Профильное обучение учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся.
Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
3. Рассмотреть эффективность профильного обучения: требования к результату, критерии и способы оценки качества.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильное обучение школьников в современных условиях
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение

Файлы: 1 файл

Профильное обучение учащихся.docx

— 64.78 Кб (Скачать файл)

Наиболее успешно сегодня  реализуются однопрофильная и многопрофильная  модели внутренней профилизации. В  Приложении А приведены таблица  и диаграмма, характеризующие представленность различных моделей профильного  обучения в 10-11 классах по общеобразовательным  учреждениям муниципального образования.

Реализация модели сетевой  организации с привлечением образовательных  ресурсов или образовательных учреждений сдерживается из-за влияния территориального фактора (большие расстояния между  образовательными учреждениями в сельских районах), ведомственной разобщенности  общего, дополнительного и профессионального  образования, отсутствия единой нормативно-правовой базы для финансирования учреждений разного уровня. Модели обучения по индивидуальному учебному плану  не развиваются из-за недостаточного кадрового, материально-технического и программно-методического обеспечения.

Однако в Краснодарском  крае есть яркий опыт внедрения сетевой  модели на базе КубГТУ. Для привлечения  заинтересованных абитуриентов для  поступления в КубГТУ в рамках системы довузовского обучения сформирована сеть профильных и предуниверситетских  классов на базе средних общеобразовательных  учреждений г. Краснодара (25 ОУ) и Краснодарского края (13 ОУ). В данных классах организована профильная, дополнительная подготовка учащихся, а также организация  воскресного лектория и информационно-методическое сопровождение выпускников для  поступления в КубГТУ. В 2009-2010 учебных  годах КубГТУ в рамках краевой  экспериментальной площадки по внедрению  профильного обучения продолжает работу по реализации моделей взаимодействия образовательных учреждений среднего общего и высшего профессионального  образования в системе профильного  обучения в старших классах общеобразовательных  учреждений г. Краснодара и Краснодарского края на основе кооперации с КубГТУ и ИСТЭк.

Таким образом, в Краснодарском  крае на сегодня успешно реализуются  не только внутришкольной профилизации, но и сетевая модель - модель довузовской  подготовки, разработанная в ходе федеральных экспериментов по созданию университетских комплексов и профилизации современного образования с учетом региональных особенностей и результатов  мониторинга развития гибкой системы  профилей.

 

2.2 Учебный план  и содержание программ профильного  обучения школьников

 

Базисный учебный план является выражением данного уровня в государственных образовательных  стандартах. В ходе построения учебного плана общеобразовательного учреждения происходит конкретизация содержания образования в зависимости от целей обучения.

Все содержание образования  делится на две части: инвариантную, обязательную для всех средних учебных  заведений (базисный учебный план), варьируемую, которая может изменяться в зависимости от специфики учреждения, от особенностей содержания и структуры  профессиональной подготовки.

Учебный план определяет номенклатуру дисциплин, последовательность их изучения, время, отводимое на каждый предмет, формы контроля (зачеты, экзамены) и  тому подобное. Учебный план предопределяет реализацию таких дидактических  принципов как научность (по номенклатуре учебных предметов), доступность (в  плане соответствия учебного материала  познавательным возможностям обучаемых), системность и преемственность (в  плане реализации межпредметных  связей.

На элементы варьируемой  части учебного плана существенное влияние оказывает процесс дифференциации наук. В связи с этим содержание специальных предметов и производственного  обучения для различных профессий  или групп отличается. Следовательно, наличие тех или иных предметов  в учебном плане определяется целями и задачами целостной системы  образования.

Вопрос о критериях  определения номенклатуры предметов  в учебном плане вызывает особые проблемы. Учебные планы общеобразовательной  школы «страдают серьёзными недостатками, например, такими как: многопредметность, наличие предметов с малым  числом часов, эффективность которых  очень низка и т.д.» По мнению Ю. К. Бабанского должна сохраняться  предметная структура, которая может  модернизироваться путем интеграции предметов в соответствии с требованиями, предъявляемыми условиями современного развития. Таким образом, можно сделать  вывод, что наличие тех или  иных предметов в учебном плане  определяется целями и задачами целостной  системы образования.

