Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:47, курсовая работа
Цели и задачи исследования определили его структурно-композиционное построение. Работа включает введение, две
главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная новизна, формулируется цель, гипотеза и задачи работы, определяется практическая значимость проведенного исследования.
Введение..............................................................................................3
1 Психологические и педагогические особенности раннего обучения иностранным языкам
1.1 Понятие раннего обучения иностранным языкам……………………….5
1.2 Дискуссионные проблемы раннего обучения иностранному языку.....................................................................................................8
1.3 Речевое развитие дошкольника в условиях естественного и искусственного билингвизма...........................................................13
2 Интенсивная методика обучения иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста
2.1 Содержание существующих методик раннего интенсивного обучения иностранным языкам........................................................15
2.2 Технологии раннего обучения иностранным языкам..............19
2.3 Обучение иноязычной фонетике детей дошкольного возраста..............................................................................................23
Заключение.......................................................................................25
Список литературы.........................................................................26
Приложение......................................................................................27
- терпимое отношение к возможному беспорядку
- поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность
- одобрение результатов деятельности учащихся
- способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником
- уважение потенциальных возможностей не очень сильных в языке детей [4].
Исследования, проводившиеся
в последние годы в нашей стране
и за рубежом, свидетельствуют о
том, что путем специально организованного
обучения можно сформировать у дошкольников
такие
знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно
более старших возрастов.
Исходя из данных о
больших потенциальных
Имеются данные, например,
что при специальной
тренировке младенцы могут научиться
плавать, трехлетние малыши усваивают
навыки чтения и печатания на машинке,
дети 4-5 лет овладевают сложными логико-математическими
операциями и т.д. Идея ускорения искусственной
акселерации вызывает своеобразный ажиотаж
у части родителей, которые, лелея честолюбивые
замыслы в возможно более короткий срок
вырастить из своего ребенка "вундеркинда",
пытаются, не считаясь с психофизическими
особенностями детей дошкольного возраста,
преждевременно обучать малыша недоступным
еще его пониманию знаниям и умениям, нагружают
его непосильными учебными заданиями.
Такой неосмотрительный и неосторожный
подход к использованию детских возможностей
весьма опасен и грозит нанести непоправимый
вред ребенку.
Все дело в дозировке воздействий: они
должны опережать созревание, но не слишком,
и не перегружать мозг неприятными эмоциями.
Лев Семенович Выготский в книге "Мышление
и речь" доказывал, как важно рано учить
детей понимать речь и говорить. "Когда
ребенок не знает названий вещей - он как
бы не видит их" [5].
Крупнейший психолог Пиаже выдвинул своеобразный тезис: "Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он хочет увидеть и услышать" [6]. Это означает, что информированность порождает жадность к информации. Есть оптимальное соотношение "порции нового" к уже накопленному. Если нового много, оно не воспринимается, так как внимание устает, человек теряет нить. Нового слишком мало - следить надоедает, скучно. Искусство или наука обучения заключается в том, чтобы выбрать дозу. Это касается и взрослых, но для детей - особенно важно, так как дозированное воздействие на малыша способствует не просто накоплению сведений, а формирует его мозг, влияет на способности последующего восприятия.
В 60-х годах были проведены
исследования по раннему обучению в
Гарвардском университете в США.
Ученые Бэртон Уайт, Дж. Брунер и другие
разработали специальную
Вот краткие выводы из их работ. Основы
интеллекта закладываются в первые годы.
К четырем годам есть уже половина интеллекта
17-летнего, к шести годам - 2/3. Темпы дальнейшего
нарастания интеллекта определяются его
исходным уровнем перед школой. Если он
низок - усилия учителей будут недостаточно
эффективны. Впечатление, что школа не
прибавляет некоторую сумму информации
к дошкольному уровню, а умножает его на
определенный коэффициент. Именно поэтому
с возрастом разница в интеллекте увеличивается.
Думаем, что никто не сомневается в значении интеллекта в наш век. Уже сейчас трудно без образования, а скоро будет еще хуже. Ясно также и то, что сам по себе ум приходит далеко не к каждому ребенку. Школа его не всегда обеспечивает. Учителя говорят: если первый год плохо успевал, то таким и останется до окончания школы.
