Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 18:33, курсовая работа
Цель данного исследования: обосновать эффективность и целесообразность проведения в профильных классах факультативных курсов по английскому языку.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
- дать определение факультативу, показать, по каким принципам построена факультативная работа в средней школе, рассмотреть отличия факультативного занятия от нормативного занятия и его пользу для ученика;
-дать определение профильным классам и рассказать, какие профильные классы существуют; раскрыть вопрос организации факультативных курсов по английскому языку в профильных классах; представить план факультативного курса по английскому языку для профильного класса.
Введение….………………………………………………………………………2
Глава I. Характеристика факультативного курса………………………………5
1.1 Понятие факультативного курса…………………………………………… 5
1.2 Принципы факультативного обучения ……………………………………..8
1.3 Классификация факультативных курсов ………………………………….12
1.4 Особенности факультативных занятий по английскому языку.
Методы, применяемые на факультативных курсах…………. ……………….13
1.5 Факультативные занятия как вид внеклассной работы …………………..18
Выводы к главе I………………………………………………………………... 22
Глава II. Профильные классы в аспекте проведения факультативных курсов по английскому языку…………………………………………………………23
2.1 Понятие профильных классов.
Модели организации профильных классов …………...……………………….23
2.2 Организация факультативных занятий в профильных классах ………….27
2.3 Факультативный курс ‘Modern Science and Technology’ для физико-математического профильного класса.…………………………………………30
Выводы к главе II ……………………………………………………………….39
Заключение ………………………………………………………………………40
Список литературы ……………………………………………………………...41
Еще один принцип сегодняшнего образования - гуманизация. Так как занятия в факультативе проходят в более свободной форме, творчество и игра выходят на первый план. Программу факультативных курсов в любой момент можно подкорректировать, она установлена не настолько жестко.
Тематический принцип помогает систематизировать лексические единицы. Легче научиться описывать какой-либо предмет или явление, обладая обширным словарным запасом по теме. При этом слова в разных темах могут повторяться, вследствие взаимосвязи этих тем. Например, темы «Туризм», «Спорт», «Здоровье», «Осмотр достопримечательностей». Более частотные по употреблению слова, скорее всего, будут повторяться в разных топиках, а менее частотные слова будут употребительны скорее в одной теме. Например, выражение „to have a good time“ может употребляться как в теме «Holidays», так, например, и в теме «Tourism». Слово “Christmas tree” будет внесено в список слов по теме «Holidays». Некоторые умения могут даваться вне темы. Например, чтобы научиться давать дефиницию какому-либо слову, надо обладать широким словарным запасом, знать слова из разных тематических групп. Такие философские вопросы, как, например, «Какие качества Вы цените в человеке?», «За что Вы можете простить человека, а за что не смогли бы?», «Что такое счастье лично для Вас?» вряд ли вписываются в какую-то конкретную тему. Однако, умение размышлять на эти темы на иностранном языке может заметно продвинуть учащегося в развитии.
Также отмечаются следующие принципы, которым надо следовать на факультативном занятии по иностранному языку, как в школе, так и в ВУЗе – это четкая постановка цели и осознание способов ее достижения, построение заданий таким образом, чтобы предупредить возможные ошибки, коммуникативная наполненность каждого задания, плавный переход от псевдокоммуникации к реальному общению, взаимосвязь разных видов речевой деятельности.
1.3 Классификация факультативных курсов
Существуют различные советские классификации , но многие из них устарели, поэтому, на наш взгляд данная классификация, приведенная Назаренко Е. А. и Пекшевой, является самой полной и современной и будет достаточной для нашего исследования:
[Назаренко, электронный ресурс]
М. А. Прокофьев выделяет еще особую группу – кружки и секции.
1.4 Особенности факультативных занятий по английскому языку. Методы, применяемые на факультативных курсах
Факультативные курсы по иностранному языку отличаются от факультативов по другим предметам взаимосвязью содержания основного курса и факультативного курса. Если факультативный курс по географии, истории, биологии, химии может расширять свою собственную смежную область (например, основы картографии или юриспруденции), то на факультативном курсе по иностранному языку учитель должен углублять знания, полученные учениками в основном курсе.
Факультативный курс отличается от основного курса методами обучения и организацией учебного процесса. На факультативном курсе практика занимает основную часть времени. Практика состоит из тренировки и применения, причем применение стоит на первом месте.
На факультативном занятии основной упор делается на лексический и синтаксический уровни. В центре внимания на факультативном курсе навыки говорения и чтения.
