Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу и переходе в среднюю школу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Содержание работы

Ведение
Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу
1.1.Причины школьных неудач
1.2.Признаки отставания учащихся
1.3. Профилактика неуспеваемости
1.4. Рекомендации родителям
2. Профилактика неуспеваемости при переходе в среднюю школу
2.1. Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс.
2.2. Общие требования к уровню подготовки по разным предметам.
2.3. Причины неуспеваемости при переходе из начальной школы в среднюю
2.4. Психологическая работа с учащимися IV класса.
2.5.Рекомендации для профилактики неуспеваемости.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

докл.проф.неусп..doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

 

 Методические рекомендации  по преодолению причин неуспеваемости, развития интереса к учению

 

1. Считать создание классов коррекции  наиболее удачной формой организации  работы с неуспевающими учащимися.

2. Учителям школы в плане каждой  темы или раздела программы  определять  перед учащимися учебную  задачу, точно указав, что они должны иметь и уметь в процессе изучения данной темы. Желательно этот перечень знаний и умений вывешивать в классе или дать каждому ученику для повседневного пользования.

3. Приступая к изучению какого-либо  вопроса, понятия, создать проблемную  ситуацию, показывающую необходимость и раскрывающую сущность предстоящего изучения. Дальнейшее изучение следует проводить как последовательное разрешение этой проблемной ситуации.

4. Основу обучения должна составлять  учебная деятельность самих учащихся. Поэтому главной задачей учителя считать организацию и руководство этой деятельностью и не подменять деятельность учащихся своей собственной.

5. Контроль и учет работы учащихся  должны быть направлены главным  образом на воспитание у них  положительной мотивации учебной деятельности, правильной самооценки и ответственности перед коллективом.

6. На основе текущего тематического  учета организовать индивидуальное  коррекционное обучение учащихся   для восполнения обнаруженных  пробелов путем определения   учащимся индивидуальных заданий к конкретному сроку  с последующей проверкой их выполнения.

7. Оценивание   деятельности  учащихся должно быть главным  образом качественным в форме  развернутой характеристики успехов  и неудач учащихся и лишь  затем - в форме отметки.

8. К работе по оценке учебной работы учащихся надо привлекать самих учащихся, приобщать их к самооценке, с коллективным обсуждением и обоснованием.

9. При организации  учебной работы в классе и  дома использовать формы коллективно-распределительной  деятельности учащихся, организуя для этого различные временные микроколлективы.

10. Практиковать при этом дифференциацию  форм и видов заданий и коллективную  ответственность учащихся за  их выполнение.

11. Каждому учителю школы постоянно  выявлять наличие пробелов в  знаниях и умениях учащихся, устанавливать, что мешает успешному усвоению новых понятий, теорий, а также осуществлению необходимых практических действий, выявлять наличие пробелов в навыках организации учебного труда, которые снижают темпы и эффективность учебной деятельности, и принимать меры по ликвидации этих недостатков.

12. Организация заседаний руководителей методических объединений учителей по вопросам:

- как обобщить свой опыт работы,

- как спланировать работу по  самообразованию,

- как оценить эффективность  своей работы,

-как внедрить опыт работы  лучших учителей в свою деятельность.

 

Система мер по совершенствованию  учебно-воспитательного процесса с  целью предупреждения неуспеваемости школьников.

 

1. Организация профилактики типичных  причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам.

2. проектирование тематики педагогических  советов, заседаний методических  советов, объединений  по вопросам, связанным с предупреждением  неуспеваемости учащихся;

3. Выявление  специфических для  школы причин отставания  учащихся, организация  профилактической работы.

4. Ознакомление учителей с типичными  причинами неуспеваемости, со способами  изучения учащихся, мерами предупреждения  и преодоления их отставания  в учении.

5. Обеспечивание  единства действий  всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения  и воспитания, установление межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками, активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.

6. Организация   ознакомления  с учебными возможностями будущих  первоклассников и проведение  в необходимых случаях специальных  корректирующих занятий.

7. Определение  проблем  в  работе учителей,  улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующего самообразования.

8. Организация  контроля  над реализацией системы мер  по предупреждению эпизодической  и устойчивой неуспеваемости, осуществление  специального контроля над работой с наиболее «трудными» школьниками, строгого учета  результатов этой работы.

9. Обобщение и пропаганда  передового  опыта работы по предупреждению  неуспеваемости.

 

 

 

Профилактика неуспеваемости и слабой успеваемости.

 

Основной задачей образования  в современном обществе является повышение его качества. Создание условий для повышения качества образования и стало основной заботой, основным направлением работы нашего коллектива на протяжении последних лет.

В числе этих условий можно назвать  некоторые:

1. Применение в учебном процессе дифференцированного подхода.

2. Использование активных форм  и методов обучения.

3. Сохранение и укрепление здоровья  обучающихся.

4. Разгрузка содержания образования.

5. Умело организованный досуг.

6. Здоровый полноценный отдых  и пр..8

 

Рекомендации 

 классным руководителям.

 

  • Совместно с психологом, сопровождающим 5-е классы, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга и т. д.).
  • Помочь учителям-предметникам запомнить фамилии и имена учеников (для этого можно использовать бейджи или таблички с именами учеников, которые ставятся на парту).
  • Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников;
  • Постоянно поддерживать контакт с психологом.
  • Осуществлять психологическую поддержку ребенка.

Для этого необходимо:

    • Опираться на его сильные стороны.
    • Избегать подчеркивания промахов.
    • Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
    • Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
    • Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
    • Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
    • Уметь взаимодействовать с ребенком.
    • Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
    • Принимать индивидуальность каждого ребенка.
    • Проявлять эмпатию и веру в учеников.
    • Демонстрировать оптимизм.

Поддержать можно посредством:

- отдельных слов («красиво», «аккуратно»,  «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);

- высказываний («я горжусь тобой», «мне нравиться, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все  идет прекрасно»);

- прикосновений (потрепать по  плечу, дотронуться до руки, обнять  ребенка);

- совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);

- выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).                          

 

Рекомендации учителям- предметникам.

 

  • Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439

Информация о работе Профилактика неуспеваемости при поступлении ребенка в начальную школу и переходе в среднюю школу