О значении первых лет
сказано много. Великий русский
педагог К. Д. Ушинский: "Характер
человека более всего формируется в первые годы его жизни,
и то, что ложится в этот характер в эти
годы, - ложится прочно, становится второй
натурой человека... Все,
что усваивается человеком впоследствии,
никогда не имеет той глубины, какой отличается
все усвоенное в детские годы" [7].
Л. Н. Толстой: "Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того; от пятилетнего ребенка до меня только шаг"/38/.
Основоположник советской дошкольной педагогики Н. К. Крупская указывала на то, что все нормальные дети (а не только немногие избранные) независимо от их происхождения, национальности и цвета кожи обладают очень большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Однако для того, чтобы реализовать эти возможности, нужно обеспечить полноценное целенаправленное обучение и воспитание уже в дошкольном возрасте [8].
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - и от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Масару Ибука, автор
книги "После трех уже поздно" считает, что маленькие
дети обладают способностью научиться
чему угодно. Он утверждает, что то, что
они усваивают без каких-либо усилий в
два, три или четыре года, в дальнейшем
дается им с трудом или вообще не дается.
По его мнению, то, что взрослые осваивают
с трудом, дети выучивают играючи. То, что
взрослые усваивают со скоростью улитки,
детям дается почти мгновенно. Он говорит,
что взрослые иногда ленятся учиться,
тогда как дети готовы учиться всегда.
По мнению автора, одними из самых сложных
занятий для человека является изучение
иностранных языков, обучение чтению и
игре на скрипке или фортепиано. Такими
навыками взрослые овладевают с трудом,
а для детей - это почти неосознанное усилие.
Нетрудно себе представить,
насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все
дети будут знать языки, искусство, основы
наук прежде, чем достигнут подросткового
периода, чтобы затем использовать последующие
годы для изучения философии, этики, лингвистики,
религии, а также искусства, науки и так
далее на более продвинутом уровне.
Выполнимо ли это или это розовые мечты?
И то и другое. Глен Доуман, директор Института
развития потенциальных возможностей
человека (Филадельфия, США) видел, как
в Австралии плавают новорожденные дети
супругов Тиммерман, слышал, как четырехлетние
японские малыши говорили по-английски
с доктором Хонда, видел,
как совсем маленькие детишки выполняли
сложные гимнастические упражнения под
руководством Дженкинса в США как трех-летний
ребенок читал на трех языках под руководством
доктора Верса в Бразилии.
С древних времен считается, что выдающийся талант - это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет и что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: "Конечно, они же гении".
Однако подробный анализ
ранних лет жизни и Моцарта
и Милла говорит о том, что
их строго воспитывали отцы, которые
хотели сделать своих детей
Итак, значение дошкольного
периода очень велико.
Многие родители недовольны не только ранними занятиями, но и всякими
попытками чему-то специально учить. Им,
кажется, что это "лишение детства",
"муштра". "Пусть ребята поживут
на свободе хотя бы до школы". Эти разговоры
несерьезны, основаны на недоразумениях.
И еще - ими прикрывают собственную лень.
Во-первых, все защитники раннего развития
говорят: не уроки, а игра. Даже игра в школу.
Уроки прибавляются после пяти лет и то
сначала очень короткие. Конечно, любые
направленные игры, насыщенные информацией,
требуют от взрослых умения, а следовательно,
напряжения. Но тут уж ничего нельзя поделать:
хотите, чтобы ваши
дети стали умными, нужны усилия.
Развитие интеллекта
является главным условием формирования
личности ребенка. Здесь, как нигде,
сказывается значение опережающей
тренировки, стимулирующей созревание нервных структур
коры мозга. В то же время здесь проявляется
строгая последовательность наращивания
знаний и опыта. Бессмысленно и вредно
излишне форсировать обучение.
В психологическом портрете очень важно
определение уровня интеллекта. За рубежом
широко пользуются тестами для измерения
IQ - количества интеллекта , чуть ли не
возводят его в универсальный показатель
для оценки человека. Советские психологи,
начиная с А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна,
всегда относились к IQ с осторожностью,
справедливо считая, что его нужно дополнять
другими чертами личности, например, социальными
и трудовыми навыками. Группа В. М. Белова
определяла меру умственного развития
у своих детей, пользуясь методом Н. М.
