Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу и переходе в среднюю школу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Содержание работы

Ведение
Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу
1.1.Причины школьных неудач
1.2.Признаки отставания учащихся
1.3. Профилактика неуспеваемости
1.4. Рекомендации родителям
2. Профилактика неуспеваемости при переходе в среднюю школу
2.1. Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс.
2.2. Общие требования к уровню подготовки по разным предметам.
2.3. Причины неуспеваемости при переходе из начальной школы в среднюю
2.4. Психологическая работа с учащимися IV класса.
2.5.Рекомендации для профилактики неуспеваемости.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

докл.проф.неусп..doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Требования к устной и письменной речи учащегося:

Учащиеся должны уметь:

  • говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;
  • отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;
  • излагать мысли логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
  • правильно и точно пользоваться русским языком для передачи высказывания;
  • строить высказывание в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном) в зависимости от цели и ситуации общения;
  • отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;
  • оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических норм, чисто и аккуратно.7

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Причины неуспеваемости при переходе из начальной школы в среднюю

Действительно, обучение в средней  школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей  самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.

Переход учащихся из начальной школы  в среднюю справедливо считается  кризисным периодом. Многолетние  наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения совпадают  по времени с началом физиологических  изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в  пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются  предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и  очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.

Новые предметы, учителя, правила. Период адаптации к новым правилам и  требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Переход в среднюю школу может  совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

Сформировавшись однажды, неуверенность  в себе, в своих способностях «переходит»  с ребенком из класса в класс. Ребенок  как бы заранее считает, что у  него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д.

Очень частое явление — ребенок  плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни

 

 

 

2.4.Психологическая работа с учащимися IV класса.

Здесь мы остановимся прежде всего на особенностях проведения массового психологического обследования четвероклассников. Такое обследование поможет составить представление об актуальном уровне их развития, индивидуальных особенностях, выявить трудности, проблемы отдельных школьников, в том числе и такие, которые пока еще не достигают большой глубины и силы, не так явно выражены в поведении.

Содержание программы обследования должно учитывать те характеристики, которые составляют психологическую  готовность к обучению в средней  школе, а также наиболее существенные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей этого возраста. Вероятно, любая программа не сможет охватить все эти вопросы. Мы предлагаем один из возможных вариантов обследования третьеклассников, который включает в себя этапы первоначального знакомства с классом и проведения углубленного психологического обследования.

Первоначальное знакомство с классом. Основная цель этого этапа - изучение особенностей поведения в реальных учебных ситуациях, их взаимоотношения  со всеми учителями. Сюда входит и изучение поведения педагогов и воспитателей групп продленного дня. Изучаются особенности педагогического стиля педагога, характер его реакций в разных ситуациях, ориентация преимущественно на простое воспроизведение детьми усваиваемых знаний (репродуктивная установка) или на творческое, самостоятельное осмысливание ими материала (продуктивная установка), как относится учитель к отличникам, неуспевающим, "недисциплинированным", "средним" ученикам и т. п.

На этом этапе уже можно определить характер отношения учеников к учебным предметам, их активность на уроках, поведение на переменах (в присутствии учителя и в его отсутствии), контактность школьников и содержание этих контактов с новым для них взрослым. Все эти вопросы направлены на уяснение психолого-педагогического климата, который сложился в классе к моменту обследования. Данные, полученные на этом этапе, нужны для выбора дальнейшей стратегии работы, а также для повышения надежности выводов, формулируемых на основе интерпретации фактов, полученных с помощью других методов.

Наиболее продуктивным методом  работы при выяснении такого широкого круга проблем является наблюдение, включающее в себя психологический  анализ урока. Вероятно, наличие жесткой  схемы наблюдения будет ограничивать объем получаемой информации, однако ряд опорных моментов необходим. Можно рекомендовать, например, схему, разработанную Н. Фландерсом. В ней выделяется десять категорий, по которым дифференцируются реакции учителей и учащихся на уроке. Описание этих категорий выглядит следующим образом:

A. Реакции учителя: 1) принимает  отношение или тон и выражение  эмоций ученика и разъясняет  свое отношение в неугрожающей  манере; 2) одобряет действия или  поведение ученика; 3) развивает идеи, предложенные учеником; 4) задает вопросы, основанные на своих идеях, с интенцией получить ответ от ученика; 5) объяснение, развитие собственных идей; 6) команды, указания, которые должен выполнить ученик; 7) критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету учителя.

Б. Реакции ученика: 1) ответ только на обращение учителя, свобода высказывания собственных идей ограничена; 2) выражение  собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных  мыслей.

B. Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, смысл которых непонятен наблюдателю.

Предварительные выводы о причинах высокого или низкого уровня устной речи учащихся можно сделать, наблюдая особенности речевого общения на уроке. Например, каково соотношение продолжительности речи педагога и школьников, ведь если учитель говорит дольше, чем все его ученики, вместе взятые, то вряд ли можно ожидать, что у детей будет хорошо развита устная речь; задают ли учащиеся вопросы на уроках, их содержание; грамотность, литературность речи не только школьников, но и педагога и др.

