Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа
Цель исследования - выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования готовности старшеклассников Каргасокской школы Томской области к профессиональному самоопределению.
Объект исследования — профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования — формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ 7
1.1 Понятие, цель и основные задачи профессионального самоопределения и профориентации 7
1.2 Основные методы профориентации и активизации профессионального самоопределения 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ КАРГАСОКСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1 28
2.1 Этапы проведения исследования профессиональных предпочтений учащихся 9-11 классов 28
2.2 Результаты исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Рисунок 2 – Распределение интересов по видам профессий у учащихся 9 класса. По оси Х – виды профессий (водительские, руководящие, операторские, технические, прикладные). По оси У – значения показателей в стенах.
Рисунок
3 – Распределение интересов по
видам профессий у учащихся 10
класса. По оси Х – виды профессий
(водительские, руководящие, операторские,
технические, прикладные). По оси У
– значение показателей в стенах.
Рисунок
4 – Распределение интересов по
видам профессий у учащихся 11
класса. По оси Х – виды профессий
(водительские, руководящие, операторские,
технические, прикладные). По оси У
– значение показателей в стенах.
Анализируя результаты, полученные с помощью индивидуальных бесед и примененных методик, мы подтвердили данные, полученные различными исследователями. Небольшие расхождения с предшествующими результатами позволяют проследить тенденцию к увеличению количества подростков, у которых процесс самоопределения находится на начальных этапах развития, что, безусловно, говорит о качестве профориентационной работы.
Интересы учащихся 9-го класса слишком разнообразны. В этой группе почти нет учеников, интересующихся профессиями материального производства, у них часто проявляется интерес к профессиям, связанным с интеллектуальным трудом. У учащихся старших классов диапазон интересов сужается и охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют более конкретное представление. В основном это профессии материального производства, сферы обслуживания. Но и в этой группе только 14% тех, кто выбирал будущую профессию, исходя из приобретенных знаний, умений и навыков.
Девятиклассники нередко выбирают будущую профессию, не проявляя к ней интереса, ориентируясь лишь на внешние ее признаки. Они не понимают, что хотеть быть кем-то - это одно, и совсем другое - суметь справиться с таким видом деятельности. Старшеклассники, в отличие от учащихся 9 класса, начинают задумываться над своей будущей специальностью, соотносить свои мечты со своими возможностями - 21% старшеклассников дали неопределенные ответы о своей будущей профессии.
Одна
из трудностей приспособления выпускников
школы к жизни заключается
в несоответствии их профессиональных,
физических, интеллектуальных возможностей
той оценке, которую они себе дают,
их притязаниям. В подобном случае можно
говорить о неадекватности этих личностных
качеств действительному
Слабоуспевающий подросток, как показали проведенные исследования, в ряде случаев считает себя намного сильнее, чем это есть на самом деле, и у него возникает негативное отношение к заниженным, с его точки зрения, заданиям. У части хорошо успевающих школьников наблюдается обратное явление, если они не уверены в своих силах, то иногда робеют перед любыми трудностями.
Если говорить об уровне притязаний, касающихся будущей профессии, то исследования показали, что у подавляющего большинства школьников 9 класса мечты о будущей профессии не основываются на реальных возможностях, дети уверены, что они могут многое, даже с уже имеющимся запасом знаний и умений. Одна из причин этого - отсутствие работы по профессиональной ориентации среди девятиклассников данной школы. Их знания о различных специальностях ограничены и часто случайны.
У учащихся более старших классов также сохраняется достаточно высокий уровень притязаний, но самооценка более приближена к адекватной, что порождает противоречие между желаниями и возможностями, и как следствие, сомнения в своих силах. На этом этапе особую важность приобретает профессиональная консультация и индивидуальный подход со стороны педагогов.
В
результате бесед с педагогами и
подростками установлено, что на
характер трудоустройства и обучения
после школы в определенной мере
оказывают влияние семейные традиции,
профессии родителей.
Некоторые родители неправильно оценивают
возможности и способности своих детей
и, соответственно, ориентируют их на недоступную
деятельность или на другие профессии,
не вполне соответствующие способностям
ребенка. Так один из отстающих учеников
10-го класса имеет стойкую направленность
на поступление в учебное заведение высшего
профессионального образования, а выпускница
школы, имеющая ярко выраженные творческие
способности, по совету матери, работающей
бухгалтером, поступила в экономический
колледж.
