Профориентация старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования готовности старшеклассников Каргасокской школы Томской области к профессиональному самоопределению.
Объект исследования — профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования — формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ 7
1.1 Понятие, цель и основные задачи профессионального самоопределения и профориентации 7
1.2 Основные методы профориентации и активизации профессионального самоопределения 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ КАРГАСОКСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1 28
2.1 Этапы проведения исследования профессиональных предпочтений учащихся 9-11 классов 28
2.2 Результаты исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

профориентация старшеклассников.docx

— 415.38 Кб (Скачать файл)

     Ниже  представлены основные группы методов  профориентации, составленные в соответствии с выделенными ранее основными  целями профориентационной помощи (см. Пряжников, 1997, 1999).

  1. Информационно-справочные, просветительские методы:
    • профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
    • справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
    • информационно-поисковые системы - ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьтеризированные ИПС (базы информации в компьютере);
    • профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
    • экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
    • встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);
    • познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
    • профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные "мероприятия");
    • учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего);
    • использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения "производить впечатление" на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения "объема" профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода "редакторским правкам" и "цензуре");
    • различные "ярмарки профессий" и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и с выпускникам школ.
  2. Методы профессиональной психодиагностики (в идеале - помощь в самопознании):
    • беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
    • открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
    • опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. "пригодные для большинства", это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
    • опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий - "профпригодность формируется в самой трудовой деятельности" (по Е.А. Климову);
    • "личностные" опросники (требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации); по-настоящему личность нельзя "просчитать" (возникает масса проблем); настоящий личностный тест - это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на "референдумах" и при "голосованиях", когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде); примечательно, что иногда о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте (тест на "жлобовство"); таким образом, получается, что тест на "личностность" - это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в "мелочах" жизни, т.е. очень сложно оценить личность в обыденном, "усредненном" режиме жизни;
    • проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);
    • методы наблюдения - это один из основных научно-практических методов работы психолога - по Е.А. Климову (при условии владения этим методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);
    • сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в положение "стукачей" и доносчиков);
    • психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);
    • "профессиональные пробы" в специально организованном учебном процессе по типу "F-теста" японского профессора Фукуямы (см. Укке, 1990), что обычно требует очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение "заинтересованности" фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;
    • использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
    • исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с "испытательным сроком");
    • использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
  3. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
    • группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали "Клубы ищущих работу" и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
    • тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);
    • сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;
    • "пламенные" публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;
    • профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
    • личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать);
    • различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
    • "праздники труда", повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не "торжественное заорганизованное мероприятие").
  4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
    • построение "цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
    • построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных "деревьев" и "ветвей"), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
    • использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).

     Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представить  и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно  на две группы: допустимые подходы  и недопустимые, нежелательные подходы (которые мало представлены в профориентационной литературе) (см. Пряжников, 1999. С. 47-49).

     Допустимые  стратегии:

