Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:48, реферат
Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся.
Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
3. Рассмотреть эффективность профильного обучения: требования к результату, критерии и способы оценки качества.
Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильное обучение школьников в современных условиях
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение
Как подчеркнуто в Концепции
модернизации российского образования
на период до 2010 года, устаревшее и перегруженное
содержание школьного образования
не обеспечивает выпускникам
Предстоит существенная модернизация
содержания и структуры профессионального
образования в соответствии с
требованиями основных отраслей промышленности,
сферы услуг, культуры, армии, государственной
службы и др. В качестве основного
фактора обновления профессионального
образования выступают запросы
развития экономики и социальной
сферы, науки, техники, технологий, федерального
и территориальных рынков труда,
а также перспективные
Должна быть создана система
постоянного мониторинга
Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.
Основное отличие профильного обучения от профориентации состоит в том, что в рамках этой формы обучения происходит не только удовлетворение современного заказа общества на профессии, но и удовлетворение индивидуальной потребности личности в самореализации. Таким образом, профильное обучение обеспечивает взаимовыгодное и взаимозаинтересованное движение обоих участников процесса – как самих школьников, так и экономических институтов и производственных структур общества.
В соответствии с одобренной
Министерством образования
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
В условиях перехода к рыночным отношениям приоритетные функции непрерывного образования неразрывно связаны с рынком труда. Современный молодой человек должен научиться правильно вести себя на рынке труда, понимать, как продвигать свои достоинства и возможности, и не бояться этого, то есть выбрать ту профессию, которая бы была востребована современной экономикой, соответствовала желанию и интересам личности, ее возможностям и общеобразовательной подготовке.
Глобализация экономики
и задача формирования общества, основанного
на знаниях, ставят новые требования
перед системой образования и
обучения. В рамках этих требований
система профессионального
Новая парадигма развития
образования предполагает универсализацию
профессионального образования, сопровождающуюся
развитием новых базовых умений
и компетенций. А это в свою
очередь означает и новое качество
партнерских отношений между
образованием и миром труда, обеспечивающих
синергию всех секторов образования, промышленности
и экономики, направленных на развитие
общих компетенций, этики труда,
технических и
Таким образом, в настоящее время в рамках «Концепции модернизации российского образования» идет поиск путей интеграции общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования, получает развитие многоуровневое образование, создаются университетские комплексы. Главная задача состоит в том, чтобы на этой основе обеспечить более полное соответствие системы и практики подготовки кадров требованиям, предъявляемым рынком.
В связи с этим наиболее актуальной задачей на современном этапе развития профильного образования в Краснодарском крае является определение приоритетных направлений дальнейшего развития системы профильной подготовки, выстроенной на местном, региональном уровне с учётом потребностей рынка труда, исходя из экономических условий территории.
1.2 Развитие профильного
образования в контексте
Глобализация экономики
и задача формирования общества, основанного
на знаниях, ставят новые требования
перед системой образования и
обучения. Развитие образования теснейшим
образом связано и с основными
направлениями социально-
Цель модернизации образования
состоит в создании механизма
устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут
решаться в первоочередном порядке
следующие приоритетные, взаимосвязанные
задачи: обеспечение государственных
гарантий доступности и равных возможностей
получения полноценного образования;
достижение нового современного качества
дошкольного, общего и профессионального
образования; формирование в системе
образования нормативно-
Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 г. предусматривает
создание "системы специализированной
подготовки (профильного обучения)
в старших классах
Пути реализации поставленной
задачи и перспективы развития общего
и профильного образования
Краснодарский край одним
из первых в стране подошел к реализации
всего комплекса задач
В 2004 году были разработаны и утверждены план мероприятий по введению профильного обучения в Краснодарском крае, порядок открытия профильных классов, региональный базисный учебный план для 10-11 классов экспериментальных общеобразовательных учреждений и другие норматино-правовые документы.
В 2004 году общеобразовательные учреждения края перешли на новый федеральный Базисный учебный план, которым предусмотрено введение профильного обучения на старшей ступени общего образования и предпрофильной подготовки в 9-х классах начат. С сентября 2004 года в десятых классах 30 школ города Краснодара и 7 Павловского района было введено профильное обучение – всего открыт 101 профильный класс по 29 профилям. Предпрофильную подготовку стали апробировать 422 общеобразовательных учреждения из всех муниципальных образований края.
По итогам первого года эксперимента по введению профильного обучения в г. Краснодаре и Павловском районе проведен мониторинг.
На проведение эксперимента
в 2004 году из краевого бюджета были
выделены средства в объеме 1 млн. рублей.
Проведена работа по укреплению материально-технической
базы экспериментальных
Продолжалась работа по организации
предпрофильной подготовки в 9-х классах
основной школы. Во «вторую волну» эксперимента
по предпрофильной подготовки были включены
46 территорий края (422 учреждения). В
рамках краевого конкурса педагогических
инициатив открыты 4 краевые экспериментальные
площадки по организации сетевого взаимодействия
образовательных учреждений при
организации профильного
Для 11 категорий педагогических работников, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения, за счет целевых средств, предусмотренных в Фонде развития образовательных учреждений, на базе ККИДППО, школ г. Краснодара и Павловского района проведены курсы повышения квалификации. В течение первого года реализации эксперимента в них приняли участие 6439 человек из всех территорий края.
Ход эксперимента был рассмотрен
на коллеги департамента образования
и науки (ноябрь 2004г.) и представлен
на Всероссийской научно-
Эксперимент выявил ряд серьезных
проблем и противоречий. Так, в
частности, в анализе итогов первого
года внедрения профильного обучения
подчеркивается следующее. Не снято
противоречие между условиями профильного
обучения на старшей ступени общего
образования и требованиями ЕГЭ.
Не решены вопросы стимулирования педагогических
работников, участвующих в эксперименте
по введению профильного обучения на
старшей ступени общего образования
и предпрофильной подготовки в 9-х
классах. Не развернута в должном
объеме работа по экспериментальной
апробации сетевого взаимодействия
общеобразовательных
Вместе с тем принято
однозначное решение продолжить
работу по созданию условий для перехода
общеобразовательных учреждений на
профильное обучение, а именно: расширить
число общеобразовательных
Можно утверждать, что на
сегодня в ходе федеральных экспериментов
по профилизации отечественного образования
и созданию университетских