Профориентация старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования готовности старшеклассников Каргасокской школы Томской области к профессиональному самоопределению.
Объект исследования — профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования — формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ 7
1.1 Понятие, цель и основные задачи профессионального самоопределения и профориентации 7
1.2 Основные методы профориентации и активизации профессионального самоопределения 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ КАРГАСОКСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1 28
2.1 Этапы проведения исследования профессиональных предпочтений учащихся 9-11 классов 28
2.2 Результаты исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

профориентация старшеклассников.docx

— 415.38 Кб (Скачать файл)

     Рисунок 2 – Распределение интересов по видам профессий у учащихся 9 класса. По оси Х – виды профессий (водительские, руководящие, операторские, технические, прикладные). По оси У – значения показателей в стенах.

     Рисунок 3 – Распределение интересов по видам профессий у учащихся 10 класса. По оси Х – виды профессий (водительские, руководящие, операторские, технические, прикладные). По оси У  – значение показателей в стенах. 

     Рисунок 4 – Распределение интересов по видам профессий у учащихся 11 класса. По оси Х – виды профессий (водительские, руководящие, операторские, технические, прикладные). По оси У  – значение показателей в стенах. 
 

     Анализируя  результаты, полученные с помощью  индивидуальных бесед и примененных  методик, мы подтвердили данные, полученные различными исследователями. Небольшие  расхождения с предшествующими  результатами позволяют проследить тенденцию к увеличению количества подростков, у которых процесс самоопределения находится на начальных этапах развития, что, безусловно, говорит о качестве профориентационной работы.

     Интересы  учащихся 9-го класса слишком разнообразны. В этой группе почти нет учеников, интересующихся профессиями материального производства, у них часто проявляется интерес к профессиям, связанным с интеллектуальным трудом. У учащихся старших классов диапазон интересов сужается и охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют более конкретное представление. В основном это профессии материального производства, сферы обслуживания. Но и в этой группе только 14% тех, кто выбирал будущую профессию, исходя из приобретенных знаний, умений и навыков.

     Девятиклассники нередко выбирают будущую профессию, не проявляя к ней интереса, ориентируясь лишь на внешние ее признаки. Они не понимают, что хотеть быть кем-то - это одно, и совсем другое - суметь справиться с таким видом деятельности. Старшеклассники, в отличие от учащихся 9 класса, начинают задумываться над своей будущей специальностью, соотносить свои мечты со своими возможностями - 21% старшеклассников дали неопределенные ответы о своей будущей профессии.

     Одна  из трудностей приспособления выпускников  школы к жизни заключается  в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. В подобном случае можно  говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению  вещей. Как правило, учащиеся с завышенной самооценкой имеют и завышенный, неадекватный своим возможностям уровень  притязаний, что сказывается на выборе будущей профессии.

     Слабоуспевающий подросток, как показали проведенные  исследования, в ряде случаев считает  себя намного сильнее, чем это  есть на самом деле, и у него возникает  негативное отношение к заниженным, с его точки зрения, заданиям. У части хорошо успевающих школьников наблюдается обратное явление, если они не уверены в своих силах, то иногда робеют перед любыми трудностями.

     Если  говорить об уровне притязаний, касающихся будущей профессии, то исследования показали, что у подавляющего большинства школьников 9 класса мечты о будущей профессии не основываются на реальных возможностях, дети уверены, что они могут многое, даже с уже имеющимся запасом знаний и умений. Одна из причин этого - отсутствие работы по профессиональной ориентации среди девятиклассников данной школы. Их знания о различных специальностях ограничены и часто случайны.

     У учащихся более старших классов также сохраняется достаточно высокий уровень притязаний, но самооценка более приближена к адекватной, что порождает противоречие между желаниями и возможностями, и как следствие, сомнения в своих силах. На этом этапе особую важность приобретает профессиональная консультация и индивидуальный подход со стороны педагогов.

