Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа
Цель исследования - выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования готовности старшеклассников Каргасокской школы Томской области к профессиональному самоопределению.
Объект исследования — профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования — формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ 7
1.1 Понятие, цель и основные задачи профессионального самоопределения и профориентации 7
1.2 Основные методы профориентации и активизации профессионального самоопределения 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ КАРГАСОКСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1 28
2.1 Этапы проведения исследования профессиональных предпочтений учащихся 9-11 классов 28
2.2 Результаты исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Титульный
лист
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ 7
1.1 Понятие, цель и основные задачи профессионального самоопределения и профориентации 7
1.2 Основные методы профориентации и активизации профессионального самоопределения 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ КАРГАСОКСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1 28
2.1 Этапы проведения исследования профессиональных предпочтений учащихся 9-11 классов 28
2.2 Результаты исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 41
Проблема
профессионального
Очевидно,
что современное производство, уходящее
от гипертрофированных форм узкой специализации
к интегративному характеру профессиональной
деятельности, не востребует некомпетентных
работников. Профессиональная мобильность,
способность специалиста к
Профессиональное самоопределение является составной частью целостного жизненного самоопределения, оно выражает отношение личности к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Этот длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей не завершается профессиональной подготовкой по избранной специальности, он происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.
Профессиональное
самоопределение направляет выбор
карьеры, сферы приложения и саморазвития
индивидуальных возможностей, а также
формирование практического, действенного
отношения личности к социокультурным
и профессионально-
В
отечественной педагогике и психологии
исследование проблем профессионального
самоопределения проводилось по
разным направлениям. В психологии
эта проблема решалась в связи
с анализом жизненного самоопределения
(Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), в контексте
изучения возрастных закономерностей
формирования личности (Л.И. Божович, П.А.Шавир),
в плане проблемы формирования человека
как субъекта профессиональной деятельности
(Е.А. Климов, В.В. Чебышева), в рамках изучения
вопросов профессионального становления
(Т.В.
Кудрявцев, А.И. Сухарева, Е.М. Павлютенков)
и психологических основ трудового воспитания
школьников (Ф.И. Иващенко, Э.А. Фарапонова).
По проблемам школьной профориентации
и жизненного выбора имеется обширный
фонд научных источников.
Однако рассмотрение проблем профессионального самоопределения только в рамках профориентации имеет существенные недостатки. Была создана обобщенная модель профориентации без учета индивидуальных особенностей личности, не учитывался длительный характер развития, а лишь декларировалось положение о том, что личность — это субъект профессионального развития. Профессиональные интересы личности не учитывались в качестве приоритетных как в профессиональном выборе, так и в самом социальном заказе на профессионала.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили тему этой работы – «Профессиональное самоопределение старшеклассников», в рамках которой мы провели исследование.
Под старшеклассниками мы понимаем учащихся 9-11 классов полной средней школы.
Цель исследования - выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования готовности старшеклассников Каргасокской школы Томской области к профессиональному самоопределению.
Объект исследования — профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования — формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Гипотезой
исследования принято положение
о том, что профессиональное самоопределение
будет адекватно задачам
-
ориентировать становление
содержательных, процессуальных;
- будет осуществляться взаимосвязь социальных институтов школы и семьи как системы стимулирования потребностей к повышению личной активности старшеклассника в ПС, и последовательной помощи ему в познании и оценке своей индивидуальности, в приобретении осознанных знаний о мире профессий, в продвижении на более высокую ступень профессионального планирования;
- будет реализоваться взаимосвязь учебной, внеучебной подготовки через создание комплексных, вариативных, индивидуальных педагогических технологий обучения и воспитания с использованием активных практико-ориентированных методов и форм.
Исходя из темы, цели, объекта, предмета и гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1.
Охарактеризовать современные
2. Определить педагогические условия формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования у старшеклассников Каргасокской школы Томской области готовности к профессиональному самоопределению, способствующую развитию учащихся как субъектов будущей профессиональной деятельности.
Данная
работа состоит из введения, двух глав,
которые объединяют четыре параграфа,
заключения, списка использованных источников.
В
профориентации традиционно выделяются
следующие направления: профинформация,
профагитация, профпросвещение, профдиагностика
(профотбор, профподбор) и профконсультация. Профориентация - очень объемное понятие,
например, можно сказать, что современное
западное общество по сути своей профориентационно,
т.к. с самого рождения ориентирует ребенка
на "жизненный успех", на "успешную
карьеру". Профориентация предполагает
широкий, выходящий за рамки только педагогики
и психологии, комплекс мер по оказанию
помощи в выборе профессии, куда входит
и профконсультация как индивидуально
ориентированная помощь в профессиональном
самоопределении.
И профориентация и профконсультация
- это "ориентирование" школьника
(оптанта), тогда как профессиональное
самоопределение
больше соотносится с "самоориентированием"
учащегося, выступающего в роли субъекта
самоопределения (Климов,
2003. С. 15-21).
Профессиональное и личностное самоопределение
имеют очень много общего, а в высших своих
проявлениях они почти сливаются. Если
же попытаться развести их, то можно выделить
два принципиальных отличия между профессиональным
и личностным самоопределением:
1. Профессиональное самоопределение -
более конкретное, его проще оформить
официально (получить диплом и т.п.); личностное
самоопределение - это более сложное понятие
(диплом "на личностность", по крайней
мере психически здоровым людям, пока
еще не выдают).
2. Профессиональное самоопределение больше
зависит от внешних (благоприятных) условий,
а личностное самоопределение - от самого
человека, более того, часто именно плохие
условия позволяют кому-то проявить себя
по-настоящему (герои появляются в переломные
эпохи). Правда, и в благополучные эпохи,
полные "соблазнов" и так называемого
"счастья" с застывшими улыбками
(когда всем "положено" быть счастливыми),
все-таки находятся люди, которые ищут
для себя смыслы в решении каких-то особых,
непонятных для обывателя проблем, для
которых самое страшное - это радость "чавкающей
от счастья" массы. Для таких людей благополучная
эпоха превращается в самую страшную пытку,
и они сами создают для себя дополнительные
сложности, т.е. условия для подлинно личностного
саморазвития.
При
этом у таких людей (истинных героев)
появляется возможность ставить
сложные проблемы все-таки при относительно
обеспеченных "тылах", когда не
надо думать о выживании, об элементарном
пропитании и т.п., поэтому личностное
самоопределение в
Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:
- информационно-справочные, просветительские;
- диагностические (в идеале - помощь в самопознании);
- морально-эмоциональная поддержка;
- помощь в выборе, в принятии решения.
Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:
1)
проблема решается "вместо" клиента
(клиент занимает пассивную
2) проблема решается "вместе" (совместно) с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения);
3)
постепенное формирование у
Например, при решении информационно-справочной
задачи на первом уровне клиенту просто
сообщается нужная информация (это тоже
помощь!), на втором уровне - психолог вместе
с клиентом анализирует определенную
информацию, на третьем уровне - психолог
объясняет клиенту, как самостоятельно
получить необходимую информацию (какие
задавать вопросы специалистам по данной
профессии, куда обращаться и т.п.).
Чтобы выйти на третий уровень помощи,
часто надо сначала организовать взаимодействие
с клиентом на втором уровне. К сожалению,
иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь
только первым уровнем (например, в случаях,
когда надо принимать быстрое решение,
а времени для этого не хватает).