Профильное обучение учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся.
Задачи:
1. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.
2. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
3. Рассмотреть эффективность профильного обучения: требования к результату, критерии и способы оценки качества.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы
1.1 Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии
1.2 Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
1.3 Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
2 Профильное обучение школьников в современных условиях
2.1 Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
2.2 Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
2.3 Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения
Заключение

Файлы: 1 файл

Профильное обучение учащихся.docx

— 64.78 Кб (Скачать файл)

 

Как подчеркнуто в Концепции  модернизации российского образования  на период до 2010 года, устаревшее и перегруженное  содержание школьного образования  не обеспечивает выпускникам общеобразовательной  школы фундаментальных знаний, важнейших  составляющих стандарта образования  наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и  отбор информации), русского и иностранных  языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и  права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в  должной мере решить проблему "кадрового  голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

 

Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального  образования в соответствии с  требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной  службы и др. В качестве основного  фактора обновления профессионального  образования выступают запросы  развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности  их развития.

 

Должна быть создана система  постоянного мониторинга текущих  и перспективных потребностей рынка  труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных  тенденций. В соответствии с этими  потребностями предстоит выстроить  оптимальную систему профессионального  образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего  образования. Результаты прогнозирования  потребностей рынка труда, а также  рейтинги учреждений профессионального  образования должны доводиться до населения  через средства массовой информации.

 

Система образования должна быть ориентирована не только на задания  со стороны государства, но и на постоянно  возрастающий общественный образовательный  спрос, на конкретные интересы семей, местных  сообществ, предприятий. Ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать  основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических  ресурсов.

 

Основное отличие профильного  обучения от профориентации состоит  в том, что в рамках этой формы  обучения происходит не только удовлетворение современного заказа общества на профессии, но и удовлетворение индивидуальной потребности личности в самореализации. Таким образом, профильное обучение обеспечивает взаимовыгодное и взаимозаинтересованное движение обоих участников процесса – как самих школьников, так  и экономических институтов и  производственных структур общества.

 

В соответствии с одобренной Министерством образования России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» профильная подготовка обеспечивает углубленное  изучение отдельных общеобразовательных  предметов, создает условия для  выбора учащимися индивидуальных образовательных  траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями, более  эффективно готовит выпускников  к профессиональному самоопределению, обеспечивая преемственность общего и профессионального образования. Обучающиеся в системе профильной подготовки готовят себя к трудовой деятельности, адаптируют умения к  изменяющимся требованиям рынка  труда.

 

Таким образом, можно сделать  следующие выводы.

 

В условиях перехода к рыночным отношениям приоритетные функции непрерывного образования неразрывно связаны  с рынком труда. Современный молодой  человек должен научиться правильно  вести себя на рынке труда, понимать, как продвигать свои достоинства  и возможности, и не бояться этого, то есть выбрать ту профессию, которая бы была востребована современной экономикой, соответствовала желанию и интересам личности, ее возможностям и общеобразовательной подготовке.

 

Глобализация экономики  и задача формирования общества, основанного  на знаниях, ставят новые требования перед системой образования и  обучения. В рамках этих требований система профессионального образования  и обучения призвана решать триединую  задачу развития: личности, способной  полностью реализовать свои потенциал  в профессиональном и личном плане; общества – за счет уменьшения различий и неравенства между гражданами и группами граждан; экономики –  путем обеспечения соответствия умений на рынке труда потребностям промышленности и работодателей.

 

Новая парадигма развития образования предполагает универсализацию  профессионального образования, сопровождающуюся развитием новых базовых умений и компетенций. А это в свою очередь означает и новое качество партнерских отношений между  образованием и миром труда, обеспечивающих синергию всех секторов образования, промышленности и экономики, направленных на развитие общих компетенций, этики труда, технических и предпринимательских  умений, выработку новой политики и финансовых обязательств с учетом местных, региональных и глобальных возможностей и потребностей.

Таким образом, в настоящее  время в рамках «Концепции модернизации российского образования» идет поиск  путей интеграции общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального  образования, получает развитие многоуровневое образование, создаются университетские  комплексы. Главная задача состоит  в том, чтобы на этой основе обеспечить более полное соответствие системы  и практики подготовки кадров требованиям, предъявляемым рынком.

 

В связи с этим наиболее актуальной задачей на современном  этапе развития профильного образования  в Краснодарском крае является определение  приоритетных направлений дальнейшего  развития системы профильной подготовки, выстроенной на местном, региональном уровне с учётом потребностей рынка  труда, исходя из экономических условий территории.

 

1.2 Развитие профильного  образования в контексте модернизации  образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае

 

Глобализация экономики  и задача формирования общества, основанного  на знаниях, ставят новые требования перед системой образования и  обучения. Развитие образования теснейшим  образом связано и с основными  направлениями социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Основные направления модернизации образовательной системы в Российской Федерации определены Концепцией модернизации образования до 2010 г. Направления  развития допрофессионального обучения и довузовской подготовки в российской школе, в основном, соответствует  мировым тенденциям развития образования.

