Профильные классы в аспекте проведения факультативных курсов по английскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: обосновать эффективность и целесообразность проведения в профильных классах факультативных курсов по английскому языку.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
- дать определение факультативу, показать, по каким принципам построена факультативная работа в средней школе, рассмотреть отличия факультативного занятия от нормативного занятия и его пользу для ученика;
-дать определение профильным классам и рассказать, какие профильные классы существуют; раскрыть вопрос организации факультативных курсов по английскому языку в профильных классах; представить план факультативного курса по английскому языку для профильного класса.

Содержание работы

Введение….………………………………………………………………………2
Глава I. Характеристика факультативного курса………………………………5
1.1 Понятие факультативного курса…………………………………………… 5
1.2 Принципы факультативного обучения ……………………………………..8
1.3 Классификация факультативных курсов ………………………………….12
1.4 Особенности факультативных занятий по английскому языку.
Методы, применяемые на факультативных курсах…………. ……………….13
1.5 Факультативные занятия как вид внеклассной работы …………………..18
Выводы к главе I………………………………………………………………... 22
Глава II. Профильные классы в аспекте проведения факультативных курсов по английскому языку…………………………………………………………23
2.1 Понятие профильных классов.
Модели организации профильных классов …………...……………………….23
2.2 Организация факультативных занятий в профильных классах ………….27
2.3 Факультативный курс ‘Modern Science and Technology’ для физико-математического профильного класса.…………………………………………30
Выводы к главе II ……………………………………………………………….39
Заключение ………………………………………………………………………40
Список литературы ……………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

9курсач Факультативные занятия по английскому языку для старшеклассников.docx

— 83.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение….………………………………………………………………………2

Глава I.  Характеристика факультативного курса………………………………5

1.1 Понятие факультативного  курса…………………………………………… 5

1.2 Принципы факультативного  обучения ……………………………………..8

1.3 Классификация факультативных  курсов ………………………………….12

1.4 Особенности факультативных  занятий по английскому языку.

Методы, применяемые на факультативных курсах…………. ……………….13

1.5 Факультативные занятия  как вид внеклассной работы  …………………..18

Выводы к главе I………………………………………………………………... 22

Глава II. Профильные классы в аспекте проведения факультативных курсов по английскому языку…………………………………………………………23

2.1 Понятие профильных  классов. 

Модели организации профильных классов …………...……………………….23

2.2 Организация факультативных  занятий в профильных классах  ………….27

2.3 Факультативный курс ‘Modern Science and Technology’  для физико-математического профильного класса.…………………………………………30

Выводы к главе II ……………………………………………………………….39

Заключение ………………………………………………………………………40

Список литературы ……………………………………………………………...41

 

 

Введение

     ХХI век – это век информатизации и глобализации. Исследование, проведенное в ФРГ, показало, что для работы в 80% европейских фирм необходимо знание, как минимум, двух ИЯ, прежде всего английского и французского (в сочетании 25:1), а в 45% фирм минимум трех языков (испанского, итальянского, русского). Причем наиболее нуждающимися в знании ИЯ являются не столько экспортирующие, сколько импортирующие фирмы [Бердичевский, 2002, 17]. Профессиональное письменное иноязычное общение стало неотъемлемой частью деятельности любого научного учреждения или промышленного предприятия [Лесохина, Симакова, 2002, 62]. В свете современной социокультурной ситуации языковая личность должна быть способна вступать в эффективное взаимодействие с несколькими культурами, используя богатую палитру языков культуры, которая не ограничивается только вербальными языками международного общения. Такая личность, в идеале, готова к активной и продуктивной жизнедеятельности в поликультурном обществе, обладает развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с представителями различных культурных групп [Буланкина, Полянкина, 2011, 34].

      Таким образом,  знание иностранных языков является  одним из важнейших средств  межкультурной коммуникации. Общий  курс  ИЯ в школе содержит  материал, необходимый любому, изучающему иностранный язык. После разделения на профильные классы ученикам может быть очень полезен факультативный курс по иностранному языку, поскольку он содержит лексику, необходимую для данного профиля.

      Зачастую в школах английскому языку уделяется мало часов, поэтому нужны дополнительные курсы, факультативные занятия. Они помогают ученикам углубить знания, укрепить материал, пройденный на обычном уроке. Помимо этого, они делают интересы учащихся более разносторонними, развивают культуру мышления, учат самообразованию, заинтересовывают в самостоятельной исследовательской деятельности, знакомят с последними достижениями в науке. Факультативные курсы по английскому языку тесно связаны с основным курсом. Если помимо основного курса, ученик посещает факультативный курс, развиваются все виды речевой деятельности: восприятие на слух, говорение, чтение и письмо. «В соответствии с требованиями стандарта среднего общего образования первого поколения (2004 г.), а также опубликованными материалами стандарта второго поколения выпускники школ должны владеть основными коммуникативными типами речи, к которым относятся: описание, сообщение, рассказ, рассуждение (включая характеристику)» [Фроликова, 2011, 15].           