Аксариной - по объему и глубине знаний,
предложенным ею для детей дошкольного
возрас.
Мы приводим основные вехи, характеризующие развитие ребенка от 3 до 7 лет, в разных аспектах его личности.
3 года. Бег, подвижные игры, "танцы". Тонкие движения: одевается, застегивается, завязывает шнурки; держит карандаш. Свободно пользуется речью. Понимает будущее и прошедшее время, довольно сложные рассказы. Произносит все звуки, кроме, возможно, "р", "л" и шипящих. Задает вопросы типа "зачем?", "когда?". Появляются элементы прогнозирования и воображения. Игры становятся более сложными. Устанавливаются взаимоотношения с детьми и проявляются потребности в лидерстве, в самоутверждении. Закладываются простейшие убеждения "хорошо-плохо".
4 года. Развитие двигательной сферы: навыки - умываться и вытираться, чистить зубы, полностью одеваться и раздеваться, прыгать на одной ноге, играть в подвижные игры, делать упражнения. Совершенствование в рисовании человечков, зверей из кружочков и линий. Дальнейшее усложнение речи: свободная ориентировка во времени и пространстве, в цветах и формах предметов. Знает свое имя, фамилию, адрес, возраст. Расширяются коллективные игры с подражанием взрослым, с выполнением ролей. Выявляются любимые занятия. Становится доступен социальным навыкам: здороваться, благодарить, быть вежливым со взрослыми. Появляются сложные обозначения чувств, а следовательно, и осознание их. Совершенствуются "убеждения" - понятия долга, совести, вины расширяются, распространяясь на более сложные ситуации, чем элементарные поступки.
5 лет. Двигательная сфера совершенствуется
в сторону тонких движений. Способен ко
многим домашним трудовым операциям. Усложняются
рисунки, правда, разной степени. У мальчиков
появляется интерес к простейшим конструкторам,
девочки начинают шить. Строят по собственному
замыслу сооружения из песка и кубиков.
Речь
достигает грамматической правильности,
хотя у некоторых детей возможны отставания.
Доступны произношению все звуки и сочетания.
Строятся сложные распространенные предложения
во всех временах, но только автоматически,
не по заданию. Проявляется интерес к незнакомым
словам. Усложняются представления о причинах
и следствиях. Способен к восприятию знаний,
счета, чтения. Расширяется социализация:
учится подчинять свои желания требованиям
окружающих. Появляется желание помогать
взрослым и чувство ответственности. Наблюдаются
зачатки эстетического чувства, любви
к природе и юмора. Усложняются чувства
и убеждения. Формируются притязания и
устанавливается понятие о своем положении
в иерархии детей.
6 лет. Объем двигательных навыков зависит от обучения. Рисунки, лепка, конструкции, сооружения могут быть довольно сложными. Речь тесно связана с объемом знаний. Способен к обучению в школе. Знает, как нужно себя вести, свою роль и возможности. Характерны игры по правилам, со строгим соблюдением справедливости. В целом личность ребенка уже выявилась.
Специалисты по детской психологии из института Гезела в США отметили целый ряд интересных особенностей динамики развития детей. Самая важная из них - это волнообразная цикличность настроения и поведения [9].
1.3 Речевое развитие дошкольника
в условиях
естественного и искусственного билингвизма
Известно, что усвоение
иностранного языка требует огромных
затрат сил и времени. Однако ребенок
полностью овладевает языком за 2-3 года,
не прилагая при этом заметных усилий. А при условии
развития ребенка в двуязычном окружении
он легко овладевает двумя языками и использует
оба как родные. Билингвистическое воспитание
– очень спорный вопрос. Есть сторонники
и противники двуязычного окружения ребенка.
Одни авторы считают, что ребенку необходимо
сначала дать освоить один язык, а после
этого обучать другому. Мотивируют при
этом тем, что второй язык может “сбить
с толку” и помешать речевому развитию
ребенка. Часто даже профессиональные
логопеды, к сожалению, не всегда опытные
в вопросах обучения иностранным языкам,
придерживаются мнения, что второй язык
в раннем детстве может вызвать помехи
и даже дефекты речевого развития ребенка.