 

Цель модернизации образования  состоит в создании механизма  устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут  решаться в первоочередном порядке  следующие приоритетные, взаимосвязанные  задачи: обеспечение государственных  гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального  образования; формирование в системе  образования нормативно-правовых и  организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

 

Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 г. предусматривает  создание "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной  школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки  гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального  образования".

 

Пути реализации поставленной задачи и перспективы развития общего и профильного образования определены в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются  возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

 

Краснодарский край одним  из первых в стране подошел к реализации всего комплекса задач организации  профильного образования в контексте  модернизации образовательной системы. Краснодарский край был включен  в перечень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по профильному  обучению в 2003/2004 учебном году. Губернатором Краснодарского края было издано распоряжение «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в  общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования в 2003/2004 учебном году» (№ 979-р от 22 июля 2003 года).

 

В 2004 году были разработаны  и утверждены план мероприятий по введению профильного обучения в  Краснодарском крае, порядок открытия профильных классов, региональный базисный учебный план для 10-11 классов экспериментальных  общеобразовательных учреждений и  другие норматино-правовые документы.

 

В 2004 году общеобразовательные  учреждения края перешли на новый  федеральный Базисный учебный план, которым предусмотрено введение профильного обучения на старшей  ступени общего образования и  предпрофильной подготовки в 9-х классах  начат. С сентября 2004 года в десятых  классах 30 школ города Краснодара и 7 Павловского  района было введено профильное обучение – всего открыт 101 профильный класс  по 29 профилям. Предпрофильную подготовку стали апробировать 422 общеобразовательных  учреждения из всех муниципальных образований  края.

 

По итогам первого года эксперимента по введению профильного  обучения в г. Краснодаре и Павловском районе проведен мониторинг.

 

На проведение эксперимента в 2004 году из краевого бюджета были выделены средства в объеме 1 млн. рублей. Проведена работа по укреплению материально-технической  базы экспериментальных общеобразовательных  учреждений. Поставлена компьютерная техника в 10 школ г. Краснодара и  Павловского района, приобретены  химические реактивы и мини лаборатории  для 3 школ Павловского района, открывших  химико-биологический профиль. Для организации центров сопровождения эксперимента в управления образования г. Краснодара и Павловского района приобретена компьютерная и множительная техника. Подготовлены и изданы сборники программ элективных курсов для учащихся 9-х классов, разработанные педагогами экспериментальных образовательных учреждений г. Краснодара и специалистами ККИДППО.

 

Продолжалась работа по организации  предпрофильной подготовки в 9-х классах  основной школы. Во «вторую волну» эксперимента по предпрофильной подготовки были включены 46 территорий края (422 учреждения). В  рамках краевого конкурса педагогических инициатив открыты 4 краевые экспериментальные  площадки по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений при  организации профильного обучения в старшей школе.

 

Для 11 категорий педагогических работников, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения, за счет целевых средств, предусмотренных  в Фонде развития образовательных  учреждений, на базе ККИДППО, школ г. Краснодара и Павловского района проведены  курсы повышения квалификации. В  течение первого года реализации эксперимента в них приняли участие 6439 человек из всех территорий края.

 

Ход эксперимента был рассмотрен на коллеги департамента образования  и науки (ноябрь 2004г.) и представлен  на Всероссийской научно-практической конференции (октябрь 2004).

 

Эксперимент выявил ряд серьезных  проблем и противоречий. Так, в  частности, в анализе итогов первого  года внедрения профильного обучения подчеркивается следующее. Не снято  противоречие между условиями профильного  обучения на старшей ступени общего образования и требованиями ЕГЭ. Не решены вопросы стимулирования педагогических работников, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования  и предпрофильной подготовки в 9-х  классах. Не развернута в должном  объеме работа по экспериментальной  апробации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений НПО и СПО.

 

Вместе с тем принято  однозначное решение продолжить работу по созданию условий для перехода общеобразовательных учреждений на профильное обучение, а именно: расширить  число общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку; обеспечить разработку программ элективных курсов для 9 и 10 классов, организовать переподготовку кадров и использование  информационных технологий в профильных классах, укрепление учебно-материальной баз экспериментальных ОУ.

 

Можно утверждать, что на сегодня в ходе федеральных экспериментов  по профилизации отечественного образования  и созданию университетских образовательных  комплексов в Краснодарском крае разработана региональная модель довузовской  подготовки и психолого-педагогическое сопровождение ее реализации с учетом региональных особенностей и результатов  мониторинга развития гибкой системы  профилей. Эта модель выступает в  тесной связи ее основных компонентов (блоков): довузовской подготовки в  учреждениях среднего (полного), дополнительного  и профессионального (начального, среднего и высшего) образования, проектирует  новые формы и механизмы организации  взаимодействия с социальными партнерами и отражает педагогические условия  становления и развития региональной системы довузовской подготовки в образовательном пространстве края.

Информация о работе Профильное обучение учащихся