Очень информативным является такой  на первый взгляд незначительный показатель, как способ (форма) обращения педагога к детям: только по фамилии, по имени, или смешанный. Дело в том, что в той или иной манере обращения часто проявляется знак отношения педагога к ребенку. Обращение учителя к нему по имени ученик воспринимает как теплый, напоминающий материнский стиль, к которому так чувствительны дети этого возраста. Употребление педагогом только одной формы - по фамилии, конечно, говорит о некоторой холодности, отстраненности, но переживается менее болезненно, если она общая для всех. Наиболее остро воспринимается та ситуация, когда какой-нибудь ребенок попадает в исключительное положение: всех зовут по имени, а его одного - по фамилии. Этот вариант должен стать сигналом того, что имеются какие-то нарушения в характере отношения учителя к данному ученику.

Метод наблюдения требует от практического психолога известного опыта, умения отделять существенное от второстепенных моментов, способности объективировать свои первые впечатления, а также знания не только психологических, но и педагогических характеристик урока. Естественны и ошибки наблюдения, которые могут появляться из-за присутствия на уроках постороннего человека. Все это не только недостатки самого метода наблюдения, но в большей или меньшей степени неизбежное следствие начального этапа работы. Поэтому полезно проведение обследования учащихся и специальными экспериментальными методиками.

Углубленное психологическое обследование. Целью второго этапа обследования является диагностирование ряда существенных сторон, по которым можно судить о степени готовности к переходу в V класс: отношение детей к школе, его модальность и та область, на которую распространяются наиболее ярко выраженные переживания, содержание учебных и внеучебных интересов, особенности учебной самооценки и уровня притязаний, положение школьников в системе личных взаимоотношений класса, ряд компонентов учебной деятельности - ориентировка на систему требований, учебные умения, навыки при усвоении основных предметов (русский язык и математика).

Выбирая методики для изучения данных сторон психологической готовности, следует руководствоваться следующим: 1) время проведения массового обследования не должно превышать одного-двух уроков, а лучше, чтобы оно проходило в течение 40 мин; 2) каждая из применяемых методик должна быть полифункциональной, т. е. затрагивать разные стороны психического, личностного развития детей; 3) достоверность получаемых выводов может быть обеспечена только при условии сопоставления данных, полученных каждой отдельной методикой, с результатами других методик, а также с успеваемостью учащихся, характеристиками, которые дают им учителя.

Опишем конкретные методики, включенные в программу обследования

Анкета "Отношение к школе" рассчитана на получение информации, связанной с различными аспектами  личностного развития: отношения  учащихся к школе, себе и другим (одноклассникам). Ниже приводится текст этой анкеты.

1. Что ты считаешь самым важным  в школе? 2. Какой день недели  ты больше всего любишь? 3. Что  в школе для тебя самое интересное? 4. Чем бы ты хотел заниматься  в свободное время? Й. Если бы ты мог выбирать, то в каком классе хочешь сейчас учиться: в III или V? 6. Какие твои самые любимые занятия? 7. Что в школе для тебя самое неинтересное? 8. А что - самое неприятное? 9. Как ты учишься? 10. А каким по успеваемости учеником ты бы хотел быть? 11. С кем бы ты хотел сидеть вместе вV классе? 12. А с кем не хотел бы? 13. Какое общественное поручение хотелось бы тебе иметь в V классе?

Эту анкету мы не рассматриваем как  диагностическую, т. е. по ответам на нее нельзя судить, например, о степени  осознанности учебной мотивации, ее зрелости у каждого отдельного школьника. Она может быть использована только для выяснения содержания типичных в данном классе ответов и определения тех учащихся, характер ответов которых значительно отличается от остальных. Кроме того, в отдельности, без сопоставления друг с другом, ответ на каждый вопрос анкеты не может быть использован для квалификации того или иного неблагополучия. Например, за выбором выходного дня в качестве самого любимого дня недели могут стоять различные причины: интересные дела в этот день, дефицит общения с родителями, усталость от школы и коллектива, а не обязательно отрицательные переживания, связанные с учением, одноклассниками, учителями. Поэтому подобный ответ может рассматриваться как возможный симптом негативных переживаний только в ряду других ответов, а не изолированно.

Так, например, анализ ответов на все  вопросы анкеты одной из обследованных  нами третьеклассниц, Нади Б., позволил сделать предварительный вывод  о том, что в данном случае ответ типа "Воскресенье" - именно такой симптом. По ее мнению, самое важное в школе - "закончить 10 классов, не оставаясь на второй год", самое "интересное" - получать хорошие отметки, а самое "неприятное" - получать единицы и двойки (учится она на "3"-"4"). В IV классе Надя хотела бы быть старостой или командиром звездочки, но положение в классе у нее плохое (она не получила ни одного положительного выбора, при этом сама предпочитает наиболее популярных девочек).

Информация о работе Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу и переходе в среднюю школу