Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:48, реферат
Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся.
Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
3. Рассмотреть эффективность профильного обучения: требования к результату, критерии и способы оценки качества.
Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильное обучение школьников в современных условиях
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение
С одной стороны, следует
констатировать наличие имеющегося
опыта решения отдельных
К положительным аспектам
профильного подхода к обучению
специалисты относят следующие:
благоприятные условия для
К отрицательным аспектам
профильного обучения можно отнести
сужение образовательного пространства;
отсутствие надежных методов психологической
диагностики познавательных интересов
и задатков способностей школьников;
неразработанность методов
Сегодня профильное образование
вынуждено брать на себя компенсаторную
функцию коррекции содержания общего
среднего образования, которое отстаёт
от задач приближения его к
требованиям рационального
У значительной части выпускников
школы, вступающих в современный
рынок труда, формируется запрос
на новый тип образования, интегрирующий,
традиционное для нашей школы, гимназическое
образование с реальным, то есть
позволяющим, если не получить профессию,
то составить представления о
характере профессионального
В современных условиях предпринимаются
попытки ориентировать
Профильная подготовка в регионах осуществляется, в основном, в рамках традиционных видов деятельности, однако на современном этапе необходим педагогический поиск более эффективных форм.
Каждый из базовых профильных
курсов должен отражать: представления
о состоянии и перспективах развития
теории и практики в данной области
трудовой деятельности; спектр траекторий
получения профессионального
Решение проблемы профилизации в городе или районе, как правило, переложено на плечи школы и образовательной сети территорий, при этом каждая школа должна в одиночку выбирать профили, учитывая свои возможности и ресурсы, не связывая выбор профилей с экономической ситуацией территории; однако системе муниципального образования в одиночку не решить эту проблему, поэтому профилизация должна быть «привязана» к региональным и муниципальным программам развития.
Рассмотрим типичные точки зрения на вопрос эффективности профильного обучения.
Полный перечень критериев
эффективности профильного
Организационно-педагогические
условия предполагают, что эффективность
профильного обучения возможна, если
стимулируется активная позиция
учащихся и учителей в учебном
процессе. Следовательно, введение профильного
обучения возможно не только через
содержание образовательных модулей,
но и посредством новых
Таким образом, эффективность
воспитательно-образовательного процесса
должна определяться не тем, что делает
учитель, а тем, что под его
руководством и с его помощью
делают учащиеся для самостоятельного
выбора своей профессиональной будущности.
В связи с этим главнейшей профессиональной
задачей учителя и
Система методов оценки эффективности
методического обеспечения с
учетом комплекса организационно-
В СОШ №42 в оценку входят так же такие критерии как количество и качество исследовательских проектов, представленных на городскую и краевую конференцию «Эврика»; количество учителей, освоивших технику презентации; количество учителей, обученных методике проектной деятельности; количество учащихся, вовлеченных в коллективные творческие дела и проектную деятельность; качество школьной воспитательной среды в результате осуществления программы развития (по результатам анкетирования учащихся и их родителей).
Вместе с тем практика
показывает, что потребность в
обосновании критериев анализа
эффективности реализации проекта
профильного обучения в старшей
школе по-прежнему до конца не удовлетворена.
Чтобы оценить эффективность
профильного обучения в конкретном
образовательном учреждении необходимо
разработать систему
Заключение
На современном этапе развития общество предъявляет сегодня школе новые требования. Будущие успехи человека, реализация его творческих способностей неразрывно связаны с образованием, которое он получил.
Необходимость повышения
конкурентоспособности любого образовательного
учреждения прописана в «Концепции
модернизации Российского образования».
Важнейшим социальным требованием
к школе, заявленным в Постановлении
Правительства РФ «О проведении эксперимента
по введению профильного обучения учащихся
в общеобразовательных
Введение профильного обучения – это одно из важнейших направлений модернизации российской школы.
Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.
Цель профильной дифференциации содержания обучения определяется в направленной специализации образования в области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении.
Профильное обучение, обеспечивающее индивидуальное развитие учащегося, является актуальным вопросом политики государства в области образования.
Реализация профильного обучения в конкретной школе – это формирование учебных планов профильных классов, организация работы с вузами, психолого-профориентационное сопровождение, участие в конференциях, конкурсах, смотрах, олимпиадах, формирование «Портфолио», подготовка к ЕГЭ, подготовка к переходу на следующую ступень образования.
Характеризуя деятельность СОШ №42 в профильном обучении, можно сделать вывод, что здесь оно носит характер систематизирующей деятельности, т.е. деятельности, вокруг которой, как вокруг стержня, и выстраивается вся система образования и внеклассной работы. Профильное обучение отражает коллективную потребность; престижно, значимо в глазах учащихся; органично для школы; обеспеченно материально-технической базой, носит коллективный характер.
Проведенный анализ позволяет
так же сделать вывод о том,
что успешности осуществления профильного
обучения зависит от многих факторов.
Эффективность профильного