     1. Тестологическая (в основе - стандартизированные испытания профпригодности). 
          2. Информационно-просветительская (главная идея - вооружить клиента необходимой информацией, а там уж он "сам разберется"). 
          3. Рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно "рационально просчитать". Наиболее популярны сейчас разработка и использование компьютерных методов при принятии решения, что вполне обосновано, но при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства. 
          4. "Глубинная", психоаналитическая стратегия, основанная на выявлении "внутренних" стремлений самоопределяющегося человека и направление этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т.п.). На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления как "элитарные ориентации" (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдоэлиту, на внешние признаки жизненного "успеха", с другой стороны). 
          5. "Гуманистическая-психотерапевтическая", основанная на уважитель-ном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи "недооценивают роль социума в формировании личности" (по Б.В. Зейгарник), хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры. К сожалению, многие клиенты-пациенты, у которых "осуществился личностный рост" на психотерапевтических группах (о чем они любят радостно сообщать с "конгруэнтными улыбочками") часто неспособны понять, что происходит в окружающем мире. 
          6. Организационно-управленческая. В основе - реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т.п., что, конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в условиях "рыночно-демократической" РФ это окажется реальностью, то следует помнить, что "система" предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными лицами. И тогда важнейшим условием эффективной работы в рамках такой системы становится способность консультанта писать "нужные" для проверяющих отчеты без особого внутреннего напряжения и без внутренних компромиссов. При этом постепенно стремиться повышать психологическую (профориентационную) культуру различных проверяющих и администраторов. 
          7. "Частичные услуги", предполагающие ограниченную помощь, например, только профдиагностика, или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Многие профконсультанты вынужденно работают в режиме "частичных услуг", т.к. не всегда возможно оказать полноценную помощь. 
          8. Идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе - предположение о том, что на жизненные выборы оказывают сильное влияние господствующие в обществе идеи. Например, идея "служения царю и отечеству" в дореволюционной России или идеи "индустриализации", "освоения целины" и т.п. в советские периоды истории страны. Очень интересно понять, какие идеи господствуют в обществе сейчас (возможно, для каких-то масс людей это идея "накопительства любыми путями" или даже идея "поскорее и подальше уехать из этой страны", а для каких-то людей - это стремление не потерять совесть в такой сложной ситуации…). К сожалению, все это мало исследовано, но, может быть, это самое главное в профессиональном и личностном самоопределении.

     9. "Принудительная". Подобная стратегия - для особых случаев, например: при выборе рода войск для призывника, при распределении работ среди заключенных. В ряде случаев - это выбор профессии и места работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства. На первый план здесь выходит помощь в обретении смысла даже в самых непривлекательных и даже унизительных выборах. 
          10. Активизирующая стратегия, в основе которой лежит реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии является активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образует единую систему, и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать единым субъектом решения профконсультационной проблемы.

     Нежелательные стратегии:

     1. Стратегия "обмана" В консультационной практике нередко возникает проблема: кого "обманывать" - клиента или начальника-заказчика (которые "обязывают" психолога работать определенным образом и строго наказывают за иные варианты работы)? Если не удается "переубедить" (или "просветить") такого заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах "рапортовать", что работа выполнена "как положено". Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иногда догадывается о "хитрости" психолога, но не наказывает его, т.к. он соблюдает "правила игры" и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно. 
          2. Стратегии "самообмана". Здесь психолог оказывает неполноценную помощь или просто "манипулирует" клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто основой такого оправдания является "полное удовлетворение" клиентов, которые несут психологу-манипулятору цветы, восторженно рассказывают о нем своим знакомым и т.п. Можно выделить некоторые варианты "самообмана":

  • Директивное консультирование, особенно наиболее коварная его форма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но сам про себя думает: "Все равно, ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу". Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия и буквально "вьет из него веревки"… при этом сам клиент бывает очень рад, что работает с таким "знающим" и "приятным" специалистом.
  • Игра в "терапию". Пример: подростка в центре профориентации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после группы подросток заявляет: "Вообще-то было интересно, но я как пришел со своей профориентационной проблемой, так и ушел с ней…". Но в целом подросток доволен и консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме (его позиция: "Спросите у детей, они вам скажут, понравилось им моя помощь или нет").
  • "Деструктивно-рекомендательная", выражается в стремлении "круто менять судьбы людей" и часто самоутверждаться таким образом самому (типично для начинающих профконсультантов).
  • "Адаптивно-манипулятивная". Главная проблема здесь: как профконсультанту не позволять манипулировать самим собой. Например, в случах, когда клиент или мама клиента уже решили для себя сделать какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его психологу (сам приход к психологу - скорее для подтверждения своей правоты и одновременно перенесение ответственности на самого психолога-консультанта, если он "согласится" с клиентом).

     ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ КАРГАСОКСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1

     2.1 Этапы проведения  исследования профессиональных предпочтений учащихся 9-11 классов

 

     Настоящая работа проводилась в период с 11.01.2010г. по 20.02.2010г. в Каргасокской средней школе №1 Томской области. Исследованием было охвачено 24 школьника, из них: 9 класс - 10 человек (4 девочки и 6 мальчиков), 10 класс - 6 человек (2 девочки и 4 мальчика), 11 класс - 8 человек (4 девочки и 4 мальчика).

