Профильные классы в аспекте проведения факультативных курсов по английскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: обосновать эффективность и целесообразность проведения в профильных классах факультативных курсов по английскому языку.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
- дать определение факультативу, показать, по каким принципам построена факультативная работа в средней школе, рассмотреть отличия факультативного занятия от нормативного занятия и его пользу для ученика;
-дать определение профильным классам и рассказать, какие профильные классы существуют; раскрыть вопрос организации факультативных курсов по английскому языку в профильных классах; представить план факультативного курса по английскому языку для профильного класса.

Содержание работы

Введение….………………………………………………………………………2
Глава I. Характеристика факультативного курса………………………………5
1.1 Понятие факультативного курса…………………………………………… 5
1.2 Принципы факультативного обучения ……………………………………..8
1.3 Классификация факультативных курсов ………………………………….12
1.4 Особенности факультативных занятий по английскому языку.
Методы, применяемые на факультативных курсах…………. ……………….13
1.5 Факультативные занятия как вид внеклассной работы …………………..18
Выводы к главе I………………………………………………………………... 22
Глава II. Профильные классы в аспекте проведения факультативных курсов по английскому языку…………………………………………………………23
2.1 Понятие профильных классов.
Модели организации профильных классов …………...……………………….23
2.2 Организация факультативных занятий в профильных классах ………….27
2.3 Факультативный курс ‘Modern Science and Technology’ для физико-математического профильного класса.…………………………………………30
Выводы к главе II ……………………………………………………………….39
Заключение ………………………………………………………………………40
Список литературы ……………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

9курсач Факультативные занятия по английскому языку для старшеклассников.docx

— 83.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к главе  I

       Факультативный курс – необязательный курс, который идет параллельно с нормативным учебным курсом. Ученики посещают его по желанию, поэтому мотивация к обучению у учеников на таких курсах выше, чем на обычных уроках. На курсах основной упор делается на чтение и говорение. Курсы могут углублять уровень нормативной программы или иметь свою программу, быть в форме кружков или секций, могут быть межпредметными или посвященными одному предмету. Чаще всего факультативные курсы помогают применить полученные на обычных уроках знания на практике, т.е. имеют прикладной характер. Принципы составления факультативного курса по английскому языку: детальное рассмотрение языковых явлений, изученных в нормативном курсе,  цельность курса, отсутствие большого количества мелких разрозненных вопросов, ограничение объема знаний пределами школьной программы, принцип добровольности, познавательной активности и самостоятельности, сознательности усвоения знаний,  наглядности, доступности, индивидуализации, научности, принцип неотделимости практической цели от развивающей, гуманизации, тематичности. Также применяется принцип, предложенный З.М. Цветковой: «развить максимальное количество речевых умений на минимуме грамматического и лексического материала». 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Профильные классы в аспекте проведения факультативных курсов по английскому языку

2.1 Понятие профильных  классов. Модели организации профильных классов

      Профильными будем называть такие классы старшей школы, в которых учащиеся объединены по образовательно-профессиональным интересам, связанным с продолжением образования и со сферой их будущей трудовой деятельности. Профильное обучение - это образовательный процесс в профильных классах лицеев и гимназий, направленный на интенсификацию социально-профессионального самоопределения старшеклассников путем дифференциации обучения на основе учета склонностей и интересов старшеклассников. [Бессонов, электронный источник]

      Существует несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.

1) Модель внутришкольной профилизации. Школа может быть и однопрофильной, многопрофильной и не иметь профиля, но осуществять профилизацию через различные факультативные курсы.

2) Модель сетевой организации.  В этой модели профильное обучение  учащихся конкретной школы проводится  через привлечение учителей из других образовательных учреждений. Существует два варианта такой модели. Первый вариант связан с объединением нескольких школ вокруг одной, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая служит "ресурсным центром". В таком случае базовые предметы каждая школа берет на себя, а профильные предметы почти всегда проводятся в «ресурсном центре».

      Второй вариант предполагает сотрудничество школ с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае школьнику предоставляется право выбора профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

    Возможные модели организации обучения иностранным языкам представлены в работе И.Л. Бим «Иностранные языки в школе» № 5 2002г «Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы».