Перспективным средством  совершенствования учебного плана  и тем самым – всей системы  образования, представляется интеграция родственных учебных предметов. При этом несомненным плюсом является то, что 1) возрастает темп изложения  учебного материала, что концентрирует  внимание учащихся; 2) снимается проблема отношения учащихся к «мелкому», второстепенному» предмету; 3) упрощается система контроля.

Приведем рекомендации по формированию учебных модулей, которые  должны входить в учебные программы, изложенные в Концепция профильного  обучения на старшей ступени общего образования.

Обязательные общеобразовательные  модули:

1. Основной (профессионально  ориентированный) общеобразовательный  модуль объемом примерно 500-700 часов,  в рамках которого учащиеся, во-первых, получают и закрепляют знания  по тем предметам и разделам  общего образования, которые непосредственно  обеспечивают успешное усвоение  специальных предметов, и, во-вторых, проходят интегрированный гуманитарный  курс, обеспечивающий общекультурное  развитие.

2.Модули общих навыков  (объемом до 300 часов). Термин "общие  навыки" вводится как рабочий  для обозначения совокупности  навыков, необходимых для успешной  адаптации выпускников учреждений  начального и среднего профессионального  образования на рынке труда.

После изучения обязательных общеобразовательных модулей обучаемые  делятся на два потока с учетом их собственных интересов и результатов  обучения. Образовательные программы для этих потоков структурно отличаются соотношением общего и профессионального образования.

Первый поток, основной по численности, продолжает углубленное  освоение профессии или специальности (повышение уровня квалификации и  освоение дополнительных специализаций), что позволит повысить конкурентоспособность  выпускников на рынке труда. В  будущем, по мере формирования устойчивых жизненных приоритетов, часть этих выпускников может пройти дополнительный общеобразовательный курс и сдать  единый государственный экзамен, что  позволит им поступить в учебное  заведение высшего профессионального  образования.

Второй поток, включающий учащихся, успешно освоивших обязательные общеобразовательные модули и стремящихся  к получению высшего образования, завершает освоение профессии или  специальности в рамках стандарта  по сокращенной программе, осваивает  специализацию на начальном уровне квалификации. При этом они изучают  дополнительный общеобразовательный  модуль, ориентированный на требования единого государственного экзамена (этот модуль учащиеся могут осваивать  как в своем образовательном  учреждении, так и в близлежащей  школе, по дневной или вечерней форме  обучения). Таким образом, общий срок обучения не увеличивается, но при этом более эффективно используются образовательные  ресурсы за счет четкой расстановки  акцентов в образовательных программах начального и среднего профессионального  образования.

Рассмотрим особенности  реализации профильного обучения в  СОШ №42 (г. Краснодар). Адрес – 350062, г. Краснодар, ул. Яна Полуяна, 40, тел. 226-33-38. Директор – Гуленко Татьяна  Григорьевна.

Школа существует более 60-ти лет. В школе обучается 1216 учащихся. В 10-м классе – 66 человек, в 11-классе – 86 человек. Средняя наполняемость  классов – 26 человек. Педагогических работников – 98 человек. 78% педагогов  имеют высшую квалификационную категорию. У половины педагогов педагогический стаж превышает 20 лет. Имеют звания заслуженный (народный) учитель РФ – 5 человек, Отличник просвещения – 17 человек, Почетный работник общего образования  РФ – 5 человек, Заслуженный учитель  Кубани – 4 человека, 2 педагога являются победителями конкурса «Лучший учитель  РФ».

В школе работает 9 кружков: вокальный ансамбль «Конфетти», танцевальный ансамбль «Калинка», ЮИД, театральные  студии «Велосипед» и «Самоцветы», «Речь и культура общения», «Зарничник», «Кубановедение в музее и на сцене», «Искусство художественного чтения»; 4 спортивных секций: волейбол, художественная гимнастика, гандбол, шахматы.

Школа является муниципальной  экспериментальной площадкой - школьная целевая воспитательная программа  «Школа-театр».

СОШ №42 вступила в эксперимент  по профильному обучению учащихся в 2003-2004 учебном году.