Каковы особенности обучения говорению? Одна из особенностей программы факультативных курсов – проблемно-дискуссионная ориентированность учебного процесса. Это учит их говорить и мыслить, мотивирует их к говорению на английском, здесь проявляется развивающий принцип обучения. Список тем для обсуждения не четко ограниченный, а примерный, что дает ученикам больше свободы, а, следовательно, больше их заинтересовывает. Например, «Что для мира на Земле могу сделать именно я?», «Выбор профессии в школе или потом», «Почему возникают конфликты между людьми?». Каждый ученик здесь индивидуально себя проявляет: выслушивает мнения своих товарищей, соглашается или нет, приводит аргументы, спорит, доказывает, вследствие чего развивается логика ученика.
Всегда выбираются проблемы, которые близки ученикам и не могут их не интересовать. Для развития речевых умений на факультативном курсе, на наш взгляд, очень хорошо подойдет обсуждение какого-либо текста, песни, фильма, видеоролика, картины, любого произведения искусства, которое вызывает интерес у большинства учащихся. В такой ситуации ученикам интересно выразить свое мнение о прочитанном, прослушанном, просмотренном, и они не жалеют своего времени на то, чтобы лишний раз посмотреть нужное слово в словаре или спросить его у товарища. Они не считают потраченным впустую время на то, чтобы обдумать свой ответ. И исправления учителя в процессе ответа уже не будут восприниматься учениками «в штыки». Учитель тоже заинтересован в процессе, готов их выслушивать и вступать в дискуссию. Преимущество данного вида работа перед другими в том, что в данном случае учитель выступает собеседником своих учеников. Здесь и они могут высказывать свои мнения относительно каких-либо проблем, и учитель может подсказать ученикам, как, на его взгляд, правильно относиться к тому или иному событию, явлению или факту. Кроме того, это отличная возможность для учителя лишний раз узнать больше о своих подопечных: их интересы, привычки, мысли, мнения, отношение к жизни в целом и конкретным вещам.
Для успешного проведения дискуссии ученикам нужно дать нужный языковой материал. В обсуждении проблем совмещаются два вида форм речи: подготовленная и свободная. При подготовленной форме речи ученики могут заранее продумать свой ответ, сделать опорный план ответа. Например: 1) Was it kind of him to leave the old man lying in the street? Опорный план: it wasn`t good; he could be ill; we should help such people
2) What can we do in such situations? Опорный план: we shouldn`t be passive; we should call the police or the ambulance; we should take care of such people.
В данном случае приведены объективные пункты плана, который может составить каждый. В данном случае затрагивается морально-этическая сторона поведения людей в современном обществе. Здесь учащиеся должны задуматься о том, что каждый может оказаться на месте больного человека и нельзя проходить мимо чужого горя. Данный пример ярко иллюстрирует воспитательную силу факультативных занятий. Кроме того, подготовка плана ответа заранее способствует запоминанию этого ответа. Однако никогда нельзя на сто процентов продумать свою речь и тем более то, как ты отреагируешь на ответ своего товарища. Поэтому подготовленная и свободная формы речи идут рука об руку. Может даваться новый стимул, новая тема, близкая подготовленной теме, в которой ученики уже должны будут высказываться свободно. Как уже говорилось выше, свободную, неподготовленную речь рождает обсуждение какого-либо произведения искусства, фильма, видеоролика, картины. Берется материал, который не может оставить учеников равнодушными, который апеллирует не только к их интеллекту, но и к эмоциям. Создается живая коммуникативная ситуация, при которой ученики не могут не обсудить увиденное или услышанное. Они должны быть преисполнены желания говорить. И так как в данном случае они должны говорить по-английски, они будут говорить, пусть, возможно, и с ошибками.