Существует и прямо противоположное мнение,
согласно которому двуязычное воспитание
ребенка рассматривается как позитивное
явление, которое способствует не только
речевому, но и умственному развитию малыша.
Что же такое условия естественного билингвизма
и чем они отличаются от условий искусственного билингвизма?
Если люди, общающиеся с ребенком на двух
языках, являются носителями этих языков,
то ребенок находится в условиях естественного билингвизма.
Это случается, например, в смешанных браках
(каждый из родителей – носитель своего
родного языка) или в семьях национальных
меньшинств (дома ребенок контактирует
с носителями одного языка, на улице, в
детском саду – с носителями другого).
В ситуации, когда родители, в совершенстве
владеющие иностранным языком, принимают
решение воспитать своего ребенка двуязычным,
речь идет об условиях искусственного
билингвизма. Отличие именно в том,
что как бы хорошо человек ни владел иностранным
языком, он не является его носителем,
а следовательно, не является и носителем
соответствующей культуры. Условия искусственного
билингвизма не могут полностью заменить
условия естественного двуязычного окружения,
однако они дают очень высокие результаты
и если говорить об обучении ребенка иностранному
языку, то этот метод, бесспорно, считается
наилучшим. Речевое развитие ребенка в
условиях искусственного билингвизма
почти не отличается от его речевого развития
в условиях естественного двуязычного
окружения и обусловлен лишь уровнем владения
языком людей, обучающих малыша. Идеальным
для обучения двум языкам было бы одновременное
начало общения с ребенком на обоих выбранных
языках, то есть, когда с ребенком с рождения
говорят на двух языках. Можно вводить
второй язык позднее, но лучше сделать
это в промежутке от 2 до 10 месяцев. После
того, как у ребенка появятся первые слова,
создать условия искусственного билингвизма
будет сложнее, так как первый язык уже
будет доминировать над вторым и тем больше,
чем позднее будет введен второй.
Начинают говорить дети-билингвы так же,
как и дети, развивающиеся в моноязычном
окружении. И в зависимости от индивидуальных
особенностей это может произойти в возрасте
от 9 месяцев до 2,5 лет. Все дети проходят
в своем речевом развитии период так называемой “автономной детской речи”
. Для этого периода характерно то, что
ребенок произносит все слова на свой
лад. Он сокращает их, выбрасывает из них
слоги, буквы, заменяет их другими, или,
наоборот, добавляет буквы и слоги, которых
в слове нет. Например, слово “стакан”
ребенок произносит как “кан” или “какан”;
слово “малина” - как “лилима”; “магнитофон”
- “магдакатафон”. Это же явление присутствует
и в речи детей, овладевающих одновременно
двумя языками. Этот период у детей-билингвов
называется периодом смешения языков,
поскольку они выбирают из двух языков
те слова и выражения, которые им легче
произнести и используют их в одном предложении
независимо от того, на каком языке к ним
обращаются. Например, ребенок в ситуации
русско-немецкого билингвизма строил
свои высказывания таким образом “Дай
мне Ball” (“Ball” произносится легче чем
“мяч”) или “Хочу Ei ” (“Ei” проще в произношении
чем “яйцо”). Каждый ребенок осуществляет
свой индивидуальный выбор лексики из
двух языков и пользуется этими словами
на протяжении всего периода смешения
языков. Дети-билингвы реже, чем их монолингвистические
сверстники упрощают формы слов, вместо
этого они выбирают соответствующие слова
из другого языка. И только если оба слова
сложны в произношении, ребенок упрощает
их. Период смешения языков
продолжается до 3-3,5 лет, потом наступает период дифференциации языков,
и ребенок сознательно прилагает усилия
для поиска эквивалентов в другом языке,
если слово известно ему в одном. После
4-х лет ребенок-билингв полностью овладевает
двумя языками и пользуется каждым из
них отдельно, адекватно реагируя на речевую
ситуацию, т.е. отвечает на том языке, на
котором к нему обращаются. Дальнейшее
формирование словарного запаса обоих
языков зависит от того, на каком языке
преимущественно общается ребенок. По
всем показателям речевого, умственного
и психического развития ребенок-билингв
ни в чем не уступает ребенку, который
воспитывался в монолингвистическом окружении
[10].
Информация о работе Психологические и педагогические особенности раннего обучения иностранным языкам