Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:48, реферат
Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся.
Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
3. Рассмотреть эффективность профильного обучения: требования к результату, критерии и способы оценки качества.
Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильное обучение школьников в современных условиях
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение
Основные приоритетные направления
становления и развития довузовской
подготовки в Краснодарском крае
выстроены на местном, региональном
уровне с учётом потребностей рынка
труда, специальностей, исходя из экономических
условий территории и отражают как
поиск новых форм предпрофессиональной
подготовки в рамках традиционных систем,
так и дополнение общепринятых форм
довузовской подготовки иными, альтернативными
способами с позиций
Реализация в различных
формах и по нескольким направлениям
Программы развития социального
партнёрства в Краснодарском
крае способствует осуществлению
По итогам первых лет эксперимента
в крае созданы координационные
советы, разработаны разноуровневые
банки нормативно-правовой информации,
сформирован аннотированный каталог
курсов по выбору. Краевой институт
дополнительного
Таким образом, можно сделать
следующие выводы. Направление развития
профильного обучения в российской
школе в основном соответствует
мировым тенденциям развития образования.
Краснодарский край в числе десяти
регионов страны первым начал внедрение
профильного обучения. Выводы, сделанные
в ходе эксперимента, позволили подтвердить
как правильность выбранного пути модернизации
образовательной системы
Дальнейшее развитие профильного
обучения предполагает так же создание
на базе университетских комплексов
объединений учреждений общего, дополнительного
и профессионального (начального, среднего
и высшего) образования, а также
иных учреждений различных форм собственности
и ведомственной
Сегодня решение проблемы
профилизации в городе или районе,
как правило, переложено на плечи
школы и образовательной сети
территорий, при этом каждая школа
должна в одиночку выбирать профили,
учитывая свои возможности и ресурсы,
не связывая выбор профилей с экономической
ситуацией территории. Однако системе
муниципального образования в одиночку
не решить эту проблему, поэтому
профилизация должна быть «привязана»
к региональным и муниципальным
программам развития. Систему профильного
обучения необходимо строить на местном,
региональном уровне, исходя из экономических
условий территории, игнорирование
которых в современных
1.3 Основные задачи
Комплекс задач
В теории и практике профильного обучения на сегодняшний день еще нет единых подходов. Вместе с тем крепнет понимание того факта, что необходимо комплексное решение данной проблемы.
Основные цели перехода к
профильному обучению определены в
Концепции профильного обучения
на старшей ступени общего образования:
обеспечить углубленное изучение отдельных
предметов программы полного
общего образования; создать условия
для существенной дифференциации содержания
обучения старшеклассников с широкими
и гибкими возможностями
Для реализации этих целей перед образовательными учреждениями поставлены конкретные задачи. В числе основных задач, стоящих перед всей образовательной политикой на современном этапе, становится обеспечение качества фундаментального образования и его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Определенное Концепцией
модернизации российского образования
введение профильного обучения требует
уточнения набора различных видов
общеобразовательных учреждений и
изменения действующего Типового положения
об общеобразовательном
При планировании введения
профильного обучения следует принять
во внимание объективную необходимость
подготовительной работы по обновлению
содержания образования и его
обеспечения (стандарты, учебные планы,
примерные программы, учебники и
методические пособия, переподготовка
кадров и проч.). Следует также
учитывать необходимость
При содействии муниципальных
и региональных органов управления
образованием необходимо организовать
повышение квалификации учителей и
администрации
Перед введением профильного обучения в общеобразовательных учреждениях должен быть проведен значительный объем работ по обеспечению предстоящего выбора учащимися профилей обучения (анкетирование, беседы с родителями и др.).
Параллельно должна быть осуществлена
разработка процедуры приема выпускников
предпрофильных классов в профильные
школы (классы, группы). Органам управления
образованием различных уровней
целесообразно разработать
Должна быть продолжена работа по созданию нового поколения учебной литературы, уточнению базисных учебных планов, разработке и принятию примерных учебных планов профилей и ежегодному расширению числа школ и обучающихся, переходящих на профильное обучение на основе соответствующих региональных программ.
Можно конкретизировать так же следующие актуальные задачи.
Важным институтом профильной
подготовки школьников и значимым фактором
профилизации обучения должна выступать
система дополнительного
Для повышения объективности результатов профильной подготовки и отбора абитуриентов из числа выпускников школ необходимо внедрение в практику профильной подготовки системы интегральной оценки образовательных достижений, таких новых форм оценивания, как аутентичное оценивание, портфолио и кейс-стади, дополняющих результаты независимого внешнего экзамена.
Необходимым условием успешности
профильной подготовки школьников является
ее психолого-педагогическое сопровождение,
выступающее как комплексная
технология, форма осуществления
пролонгированной социальной, педагогической
и психологической помощи и особая
культура поддержки обучаемому в
решении задач
Перечисленные выше задачи можно назвать стратегическими. Из актуальных тактических задач выделим следующие:
Отработка гибкой системы профилей обучения в 10-11 классах и универсальной предпрофильной подготовки в 7-9 классах для данного набора профилей.
Определение места и роли курсов, предусмотренных учебными планами на базовом и профильном уровнях или в качестве элективных, в реализации концепции предпрофильного и профильного обучения.
Подбор и разработка программ и содержания этих курсов, методических материалов для них.
Разработка методик
Определение материально-технического
оснащения кабинетов и
Определение роли занятий
в системе дополнительного
Проследить психологические
и социально- психологические аспекты
профильного обучения, исследовать
возможность использования
Введение профильного обучения ставит новые задачи перед руководителем образовательного учреждения.
I.В области планирования:
1. Разработка стратегии
поэтапного перехода к
2. Разработка вариантов
реструктуризации старшей
3. Планирование мероприятий
по привлечению в школу
4. Разработка школьного
учебного плана, в том числе
на основе индивидуальных
5. Составление нового
расписания учебных занятий с
учетом особенностей
6. Планирование деятельности
руководителей школы по
II. В области организации
деятельности по введению