В современных факультативных курсах традиционные методы обучения наслаиваются на методы, применяемые в различных интенсивных курсах. Чтобы добиться этого, ученикам показывается, например, пьеса. Ученики воспринимают ее на слух, а затем каждый берет себе роль и читает ее, что способствует ознакомлению с языковым материалом. Метод хорош тем, что сначала ученикам дается возможность понять образ мыслей героев, послушать их голос, что-то о них узнать. Речь, которую ученики воспринимают на слух, может восприниматься, на наш взгляд, с большим интересом, чем в печатном виде. Другой нетрадиционный метод – это «раздача легенд». У каждого ученика появляется «второе я» в виде любимого персонажа. Например, кто-то будет вести себя как Эркюль Пуаро, кто-то как барон Мюнгхаузен, а кто-то как Шерлок Холмс. Это побуждает детей к творчеству, способствует развитию актерских навыков. Кроме того, если ученик в школе не очень хорошо успевает по английскому языку, это поможет ему освободиться от негативных впечатлений от языка, которые он получает в школе. Это уже не он, а Шерлок Холмс, для которого английский – родной язык. Конечно, наивно полагать, что «двоечник» сразу заговорит на чистом английском, но он, возможно, хотя бы постарается сделать все, что в его силах. Также среди нестандартных методов можно назвать озвучку фильма, мультфильма, видеоролика. Этот метод близок к первым двум, но в данном случае задача усложняется тем, что ученик должен сделать так, чтобы его темп речи и, желательно, интонация и манера говорить совпадали с тем, как это сделано в фильме. При высоком темпе речи надо обратить внимание на то, чтобы не искажался текст. Здесь должно учитываться много факторов, поэтому это очень сложное, но при этом интересное задание. А для усиления эффекта можно взять смешной эпизод. Шутки и юмор не у кого не вызывают отвращения, а наоборот заставляют обратить на себя внимание. На факультативных занятиях могут использоваться разнообразные ролевые игры, в которых ученики выражают различные коммуникативные намерения. Факультативные курсы, среди прочего, развивают восприятие учениками английской речи на слух. На занятиях учитель говорит с учениками, и ученики говорят друг с другом. Они смотрят видеоролики, фильмы, песни и радио на английском. На факультативном занятии русская речь не должна преобладать над английской, наоборот, и учитель, и ученики должны стараться как можно больше использовать изучаемый язык (the target language). Если видеозаписи касаются культурной, социально-бытовой или политической жизни в стране, учитель высказывает свое мнение по проблеме, спрашивает его у учеников и завязывается дискуссия. Учитель употребляет слова и выражения, необходимые для обсуждения данной проблемы и ученики, которые выражают желание сказать, сразу пополняют свой вокабуляр. Употребив слово или выражение несколько раз, они его вряд ли забудут. Это означает, что ученик может теперь обсуждать еще одну тему, а может и не одну.
Факультативы способствуют развитию легкости чтения у учеников, предоставляют возможность много читать на изучаемом языке. Чтение может быть как на запоминание основной информации, так и на детальное запоминание всей информации текста. Просмотровое чтение позволяет увеличить объем прочитанного. Этот вид чтения позволяет быстро просматривать текст и искать в нем необходимую информацию, что является очень полезным навыком в наше время, когда так легко утонуть в том «море информации», которое «находит» на нас из различных источников. Факультативные курсы предполагают чтение по интересам. Чтение любимого произведения на языке оригинала может сильно побудить к изучению языка. Стоит еще раз упомянуть, что главная задача учителя – заинтересовать ученика в процессе чтения, убедить учеников в том, что чем больше они читают, тем легче им становиться читать и тем больше удовольствия им это занятие доставляет. Проблемы, затрагиваемые в книгах, тестах и журналах для чтения можно обсуждать в классе. Большие произведения даются ученикам на дом. Это один из тех редких случаев, когда на факультативных занятиях учитель дает домашнее задание.
1.5 Факультативные занятия, как вид внеклассной работы
Внеклассная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время.
Английский язык – предмет, который невозможно изучать чисто теоретически. Любой язык, так или иначе, связан с культурой народа изучаемого языка, с другими науками, так как с помощью языка мы познаем окружающий мир. Для старшеклассников можно предложить большое разнообразие лингвострановедческих и научно-познавательных материалов на английском языке. Это материалы, содержащие информацию об истории, науке, культуре англоговорящих стран: Великобритании, Америки, Австралии, Канады и другие. Это различные факты из мира науки, которые заинтересуют старшеклассников в изучении языка. Ведь одна из основных целей факультативных занятий по английскому языку – заинтересовать.
С развитием мультимедиа технологий на помощь традиционным методам изучения языка приходят новые, включающие в себя видео и аудио материалы на иностранном языке. Распространение и развитие социальных сетей в интернете позволяет сегодня общаться с носителем языка, не выходя из дома.
