Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:48, реферат
Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся.
Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
3. Рассмотреть эффективность профильного обучения: требования к результату, критерии и способы оценки качества.
Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильное обучение школьников в современных условиях
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение
Профильное обучение учащихся
Содержание
Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение
в рамках удовлетворения
1.2 Развитие профильного
образования в контексте
1.3 Основные задачи
2 Профильное обучение
школьников в современных
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение
профильный обучение школьник педагогический
Введение
Сегодня выпускник средней
школы оказывается в ситуации
очень непростого выбора в отношении
профильного направления
Этапы и содержание перехода
всей системы общеобразовательной
школы в школу с профильным
обучением в старших классах
были сформулированы в Концепции
модернизации российского образования
на период до 2010 года. В Концепции
образование названо фактором формирования
нового качества экономики и общества
в целом. Важнейшей задачей
Краснодарский край одним
из первых в стране подошел к реализации
этой задачи, так как вошел в
перечень субъектов Российской Федерации
и согласованных с ними муниципальных
образований, участвующих в эксперименте
по профильному обучению в 2003/2004 учебном
году. Можно утверждать, что на сегодняшний
день край имеет огромный опыт в
организации профильного
Таким образом, актуальность данной темы определяется тем, что в Краснодарском крае на сегодня созданы все условия реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования, имеется серьезный опыт, который требует осмысления и анализа. Этот опыт может выступать как методическая основа для введения тех или иных направлений профильного образования в школах Российской Федерации.
Однако вместе с тем
практика внедрения новых подходов
в образовательной деятельности
показывает и ряд проблем и
противоречий. Очевидно, что всегда
будет сохраняться некий
Таким образом, опыт профильного образования должен быть исследован с учетом всех противоречий и проблемных моментов, оценки его эффективности.
Объект исследования: профильное обучение в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: пути
оптимизации системы
Цель: изучить эффективные
модели профильного обучения в общеобразовательной
школе и разработать
Задачи:
1. Описать теоретические
основы профильного обучения
учащихся средней школы,
2. Изучить особенности
организации и основные виды
профильного обучения
3. Рассмотреть эффективность профильного обучения: требования к результату, критерии и способы оценки качества.
База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №42 г. Краснодара (профильные классы: физико-математический, гуманитарный, экономико – математический, оборонно-спортивный).
Методы исследования: теоретический
анализ, общенаучные методы (обобщение,
систематизация, классификация, наблюдение);
анализ российской и зарубежной литературы
по теме исследования; изучение документов,
отчетов, докладов и материалов федеральных,
региональных и муниципальных организаций,
занимающихся проблемой профильной
подготовки, профилизации образования,
проведения единого государственного
экзамена, создания университетских
комплексов; изучение и обобщение
педагогического опыта в
Теоретические основы исследования.
Основные закономерности развития общего
и профессионального
Нормативно-правовой базой
исследования являются: типовые положения
об образовательных учреждениях, национальная
доктрина образования в Российской
Федерации, Закон РФ «Об образовании»,
основные положения Концепции
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение
в рамках удовлетворения
Начало XXI характеризуют динамичные преобразования в теории и практике отечественного образования, явившиеся продолжением не менее динамичных преобразований в экономическом, социальном и культурном развитии общества.
Увеличение и
В современных условиях предпринимаются
попытки ориентировать
Правительствами развитых стран
изучаются тенденции на рынке
труда. Так, по заказу британского правительства
исследовательская компания Fast Future
подготовила отчет о том, какие
профессии окажутся наиболее востребованными
через 20 лет. В работе над документом
принимали участие ведущие
Однако при столь динамичных революционных процессах на рынке труда в системе российского образования в начале ХХI века стали очевидными все признаки кризиса, который «обусловлен непрерывно обостряющимися противоречиями между ограниченностью сроков обучения в образовательных учреждениях и ускоряющимся ростом объемов потенциального учебного материала, числа направлений (специальностей) профессионального образования и уровня требований к компетентности выпускников».
Данное противоречие призвана решить организация профильного образования. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Специалисты сходятся во мнении, что профильность дает старт знаменательной тенденции: средняя школа из образовательного института (учреждения) становится социальным. При этом воспитательная функция школы, в наибольшей мере, определяется сопровождением (педагогическим, психологическим и гуманитарно-социальным) рационального проектирования и выбора профессиональных планов, начальным этапом которых становится простраивание версий траекторий продолжения образования после окончания школы.
У значительной части выпускников
школы, вступающих в современный
рынок труда, сегодня уже сформирован
запрос на новый тип образования,
интегрирующий традиционное образование
с реальным, то есть позволяющим
если не получить профессию, то составить
представления о характере
Профильное образование
создает прецедент и реальный
шанс преодоления ряда накопившихся
издержек, порожденных кризисом образования.
Ведь известно, что большая часть
генерации старших школьников ещё
в конце ХХ века исчерпала кредит
доверия всеобщему