     В результате бесед с педагогами и  подростками установлено, что на характер трудоустройства и обучения после школы в определенной мере оказывают влияние семейные традиции, профессии родителей. 
Некоторые родители неправильно оценивают возможности и способности своих детей и, соответственно, ориентируют их на недоступную деятельность или на другие профессии, не вполне соответствующие способностям ребенка. Так один из отстающих учеников 10-го класса имеет стойкую направленность на поступление в учебное заведение высшего профессионального образования, а выпускница школы, имеющая ярко выраженные творческие способности, по совету матери, работающей бухгалтером, поступила в экономический колледж.

     Анализ полученных при беседе с девятиклассниками данных позволяет убедиться, что основным источником информации о профессиях являются друзья, приятели и родители, а школа, к сожалению, не занимает ведущего места в информировании детей о профессиях. Учащиеся не имеют достаточно четких представлений о тех отраслях, в которых они могли бы трудиться. Им неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. С началом профориентационной работы в 10 - 11 классах, многие старшеклассники, в плане просвещения о мире профессий, ссылаются на информацию, полученную от учителей и воспитателей на классных часах и, проявляют высокий интерес к таким занятиям, соотнося знания, приобретенные в школе с информацией, полученной от родителей.

     Подводя итог данной главе, отметим, что предложенная нами гипотеза подтвердилась.

  • С возрастом профессиональные предпочтения учащихся становятся более адекватными. Учащиеся 9 классов нередко выбирают будущую профессию, не проявляя к ней интереса или ориентируясь на внешние несущественные признаки. В более старших классах несколько чаще происходит совпадение профессионального интереса с выбором специальности, что связано с проведением целенаправленной работы по профессиональной ориентации.

     Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, к которым их готовили в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к работающим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.

     Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологическое консультирование прежде всего помогает человеку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Определение зоны ближайшего профессионального развития является психологическим основанием для выбора способов и методов. Прежде всего, необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:

     - ценностные ориентации и установки;

     - ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;

     - уровень сформированности представлений о профессии;

     - уровень развития самооценки;

     - способности, склонности и интересы; 
уровень развития профессиональной мотивации;

     - личностные особенности;

     - реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).

     Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).

     В заключение надо отметить, что основная проблема формирования адекватных профессиональных установок решается в условиях системно организованного трудового обучения и воспитания, когда происходит подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной, даются знания о структуре мира труда и основах организации производства, вырабатываются уважение к труду и желание работать ради общественных интересов и т.д.. И хотя ситуация профессиональной консультации предоставляет не так уж и много возможностей для контроля над этим процессом, все же именно это должен стремиться делать профконсультант, а не ограничиваться лишь самой диагностикой и сообщением подростку результатов тестирования. В этом мини-коррекционном процессе знание выраженности профессиональных установок важно и для обсуждения далеких профессиональных перспектив, и для установления адекватного контакт с подростком, погруженного в свои актуально переживаемые эмоциональные процессы. Ведь именно от характера выраженности профессиональных установок зависит такой важный фактор профессионального развития, как согласование профессиональных намерений и профессиональных интересов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

     1. Берг В. Карьера - суперигра. М.: АО Интерэксперт, 2008. 272 с.

     2. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 2000. 220 с.

     3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 2008. 400 с.

     4. Братусь Б.С. Психология в моей жизни: Интервью // Мир психологии и психология в мире. 1994. №0. С. 74-85.

     5. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. №3. С. 21-27.

     6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 2008. 144 с.

     7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 528 с.

     8. Дидактический материал по курсу "Твоя профессиональная карьера" / Под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2008. 112 с.

     9. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 2003.- 128 с.

     10. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание. Сер. "Педагогика и психология", 2003. №2. 95 с.

     11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 2008. 199 с.

     12. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2000. 159 с.

     13. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: МГУ, Центр "Детство", 2003. 56 с.

     14. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 2005. 224 с.

     15. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом труде. М.: Политиздат, 1984. 158 с.

     16. Поляков В.А. Технология карьеры. М.: Дело ЛТД, 2005. 128 с.

     17. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. 2003. №4. С. 20-22.

     18. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М.: Изд-во МГУ, 1991. 87 с.

     19. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.

Информация о работе Профориентация старшеклассников