Школьники посещают обычно факультативные курсы не чаще одного-двух раз в неделю, иногда это сдвоенное занятие, что лучше. При этом у них почти не бывает домашних заданий. Поэтому нужно давать на уроке такие опоры, чтобы они исключали языковые ошибки, помогали ученикам вспомнить, что было на уроке. При этом надо давать детям шанс проявить себя как личность, особенно это касается старшеклассников. Трудности с домашним заданием могут быть связаны с недостатком учебных пособий для факультативных курсов. Поэтому у учеников должен всегда оставаться конспект занятия, в котором должны быть нужные слова и грамматические правила, должны быть примеры новых типов заданий с инструкциями. Все должно помочь им создать свое высказывание, возможно исправив и дополнив его. Учащимся надо напомнить о том, что конспекты надо сохранять, потому что они обязательно понадобятся в будущем, на следующих занятиях. Словарные единицы, использованные в одной теме, потом могут быть использованы вновь. Для этого нужно будет просто взять старый конспект и повторить слова. Таким образом, сохраняются межтематические связи слов. Ученики осознают, что слово может быть использовано в разных контекстах, а не «примерзает» к одному контексту.
Следует упомянуть о том, что с одной стороны, факультативные занятия по английскому языку основываются на нормативной программе, а с другой стороны, преследуют другую цель, нежели нормативная программа. Школьники не должны скучать на обычном уроке после факультативного занятия. Они не должны воспринимать факультатив как повторение школьного материала. На факультативном занятии можно применить принцип, заявленный Зоей Михайловной Цветковой: «развить максимальное количество речевых умений на минимуме грамматического и лексического материала». Факультативное занятие в данном случае направлено на овладение способами речевого поведения в различных ситуациях. Язык здесь выступает как помощник в решении проблем в общении. Если соблюдать данный принцип, ученики, которые не посещают факультативных курсов, не будут чувствовать себя сильно отставшими от тех, кто ходит на курсы. Но с другой стороны, ученики, посещающие факультативные курсы, смогут на том же лексико-грамматическом материале более логично реагировать на различные высказывания, им легче строить диалог, их речь становится более связной. На факультативных курсах должна развиваться гибкость навыка и его готовность к включению. Стоит отметить, что, несмотря на все преимущества данного принципа, он не подходит для факультативных курсов, ставящих узкопрофессиональных целей. Этот принцип хорош, например, для развития логичности построения высказывания учеников в сельских и городских школах. Он ориентирован на развитие гибкости высказывания в бытовом общении. При этом бытовое общение включает в себя не только бытовые коммуникативные ситуации типа «Как пройти куда-либо?», «Где я могу купить билет на поезд?», но и всю гамму человеческих взаимоотношений. Для выражения различных оттенков чувств и эмоций говорящий использует различные языковые единицы, грамматические и синтаксические структуры, просодию, единицы невербального общения: мимику, жесты. На факультативных курсах используются такие формы выражения мысли, как расспрос, полемика, объяснение, комментирование. Кроме того, бытовое общение нельзя рассматривать в отрыве от культуры народа изучаемого языка. Оказавшись в другой стране, человек сразу сталкивается с новыми культурными реалиями. Поэтому факультативные курсы должны подробнее знакомить учеников с лингвострановедческим аспектом.
Занятия могут быть подразделены на моноцелевые, т.е. целью которых является развитие какого-то одного навыка: либо вести монологическое высказывание, либо направлено на построение диалога, и полицелевые, которые включают в себя формирование какого-то навыка и лексико-грамматический блок. Выбор типа урока может строиться в зависимости от конкретной группы. Чтобы совершенствовать знания ученика и при этом его не перегружать, обычно преобладает либо грамматический материал, либо лексический блок. Учитель на факультативных занятиях должен систематизировать и обобщить грамматический материал таким образом, чтобы «заставить его работать», чтобы он был максимально полезен в процессе коммуникации. Например, в учебнике могут даваться разрозненно различные способы выражения будущего времени. Если их представить вместе, в голове ученика может многое проясниться. При этом он может говорить о своих планах на будущее. Он вспомнит, как минимум, как образуется время Future Simple и Present Continuous вместе со структурой “to be going to”. Ученик идет на факультативные курсы, чтобы систематизировать свои знания, полученные в школе и самостоятельно. На факультативных занятиях работает закон, который можно назвать «законом множественности». То есть либо мы даем одну грамматическую структуру и все коммуникативные ситуации, в которых можно ее применять, либо несколько грамматических структур, нацеленных на выражение одной и той же идеи или интенции. Но в любом случае, сохраняется эта «множественность» либо вариативность грамматической структуры, либо коммуникативной ситуации.