       Данная тема курсовой была выбрана, поскольку факультативные курсы играют важную роль в улучшении языковых навыков, особенно помогают развитию коммуникативных способностей. В работе рассмотрены основные цели  и задачи факультативных курсов, методики, которые можно использовать для их проведения, требования, предъявляемые к этим методикам. В работе рассматриваются возможные варианты профилизации в школе. какие модели изучения английского языка выделяет Бим И. Л. в школах, где профильный предмет – английский язык и проблемы организации факультативных занятий по английскому языку в профильных классах.

      Цель данного исследования: обосновать эффективность и целесообразность проведения в профильных классах факультативных курсов по английскому языку.     

Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

- дать определение факультативу, показать, по каким принципам построена факультативная работа в средней школе, рассмотреть отличия факультативного занятия от нормативного занятия и его пользу для ученика;

-дать определение профильным  классам и рассказать, какие профильные  классы существуют; раскрыть вопрос организации факультативных курсов по английскому языку в профильных классах; представить план факультативного курса по английскому языку для профильного класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Характеристика факультативного курса

1.1 Понятие факультативного курса.

 

      Факультативный курс – это дополнительный предмет, который предназначен для учащихся в старших классах средней школы, в ССУЗе или ВУЗе, изучаемый по желанию. Термин «факультатив» происходит от латинского слова "facultas". „Facultas , -atis     f   способность, возможность; запас, средство “. [Подосинов, Козлова, Глухов, Белов, 116, 2004] Во французском языке есть прилагательное  «facultatif», которое обозначает «необязательный, факультативный». [Коновалов, 2001, 103] Педагогическая Энциклопедия говорит о том, что факультативный курс – это дополнение к общеобразовательному нормативному курсу, который определяется учебным планом и программами.

      Необязательность факультативного занятия является одной из отличительных особенностей этого вида учебной деятельности [Юдин В. А. Электронный ресурс]. Добровольное посещение сближает факультативные курсы с кружками. Факультативный курс способствует не только укреплению знаний по предмету, но и улучшению успеваемости ученика. Для подготовки к факультативным курсам нужно пользоваться дополнительной литературой, а  чем больше дополнительных источников ученик изучает, тем больше расширяется  его кругозор. Факультативные занятия отличаются от внеклассных занятий тем, что, они проводятся по расписанию и состав учащихся в меньшей степени подвержен изменениям. Во многих современных школах факультативные курсы вводятся с младших классов, в некоторых школах с первого класса.

      Сегодня можно часто услышать словосочетание «Современное образование». При этом имеется в виду, конечно, не только то, что это образование нашего времени, но и качественный аспект образования. Это новые стандарты образования, повышение квалификации учителей, использование передовых компьютерных технологий и средств мультимедиа, использование социальных сетей для общения с носителями языка. Очень важно, чтобы кабинеты были оснащены современным оборудованием.  Желательно, чтобы в кабинетах были компьютеры или хотя бы один ноутбук, чтобы смотреть фильмы, слушать музыку на иностранном языке, играть в развивающие игры. Также очень хорошо, если есть колонки, потому что звука с ноутбука зачастую недостаточно, чтобы заполнить аудиторию, и ученикам приходиться напрягаться. «Мультимедийные и компьютерные технологии являются именно таким коммуникативным средством, которое дает возможность универсального применения на занятиях иностранного языка и предлагает более широкие возможности комплексного использования в отличие от традиционных технических средств» [Рахимова, 2012, 56]. У учителя должны быть различные дидактико-методические пособия, фильмы, книги и песни на английском языке. Причем материалы должны быть разных жанров и уровней сложности.     