Анализ полученных при беседе с девятиклассниками данных позволяет убедиться, что основным источником информации о профессиях являются друзья, приятели и родители, а школа, к сожалению, не занимает ведущего места в информировании детей о профессиях. Учащиеся не имеют достаточно четких представлений о тех отраслях, в которых они могли бы трудиться. Им неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. С началом профориентационной работы в 10 - 11 классах, многие старшеклассники, в плане просвещения о мире профессий, ссылаются на информацию, полученную от учителей и воспитателей на классных часах и, проявляют высокий интерес к таким занятиям, соотнося знания, приобретенные в школе с информацией, полученной от родителей.
Подводя итог данной главе, отметим, что предложенная нами гипотеза подтвердилась.
Приобщение
к профессии - дело трудное и кропотливое.
Это не мероприятие, а ежедневная работа,
растянувшаяся на годы. Причем правильно
ориентировать надо не только детей, но
и их родителей, чтобы заручиться их вниманием
и поддержкой. Конечно, не все выпускники
выберут профессии, к которым их готовили
в школе. На это есть много объективных
причин. Но не надо считать свои усилия
в профориентировании напрасными. От педагогов
зависит, что явится результатом обучения
и воспитания: стойкий интерес к предмету,
а затем к профессии или же пассивное и
даже негативное отношение к ней. Ведь
именно из школы дети должны вынести умение
выдерживать трудовую нагрузку, доводить
начатое дело до конца, уважение к работающим
людям. А эти качества необходимы в любой
профессии.
В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.
Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологическое консультирование прежде всего помогает человеку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Определение зоны ближайшего профессионального развития является психологическим основанием для выбора способов и методов. Прежде всего, необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:
- ценностные ориентации и установки;
- ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;
- уровень сформированности представлений о профессии;
- уровень развития самооценки;
-
способности, склонности и интересы;
уровень развития профессиональной мотивации;
- личностные особенности;
- реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).
Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).
В
заключение надо отметить, что основная
проблема формирования адекватных профессиональных
установок решается в условиях системно
организованного трудового обучения и
воспитания, когда происходит подготовка
к реальной трудовой деятельности, в том
числе коллективной, даются знания о структуре
мира труда и основах организации производства,
вырабатываются уважение к труду и желание
работать ради общественных интересов
и т.д.. И хотя ситуация профессиональной
консультации предоставляет не так уж
и много возможностей для контроля над
этим процессом, все же именно это должен
стремиться делать профконсультант, а
не ограничиваться лишь самой диагностикой
и сообщением подростку результатов тестирования.
В этом мини-коррекционном процессе знание
выраженности профессиональных установок
важно и для обсуждения далеких профессиональных
перспектив, и для установления адекватного
контакт с подростком, погруженного в
свои актуально переживаемые эмоциональные
процессы. Ведь именно от характера выраженности
профессиональных установок зависит такой
важный фактор профессионального развития,
как согласование профессиональных намерений
и профессиональных интересов.
1. Берг В. Карьера - суперигра. М.: АО Интерэксперт, 2008. 272 с.
2. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 2000. 220 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 2008. 400 с.
4. Братусь Б.С. Психология в моей жизни: Интервью // Мир психологии и психология в мире. 1994. №0. С. 74-85.
5. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. №3. С. 21-27.
6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 2008. 144 с.
7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 528 с.
8. Дидактический материал по курсу "Твоя профессиональная карьера" / Под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2008. 112 с.
9. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 2003.- 128 с.
10. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание. Сер. "Педагогика и психология", 2003. №2. 95 с.
11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 2008. 199 с.
12. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2000. 159 с.
13. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: МГУ, Центр "Детство", 2003. 56 с.
14. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 2005. 224 с.
15. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом труде. М.: Политиздат, 1984. 158 с.
16. Поляков В.А. Технология карьеры. М.: Дело ЛТД, 2005. 128 с.
17. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. 2003. №4. С. 20-22.
18. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М.: Изд-во МГУ, 1991. 87 с.
19. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.