      Автор выделяет основные функции старшей ступени обучения:

- обеспечить завершение  школьниками общего полного среднего  образования и подготовить выпускников  школы к жизни и труду в  современном постиндустриальном  информационном обществе, способствовать  их социальной адаптации к  условиям постоянно меняющегося  мира;

- помочь учащимся в  их самоопределении, в выборе  дальнейшего жизненного пути  в соответствии с их склонностями, возможностями, способностями;

- стимулировать старшеклассников  к продолжению образования и  создать условия для облегчения  их перехода из одного звена  системы образования в другое, а также нацелить их на самообразование. [Бим, 2002, 7]

       Отмечая, что старшая школа ориентирует своих выпускников главным образом на поступление в ВУЗ, не оказывая при этом действенной помощи в их самоопределении, автор подчеркивает крайнюю важность осуществления дифференцированного подхода к обучению на старшей ступени и выделяет несколько типов (моделей) организации на старшей ступени применительно к учебному предмету «иностранный язык».

      Первая модель – это общеобразовательная полная средняя школа. Обеспечивает общеобразовательный уровень подготовки школьников по иностранному языку (уровень А), соответствующий пороговому уровню, предложенному Советом Европы для европейских школ. Этот уровень может быть достигнут выпускниками при раннем начале изучения иностранного языка, т.е. со 2 класса начальной школы.

      Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к иностранному языку или испытывающих трудности в овладении им, школа может предоставить дополнительные образовательные услуги за счет ученического компонента базисного учебного плана.

      Данная модель, не будучи профильной, не исключает перехода отдельных школьников в другие типы школ, классов и не закрывает для них возможность дальнейшего образования в ВУЗе.

      Вторая модель – профильная школа/классы, где иностранный язык выступает как средство реализации профильного обучения (уровень Б).

Выбор направленности в обучении иностранному языку зависит от желания  школьников, их родителей, возможностей школы, наличия соответствующего кадрового потенциала.

      Третья модель – (уровень С) предполагает углубленное изучение иностранного языка на старшей ступени школы, хотя иногда он вводится в конце средней ступени (с 7 кл)

       Четвертая модель – (уровень Д) к ней относятся специализированные школы с углубленным изучением иностранного языка [Бим, 2002, 9].

Существует очень много  различных видов профильных классов: филологический, социально-гуманитарный, гуманитарно-теологический, химико-биологический, социально-экономический, агро-технологический, физико-математический, информационно-технологический, биолого-географический, индустриально-технологический, естественно-научный.           [15, электронный источник]. Но, несмотря на множественность вариантов профильных классов, в языке отражаются все стороны человеческой деятельности, поэтому для любых профильных классов можно составить программу факультативных курсов по английскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация факультативных занятий в профильных классах

      Факультативные курсы для профильных классов организуются, чтобы углубить знания учеников по профильным предметам средствами  Занятия могут проходить до или после уроков нормативного курса и должны входить в расписание. Факультативные занятия более свободны по структуре и организации, чем обычные занятия. В них делается упор на чтение и говорение – те виды работы, на которые в школе не хватает времени. На занятии все виды деятельности могут быть распределены равномерно. Например, чтение 20 минут, говорение 10 минут, аудирование 15 минут. А может быть весь урок посвящен одному виду деятельности. Важную роль в организации занятий играет чередование видов деятельности. Чередование помогает добиваться того, что ученики меньше устают и дольше сосредотачиваются на английском языке.

      Также стоит отметить, что на факультативных занятиях нет оценок. Учитель может оценивать знания своих учеников в виде баллов. Учитель может давать отстающим ученикам различные творческие задания по предмету. Таким образом, ученик, который отстает на обычном уроке, может самореализоваться в факультативе, а затем полюбить английский язык и повысить свою успеваемость и на обычных уроках. На факультативных курсах могут проводиться различные лингвистические конкурсы, викторины, соревнования, олимпиады. Таким образом, факультативные занятия становятся одним из каналов внеклассной работы.

      Следует сказать о таком важном пункте в развитии факультативного курса, как пропаганда. Ведь можно себе представить такое, что ученику нравится изучать английский язык, но он не знает, где и как его можно изучать помимо школьных занятий. Поэтому факультативным курсам должна быть в школе посвящена отдельная стенгазета. Возможно, на ней будут висеть фотографии самых успешных учеников. Ученики должны знать о результатах конкурсов и олимпиад, проводимых в школе по английскому языку. Чтобы ученики принимали участие в конкурсах, нужно организовывать достойные призы и подарки, интересные условия конкурсов, оригинальные соревнования на знание языка и культуры англоговорящих стран. Можно устраивать дебаты на иностранном языке. Команда победителей будет висеть на доске почета факультативных курсов. Должны быть отмечены ученики, которые разрабатывают интересные презентации, возможно, создают собственные пособия или альбомы. Деятельность учеников не должна остаться незамеченной другими учениками. Статус английского языка в школе должен подниматься за счет качественного преподавания языка, чтобы ученики захотели изучать язык. Факультативные курсы могут хорошо помочь в изучении иностранного языка, поэтому о них надо больше говорить в школе.

