Профориентация старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования готовности старшеклассников Каргасокской школы Томской области к профессиональному самоопределению.
Объект исследования — профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования — формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ 7
1.1 Понятие, цель и основные задачи профессионального самоопределения и профориентации 7
1.2 Основные методы профориентации и активизации профессионального самоопределения 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ КАРГАСОКСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1 28
2.1 Этапы проведения исследования профессиональных предпочтений учащихся 9-11 классов 28
2.2 Результаты исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

профориентация старшеклассников.docx

— 415.38 Кб (Скачать файл)

     Титульный лист 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ 3

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ 7

     1.1 Понятие, цель и основные задачи профессионального самоопределения и профориентации 7

     1.2 Основные методы профориентации и активизации профессионального самоопределения 17

     ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ КАРГАСОКСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1 28

     2.1 Этапы проведения исследования профессиональных предпочтений учащихся 9-11 классов 28

     2.2 Результаты исследования 30

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Проблема  профессионального самоопределения  личности требует переосмысления в  связи с социально-экономическими преобразованиями, происходящими в  России и обостряющими потребность  общества в активной, творческой личности, готовой к решению нестандартных  социально значимых задач различных  сфер будущей профессиональной деятельности. Старшеклассников необходимо ориентировать  на то, что без высокого профессионализма в условиях рынка специалистам выжить нельзя. Требуются новые подходы  в подготовке школьников к профессиональному самоопределению.

     Очевидно, что современное производство, уходящее от гипертрофированных форм узкой специализации  к интегративному характеру профессиональной деятельности, не востребует некомпетентных работников. Профессиональная мобильность, способность специалиста к конкурентной борьбе за рабочее место, переквалификации и даже смене профессии должны формироваться еще в школе. Таким  образом, творческое отношение к  делу, адекватная самореализация в  сфере труда — это и личностно, и общественно значимая ценность.

     Профессиональное  самоопределение является составной  частью целостного жизненного самоопределения, оно выражает отношение личности к профессионально-трудовой среде  и способ ее самореализации. Этот длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей не завершается профессиональной подготовкой  по избранной специальности, он происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

     Профессиональное  самоопределение направляет выбор  карьеры, сферы приложения и саморазвития индивидуальных возможностей, а также  формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным  и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития.

     В отечественной педагогике и психологии исследование проблем профессионального  самоопределения проводилось по разным направлениям. В психологии эта проблема решалась в связи  с анализом жизненного самоопределения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), в контексте  изучения возрастных закономерностей  формирования личности (Л.И. Божович, П.А.Шавир), в плане проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (Е.А. Климов, В.В. Чебышева), в рамках изучения вопросов профессионального становления (Т.В.  
Кудрявцев, А.И. Сухарева, Е.М. Павлютенков) и психологических основ трудового воспитания школьников (Ф.И. Иващенко, Э.А. Фарапонова).  
По проблемам школьной профориентации и жизненного выбора имеется обширный фонд научных источников.

     Однако  рассмотрение проблем профессионального  самоопределения только в рамках профориентации имеет существенные недостатки. Была создана обобщенная модель профориентации без учета  индивидуальных особенностей личности, не учитывался длительный характер развития, а лишь декларировалось положение  о том, что личность — это субъект  профессионального развития. Профессиональные интересы личности не учитывались в  качестве приоритетных как в профессиональном выборе, так и в самом социальном заказе на профессионала.

     Актуальность  проблемы, ее недостаточная теоретическая  разработанность обусловили тему этой работы – «Профессиональное самоопределение старшеклассников», в рамках которой мы провели исследование.

     Под старшеклассниками мы понимаем учащихся 9-11 классов полной средней школы.

     Цель  исследования - выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования готовности старшеклассников Каргасокской школы Томской области к профессиональному самоопределению.

     Объект  исследования — профессиональное самоопределение старшеклассников.

     Предмет исследования — формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

     Гипотезой исследования принято положение  о том, что профессиональное самоопределение  будет адекватно задачам социально-экономического преобразования общества, если оно  осуществляется путем общего и профессионального  развития учащихся как субъектов  будущей профессиональной деятельности. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению  может быть более эффективным, если:

     - ориентировать становление профессионального самоопределения учащихся на комплекс педагогических и региональных условий: целевых,  
содержательных, процессуальных;

     - будет осуществляться взаимосвязь социальных институтов школы и семьи как системы стимулирования потребностей к повышению личной активности старшеклассника в ПС, и последовательной помощи ему в познании и оценке своей индивидуальности, в приобретении осознанных знаний о мире профессий, в продвижении на более высокую ступень профессионального планирования;

     - будет реализоваться взаимосвязь учебной, внеучебной подготовки через создание комплексных, вариативных, индивидуальных педагогических технологий обучения и воспитания с использованием активных практико-ориентированных методов и форм.

     Исходя  из темы, цели, объекта, предмета и гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

     1. Охарактеризовать современные концепции  профессионального самоопределения  и опыт их реализации, уточнить  критерии и показатели формирования  готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

     2. Определить педагогические условия формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

     3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования у старшеклассников Каргасокской школы Томской области готовности к профессиональному самоопределению, способствующую развитию учащихся как субъектов будущей профессиональной деятельности.

     Данная  работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют четыре параграфа, заключения, списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ  САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

     1.1 Понятие, цель  и основные задачи  профессионального  самоопределения  и профориентации

 

     В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на "жизненный успех", на "успешную карьеру". Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. 
          И профориентация и профконсультация - это "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как
профессиональное самоопределение больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (Климов, 2003. С. 15-21). 
          Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением: 
          1. Профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие (диплом "на личностность", по крайней мере психически здоровым людям, пока еще не выдают). 
          2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи, полные "соблазнов" и так называемого "счастья" с застывшими улыбками (когда всем "положено" быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, для которых самое страшное - это радость "чавкающей от счастья" массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, т.е. условия для подлинно личностного саморазвития.

     При этом у таких людей (истинных героев) появляется возможность ставить  сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных "тылах", когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т.п., поэтому личностное самоопределение в благополучные  эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, "героические" периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение  со стороны окружающих. Именно поэтому  призывать или как-то "формализовать" психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше  осторожно проводить ее на фоне более  привычной и понятной для большинства  людей работы по профориентации (профессиональному  самоопределению).

     Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:

     - информационно-справочные, просветительские;

     - диагностические (в идеале - помощь в самопознании);

     - морально-эмоциональная поддержка;

     - помощь в выборе, в принятии решения.

     Каждая  из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:

     1) проблема решается "вместо" клиента  (клиент занимает пассивную позицию  и еще не является "субъектом"  выбора);

     2) проблема решается "вместе" (совместно)  с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще  надо прийти (в случае успеха  клиент уже является частичным  субъектом самоопределения);

     3) постепенное формирование у клиента  готовности самостоятельно решать  свои проблемы (клиент становится  подлинным субъектом). 
          Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информация (это тоже помощь!), на втором уровне - психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уровне - психолог объясняет клиенту, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.п.). 
          Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает).

Информация о работе Профориентация старшеклассников