При выборе профилей были учтены следующие составляющие. Во-первых, накопленный позитивный опыт организации  внеурочной деятельности: успешно осуществленные общешкольные коллективные творческие дела, сеть внутришкольных кружков  и клубов по интересам, профильные отряды. Во-вторых, благоприятная внешняя  среда школы: спортивная школа тяжелой  атлетики, плавательный бассейн, школа  искусств, Центр дополнительного  образования. В-третьих, высокопрофессиональный коллектив классных руководителей, характеризующийся стабильностью, привязанностью, преданностью школе, добрым материнским отношениям к детям. В-четвертых, сложившийся гуманистический  менталитет школы.

Сотрудничество с ДЮСШ, находящихся в непосредственной близости, позволяет реализовать  развитие физической сферы личности, удовлетворить этот вид потребностей детей; сотрудничество со школой искусств, находящейся непосредственно в  здании школы, способствует развитию эмоционально-чувственой сферы; сотрудничество с Центром дополнительного образования – хореографический ансамбль «Калинка», «Школа ремесел», - как филиал , находящийся в микрорайоне, обеспечивает развитие проективно-творческой и эмоционально-чувственной сфер.

Занимаясь в этих воспитательных центрах микросоциума, дети общаются, возникают отношения симпатии, эмпатии, а значит развивается коммуникативная  и потребностно-мотивационная сферы.

Совместно проводимые спортивные праздники, концерты, выставки художественно-прикладного  творчества для жителей микрорайона  способствуют установлению системных  связей, интеграции школы и окружающей среды в единое социо-культурное сообщество.

Воспитательные центры внутришкольной среды обеспечиваются финансовыми  и материальными средствами самой  школы за счет педагогически целенаправленного  распределения и использования  часов внеклассной работы и групповых  занятий. Так, в школе имеются  воспитательные центры: шахматный клуб, детская изостудия, профильные отряды зарничников и юидовцев, а также  школьная агитбригада и театральная  студия, которые охватывают все виды деятельности.

Последнее направление –  театральное, - сравнительно новое. Несколько  неожиданно и вместе с тем закономерно  в рамках присущей воспитательной системе  способности к саморазвитию эта  подсистема стала расширять свою нишу. Школьные спектакли и выступления  агитбригады пользуются большой  популярностью у школьного народа. Желающих испытать себя в качестве артистов оказалось на удивление  много. Сценическая деятельность, как  ни какая другая, позволяет решить целый комплекс задач, связанных  с развитием личности: происходит сублимация психо-энергетики ребенка  в позитивные действия; идет процесс  освобождения от подростковой «зажатости»; высвобождаются и развиваются творческие способности; достаточно быстро достигается  осязаемый результат; возникает  ощущение успеха, столь необходимое  каждому человеку.

Так школьный театр постепенно стал смыслообразующим фактором организации  деятельности в школе. Заметив и  проанализировав этот процесс и  учитывая его педагогическую перспективность, аналитическая группа разработала  целевую воспитательную программу  «Школа – театр».

На сегодня в школе  открыты 4 профиля: гуманитарный, физико-математический, оборонно-спортивный, экономико-математический.

В 2003-2004 учебном году предпрофильную подготовку прошли 210 учеников 9-х классов, в 2004-2005 учебном году – 142 ученика, в 2005-2006 у.г. – 154 ученика , в 2006-2007 у.г – 122 ученика.

Исходя из анализа кадрового  потенциала и образовательных запросов учащихся, были открыты: в 2004-2005 у. г. - физико-математический и гуманитарный классы. В 2005-2006 у. г. - экономико – математический класс. В 2006-2007 у. г. - физико-математический и  оборонно-спортивный классы.

В Приложении Б приведены  выдержки из доклада-презентации СОШ  №42 по охвату учащихся проектной деятельностью, участию в олимпиадах, спортивных соревнованиях. Эти данные убедительно  свидетельствуют, что выбранные  профили позволяют педагогическому  коллективу и учащимся достигать  реальных результатов, учить и учиться  с увлечением.

 

2.3 Основные проблемы  и противоречия в организации  профильной подготовки, эффективность  профильного обучения

 

Изучение опыта профильной подготовки, предшествующей высшему  профессиональному образованию  в системе непрерывного образования  развитых стран мира, а также опыта  становления и развития региональной системы профильной подготовки в  Краснодарском крае в условиях развития рыночной экономики, позволило выявить  и обобщить основные проблемы и противоречия в организации профильной подготовки в условиях экономической трансформации  общества.

Информация о работе Профильное обучение учащихся