      Стоит отметить, что существует проблема выбора ориентации факультатива на определенную отрасль знаний. Таким образом, если мы имеем дело, например, с физико-математическим классом, им был бы полезен факультативный курс «Modern Science and Technology», на уроках которого на английском языке рассматривались бы научные проблемы. Для гуманитарных классов возможен факультативный курс «The History of Great Britain. From the Ancient Times till Today» или «The Contemporary Poetry». Гуманитарные классы могут иметь еще и педагогическое направление, как, например, в общеобразовательной школе № 14 города Рязани с углубленным изучением английского языка. Естественно, ученикам этого класса пойдет на пользу факультатив, на котором они изучали бы различные методы преподавания английского. Если факультатив делается для класса с экономическим уклоном, он может быть посвящен изучению экономических текстов на английском языке. Например, «English for young economists». Знания, получаемые учениками, на разных предметах будут очень полезны в рамках факультативного курса, если этот курс будет связан с их профильными предметами по своей тематике.

 

2.3 Факультативный  курс ‘Modern Science and Technology’  для физико-математического профильного класса.

      Данный курс рассчитан на  68 часов и предназначен для учеников 10-11 классов, идущих по физико-математическому профилю. Курс предполагает, что ученики учатся в школе с углубленным изучением английского языка.

      Цель курса:  расширение научного кругозора учеников средствами английского языка.

      Каждое  занятие состоит из  просмотра видео, длительностью около 10 минут на английском языке. Видео  может быть посвящено современным технологиям, рассказывать об интересных открытиях современных ученых в области астрономии, физики, медицины, биологии, лингвистики и других наук. Это может быть как одно большое видео, так и несколько видео, объединенных одной тематикой. Первый этап – просмотр видео, второй – обсуждение, далее – задания на лексику. В урок могут входить упражнения на грамматику, но  не всегда.

       Дома каждый ученик должен оставить 7 - 10 предложений комментариев онлайн на сайте youtube.com (в основном все видео берутся с этого сайта).      Каждый урок имеет свою тему, совпадающий с темой видео. Уроки могут быть связаны друг c другом тематически, но не всегда.

      Факультативный  курс поможет ученику разобраться  во многих вопросах современной  науки, значительно пополнить  свой словарный запас, развить  навыки говорения и рассуждения  на письме.

Примерный план курса.

  1. Robot making.
  2. Isaac Newton
  3. The fastest cars.
  4. Tanks of today
  5. Light
  6. The Internet in our life.
  7. Sound
  8. Real books or Electronic books.
  9. Supersonic planes. Drone technologies.
  10. Printers
  11. How does an electronic kettle work?
  12. Cell phones, i-phones, i-pads and graphic tablets.
  13. Computers help in building
  14. Electronic doors
  15. Modern computers.
  16. Computers help musicians
  17. GPS Navigators
  18. Screens
  19. Social networks. Friends or enemies?
  20. Is it possible to create a time machine?
  21. Notebooks
  22. Vacuum cleaners
  23. Can the blind paint?
  24. Hurricanes
  25. Microphones
  26. Electronic translators.
  27. Speakers
  28. Electronic devices in clothes
  29. 3-D and 4-D technologies in cinema
  30. Albert Einstein. Geniuses in our life.
  31. Equipment used for physical training
  32. Electronic translators
  33. Helicopters
  34. The latest models of cameras
  35. Smart technologies at home
  36. Colours in our life
  37. The military system “The shell” («Панцирь»)
  38. Scanners
  39. Sleepwalkers.
  40. Mixers
  41. Toasters
  42. Thunderstorm
  43. Tornado
  44. Washing machines
  45. The Big Bang Theory
  46. The phenomenon of north light
  47. The Moon
  48. The Jupiter
  49. TV sets today
  50. Telekinesis
  51. Pointing devices
  52. Meteorites
  53. Nicola Tesla
  54. What is an electronic cigarette?
  55. The Large Hadron Collider
  56. The Detailed Universe
  57. The Bermuda Triangle
  58. How do elevators work?
  59. High-speed trains
  60. Keyboards
  61. The law of gravitation
  62. What is a nuclear bomb?
  63. The Sun
  64. Future of Computer Interface
  65. Microchips
  66. Snow and hail.

Информация о работе Профильные классы в аспекте проведения факультативных курсов по английскому языку