома, выбирать более рациональные пути выполнения работы);
  • умение организовать свою учебную деятельность (организовать свое рабочее место в классе и дома, режим работы);
  • умение воспринимать информацию, работать с различными источниками информации (чтение, работа с книгой, словарем или справочником, библиографический поиск, слушание речи, запись, управление своим вниманием, наблюдение, запоминание и. т. д);
  • умения и навыки мыслительной деятельности (осмысливание и переработка учебного материала, выделение главного, запоминание, построение рассказа, ответа, речи, аргументирование, применение, информации, написание сочинений, решение задач);
  • умение оценивать и осмысливать результаты соей деятельности (самоконтроль, анализ результатов, рефлексия).

 

  1. Общие требования к ведению тетрадей:
  • писать аккуратно, разборчивым почерком;
  • единообразно выполнять надписи на обложке тетради;
  • соблюдать поля с внешней стороны;
  • указывать дату выполнения работы;
  • писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ;
  • обозначать номер упражнения (задания), указывать вид выполнения работы; указывать, где ваполняется работа (домашняя или классная);
  • соблюдать красную строку;
  • выполнять аккуратно подчеркивания, использовать линейку, карандаш;
  • при необходимости использовать принятые условные обозначения;
  • исправлять ошибки.

Информация о работе Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу и переходе в среднюю школу