Профильное обучение учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся.
Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
3. Рассмотреть эффективность профильного обучения: требования к результату, критерии и способы оценки качества.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильное обучение школьников в современных условиях
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение

Файлы: 1 файл

Профильное обучение учащихся.docx

— 64.78 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, следует  констатировать наличие имеющегося опыта решения отдельных проблем  профильной подготовки в отечественной  системе непрерывного образования, а с другой – отсутствие его  целостного научного осмысления и описания, а также системной модели, проектирующей  новые формы и механизмы ее организации на региональном уровне.

К положительным аспектам профильного подхода к обучению специалисты относят следующие: благоприятные условия для развития задатков способностей, усиление мотивации  к учебе, реализация свободы выбора, использование сензитивных периодов в развитии личности школьника и  др.

К отрицательным аспектам профильного обучения можно отнести  сужение образовательного пространства; отсутствие надежных методов психологической  диагностики познавательных интересов  и задатков способностей школьников; неразработанность методов мониторинга  и коррекции образовательного процесса; неразвитость системы школьных психологических  служб и др. Кроме того, распределение  учащихся по профильным классам часто  происходит не на основе результатов  профессиональной диагностики, а по рекомендации учителя, по региональным возможностям школы, по желанию учащихся, по остаточному принципу (где осталось место) и т.д. Желание учащихся не всегда может быть ориентиром при  профильном распределении, так как  мотивами школьников часто служат: «где полегче», «туда пошли мои  друзья», «там добрая класснуха», «это престижно», «мне все равно». Кроме  того, адекватная самооценка своих  возможностей учащихся по различным  причинам (возрастным, психологическим, социальным и т.д.) не всегда бывает сформирована и не является достаточным  условием для распределения в  профильные классы.

Сегодня профильное образование  вынуждено брать на себя компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования, которое отстаёт  от задач приближения его к  требованиям рационального профессионального  выбора молодыми людьми и сохраняет  некоторую академическую заданность, выраженную в преподавании "основ  наук" и определяемую стандартизованным  набором учебных предметов.

У значительной части выпускников  школы, вступающих в современный  рынок труда, формируется запрос на новый тип образования, интегрирующий, традиционное для нашей школы, гимназическое  образование с реальным, то есть позволяющим, если не получить профессию, то составить представления о  характере профессионального труда  людей на основе личного опыта. Реализовать  же разделение пространства общего среднего образования на гимназическое и  реальное созданием двух типов учебных  заведений весьма сложно по экономическим, социальным и педагогическим соображениям.

В современных условиях предпринимаются  попытки ориентировать перспективное  реформирование общего среднего образования  на социальное воспроизводство трудовых, в первую очередь интеллектуальных, ресурсов России. Однако почему-то профильное образование ориентируется в  первую очередь на вузы, что подпитывает  тенденцию спонтанного асимметричного расширения высшего образования. Профильное образование не должно способствовать социальной расслоенности, должен быть предоставлен общий старт равных возможностей, но разных результатов, например, с технико-технологического профиля можно дальше идти в МГТУ им. Баумана, отраслевой инженерный вуз, в колледж, на курсы водителей  автобусов или учеником в ремонтную  бригаду.

Профильная подготовка в  регионах осуществляется, в основном, в рамках традиционных видов деятельности, однако на современном этапе необходим  педагогический поиск более эффективных  форм.

Каждый из базовых профильных курсов должен отражать: представления  о состоянии и перспективах развития теории и практики в данной области  трудовой деятельности; спектр траекторий получения профессионального образования, особенности этого образования; психолого-педагогическое сопровождение  профессионального самоопределения  школьников в профильном обучении; возможности дополнительного образования, информационного обеспечения расширения представлений о профессиональной деятельности людей в русле выбранного профиля обучения; состояние рынка  труда и занятости.

Решение проблемы профилизации в городе или районе, как правило, переложено на плечи школы и образовательной  сети территорий, при этом каждая школа  должна в одиночку выбирать профили, учитывая свои возможности и ресурсы, не связывая выбор профилей с экономической  ситуацией территории; однако системе  муниципального образования в одиночку не решить эту проблему, поэтому  профилизация должна быть «привязана»  к региональным и муниципальным  программам развития.

Рассмотрим типичные точки  зрения на вопрос эффективности профильного  обучения.

Полный перечень критериев  эффективности профильного обучения учащихся старших классов включает в себя оценки владение учащимися  знаниями, сформированности у учащихся умений, сформированности мотивационно-ценностных ориентаций учащихся.