     В данной части работы ставились следующие  задачи: изучение специфики профессиональных предпочтений у подростков; сравнение  уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся 9-11 классов сельской школы.

     Для работы по означенному направлению  была составлена специальная программа, состоящая помимо индивидуальных бесед, из двух диагностических методик - опросника  профессиональных интересов и анкеты "Хочу. Могу".

     Известно, что интерес к определенному  объекту или действию является сильным  побудителем личности к активной деятельности, способствует качественному  усвоению знаний, компенсации и коррекции  отклонений в развитии, стимулирует  работоспособность, помогает приобретать  самостоятельные знания и умения, необходимые для получения образования  и овладения допустимыми профессиями.

     Программа исследования предусматривала выявление  интереса к отдельным видам трудовой деятельности, с этой целью был  применен "Опросник профессиональных интересов".

     Опросник  профессиональных интересов представляет собой упрощенный опросник военно-профессиональной пригодности, разработанный научно-практическим центром Военно-медицинской академии. Упрощение заключается в следующем: из опросника были исключены вопросы, характеризующие направленность на военную службу в целом; вопросы, характеризующие направленность на должности класса "связи и наблюдения" были заменены вопросами, носящими прикладную направленность. После обработки  опросник стал насчитывать 63 вопроса, характеризующих профессиональные интересы по пяти шкалам (водительские, руководящие, операторские, технологические  прикладные, технологические технические).

     На  каждый вопрос можно было дать один из четырех вариантов ответов (категоричные "Да", "Нет"; более свободные "Скорее всего, да", "Скорее всего, нет"). Непосредственное выполнение методики начиналось только после небольшой  тренировки по выполнению и получения  подтверждения, что процедура выполнения понятна подросткам. Следующий этап нашего исследования предусматривал изучение уровня притязаний и самооценки учащихся. Для этого использовалась специально разработанная анкета, напоминающая методику, примененную в исследованиях  Н. И. Букуна, А. И. Иваницкого и др. Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант.

     2.2 Результаты исследования

 

     Начиная этот параграф необходимо отметить, что в течение 2009 года методистами в данной школе проводилось исследование состояния профориентационной работы в выпускных классах. В частности была выявлена заниженная профессиональная самооценка. Выпускники школы не могут работать там, где хотели бы, по следующим причинам:

  • Отсутствие помощи в трудоустройстве со стороны школы;
  • 60% учащихся считают себя не готовыми к работе на производстве;
  • 40% учащихся избегает ответственности за выбор профессии и передает ее родителям;
  • высокий уровень безработицы в районе и области.

     По  результатам проведенной работы в администрацию школы были внесены  соответствующие предложения, направленные на улучшение работы по профессиональной ориентации. Целенаправленная работа с учетом полученных рекомендаций началась с начала 2010 года. 
При проведении нашего исследования были получены следующие результаты.

     У учащихся 9 класса диапазон интересов и их выраженность (6 баллов и выше) достаточно велики. Почти по всем шкалам наблюдаются сравнимые между собой показатели. Даже у девочек в 50% случаев отмечается высокая направленность на такие традиционно мужские виды трудовой деятельности как водительские и технические (см.рисунок 2). Но при беседе выяснилось, что устойчивость интересов невелика.

     Эти данные подтверждаются анкетой «Хочу. Могу.».

     Десятиклассники (см. рисунок 3) выбирают для своей будущей трудовой деятельности такие профессии как водитель, программист, бухгалтер, учитель, юрист, бурильщик, повар и т. Д. Как правило, это специальности по которым работают их родственники. При этом в ходе индивидуальной консультации большинство учащихся отказывались от этих профессий.

     У учащихся 11-го класса (см. рисунок 4) уровень притязаний и самооценка также претерпевают изменения. На вопрос «Кем я мог бы работать?» учащиеся выбирают подходящие для них специальности. Здесь надо отметить, что ни один ученик не дописал в пустой графе вариант, от которого бы в последствии отказался. Это говорит о том, что относительно высокий уровень притязаний не вступает в противоречие с самооценкой, которая становится все более адекватной. 

Информация о работе Профориентация старшеклассников