      Современные факультативные занятия – это особая форма учебно-воспитательной работы. Они отличаются и от обычного урока в школе, и от внеклассной работы, при этом имея с ними много схожих черт. Что их сближает с обычным уроком в школе? Во-первых, всегда есть программа, по которой ведутся занятия. Во-вторых, методы обучения и формы организации самостоятельной подготовки к занятиям, хотя на факультативных курсах могут применяться и более современные методы обучения, как на внеклассных занятиях, а домашнее задание может и вовсе отсутствовать. Интересно то, как пишет о самоподготовке в советской школе полного дня Спиридовская Л. А: «Она [самоподготовка] проводится с учениками в определенное время, зафиксирована в расписании обязательных занятий. Часы на приготовление домашних заданий по иностранному языку  отводятся пока не во всех школах и только в IV – VI классах» [Спиридовская, 1989, 64]». Факультативные курсы и кружки схожи тем, что в обоих случаях учеников сближает интерес к предмету, они идут на занятие добровольно. Факультативные курсы не являются заменой внеклассной работы по предмету.  Это самостоятельная форма учебно-воспитательной работы в школе, помимо кружков и внеклассной работы по предмету. Все это в совокупности значительно углубляет знания ученика. Преимущество факультативных курсов состоит в том, что из всех форм учебно-воспитательной работы в школе факультативные курсы имеют самую гибкую программу, и ее темы могут быть связаны с последними достижениями науки и техники, с последними культуры, социальной жизни. Так как на факультативах учебник не берется за основу, то учитель «не держится» за него, а вводит тот тематический материал, который будет интересен ребятам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы факультативного обучения

 

      При разработке программы факультативных курсов всегда учитываются некоторые принципы. Например, известны такие принципы, как детальное рассмотрение языковых явлений, изученных в нормативном курсе,  цельность курса, отсутствие большого количества мелких разрозненных вопросов, ограничение объема знаний пределами школьной программы. Существуют и другие принципы факультативного обучения: принцип добровольности, познавательной активности и самостоятельности, сознательности усвоения знаний,  наглядности, доступности, индивидуализации, научности, принцип неотделимости практической цели от развивающей, гуманизации, тематичности.

      Когда человек изучает иностранный язык, его знания структурируются, при этом  развиваются различные виды памяти и мышления. Ученик сталкивается с различными логическими операциями: сопоставлением, классификацией, анализом, синтезом, классификацией, принятием смыслового решения. Тогда происходит формирование совершенно новых умений, а не перенос старых умений с родного языка на иностранный. Отсюда можно сделать вывод, что на факультативных курсах действует принцип неотделимости практической цели от развивающей.

      На факультативных занятиях   важен принцип индивидуализации. Ведь у каждого ученика свои психологические особенности, своя скорость усвоения материала и выполнения задания, свои интересы и увлечения, что тоже нельзя оставлять без внимания.  Известно, например, что молодым людям лучше сразу давать все правило целиком, тогда как девушкам лучше давать частями. При этом  разные ученики идут на факультативный курс с разными целями. «Гуманитарии» хотят овладеть языком, научиться использовать его в письменной и устной речи. Для «технарей» язык, в первую очередь, нужен, чтобы читать литературу по интересующим их отраслям. Есть учащиеся, которые собираются связать свою дальнейшую жизнь с английским языком, и к ним надо особый подход. Некоторых учеников просто очень интересуют песни и фильмы на английском языке. Чем больше мотивация ученика, тем больших результатов он достигает. Ученики с высокой мотивацией требуют многого от содержания, методики и организации факультативных курсов. Учитель в данном случае должен сам быть сильно заинтересован в своем предмете, чтобы ученики чувствовали самоотдачу и  тоже охотно вкладывались в предмет. Кроме того, надо учитывать, что у всех учеников может быть разный уровень языковой подготовки. Для каждого ученика нужен разный уровень самостоятельности выполнения задания и разный уровень проблемности. Например, в задании дан текст, дающий фактическую информацию о городе. Сравните задания двух уровней сложности. Первое. Какие факты из текста Вы упомянете, описывая ваш район? Вы относитесь к ним положительно или отрицательно? Повезло ли Вам с районом? В данном задании проблема решается путем отбора информации и принятием логически правильного решения, но отсутствует преобразование информации. Второе задание. Скоро у нашего города круглая дата. 500 лет со дня основания. Что можно сделать, чтобы город выглядел красивее, и мы им стали еще больше гордиться. Здесь требуется почти полное преобразование данного текста, хотя уровень проблемности остается почти тем же. Такой факультативный курс при своей относительной автономности составляет с нормативным курсом единое целое и дополняет его. С другой стороны, учитель должен знать, какие новые навыки приобрели ученики, и тогда можно использовать разные виды речевой деятельности в их взаимодействии. С такими  проблемами встречается учитель факультативных курсов.

      На наш  взгляд, на факультативных курсах  должен быть применен личностно-ориентированный  подход. «Личностно-ориентированный  подход представляет собой не  что иное, как человеко / ребенко-ориентированный подход, нацеленный на личностное развитие каждого ученика, на его самоопределение и самореализацию» [Бим, 2011, 2]

Информация о работе Профильные классы в аспекте проведения факультативных курсов по английскому языку