Организационно-педагогические условия предполагают, что эффективность  профильного обучения возможна, если стимулируется активная позиция  учащихся и учителей в учебном  процессе. Следовательно, введение профильного  обучения возможно не только через  содержание образовательных модулей, но и посредством новых педагогических и методологических подходов. Основным в этом случае является использование  проблемно-исследовательских ситуаций, основанных на тематике профиля обучения.

Таким образом, эффективность  воспитательно-образовательного процесса должна определяться не тем, что делает учитель, а тем, что под его  руководством и с его помощью  делают учащиеся для самостоятельного выбора своей профессиональной будущности. В связи с этим главнейшей профессиональной задачей учителя и преподавателя  профильных классов является создание эффективной образовательной многомерной  среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся. Образовательная среда может  быть представлена как полигон разнообразной  познавательной деятельности в системе  учащийся-учащиеся-учитель на конкретном учебном материале.

Система методов оценки эффективности  методического обеспечения с  учетом комплекса организационно-педагогических условий, как правило, включает в  себя тестирование учащихся и учителей профильных классов; проведение диагностических  контрольных работ; метод экспертных оценок; наблюдение; изучение документации и продуктов различных видов  деятельности учащихся и учителей.

В СОШ №42 в оценку входят так же такие критерии как количество и качество исследовательских проектов, представленных на городскую и краевую  конференцию «Эврика»; количество учителей, освоивших технику презентации; количество учителей, обученных методике проектной деятельности; количество учащихся, вовлеченных в коллективные творческие дела и проектную деятельность; качество школьной воспитательной среды  в результате осуществления программы  развития (по результатам анкетирования  учащихся и их родителей).

Вместе с тем практика показывает, что потребность в  обосновании критериев анализа  эффективности реализации проекта  профильного обучения в старшей  школе по-прежнему до конца не удовлетворена. Чтобы оценить эффективность  профильного обучения в конкретном образовательном учреждении необходимо разработать систему индикаторов (показателей), соответствующих внутришкольным и внешним (социальным) критериям  эффективности профильного обучения; выявить недостатки в организации  мониторинга и оценки, наметить пути коррекции.

 

Заключение

 

На современном этапе  развития общество предъявляет сегодня  школе новые требования. Будущие  успехи человека, реализация его творческих способностей неразрывно связаны с  образованием, которое он получил.

Необходимость повышения  конкурентоспособности любого образовательного учреждения прописана в «Концепции модернизации Российского образования». Важнейшим социальным требованием  к школе, заявленным в Постановлении  Правительства РФ «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», «Концепции модернизации российского образования», «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», Письме Минобразования России «Об организации  предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения», является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых  для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке  труда.

Введение профильного  обучения – это одно из важнейших  направлений модернизации российской школы.

Профильное обучение рассматривается  как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений  в структуре, содержании и организации  образовательного процесса более полно  учитывать интересы, склонности и  способности учащихся, создавать  условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными  интересами и намерениями в отношении  продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно  ориентированного учебного процесса.

Цель профильной дифференциации содержания обучения определяется в  направленной специализации образования  в области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых  с целью максимального их развития в избранном направлении.

Профильное обучение, обеспечивающее индивидуальное развитие учащегося, является актуальным вопросом политики государства  в области образования.

Реализация профильного  обучения в конкретной школе –  это формирование учебных планов профильных классов, организация работы с вузами, психолого-профориентационное сопровождение, участие в конференциях, конкурсах, смотрах, олимпиадах, формирование «Портфолио», подготовка к ЕГЭ, подготовка к переходу на следующую ступень  образования.

Характеризуя деятельность СОШ №42 в профильном обучении, можно  сделать вывод, что здесь оно  носит характер систематизирующей  деятельности, т.е. деятельности, вокруг которой, как вокруг стержня, и выстраивается  вся система образования и  внеклассной работы. Профильное обучение отражает коллективную потребность; престижно, значимо в глазах учащихся; органично для школы; обеспеченно материально-технической базой, носит коллективный характер.

Проведенный анализ позволяет  так же сделать вывод о том, что успешности осуществления профильного  обучения зависит от многих факторов. Эффективность профильного обучения возможна, если стимулируется активная позиция учащихся и учителей в  учебном процессе. Следовательно, введение профильного обучения возможно не только через содержание образовательных  модулей, но и посредством новых  педагогических и методологических подходов.


Информация о работе Профильное обучение учащихся