Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:47, курсовая работа
Цели и задачи исследования определили его структурно-композиционное построение. Работа включает введение, две
главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная новизна, формулируется цель, гипотеза и задачи работы, определяется практическая значимость проведенного исследования.
Введение..............................................................................................3
1 Психологические и педагогические особенности раннего обучения иностранным языкам
1.1 Понятие раннего обучения иностранным языкам……………………….5
1.2 Дискуссионные проблемы раннего обучения иностранному языку.....................................................................................................8
1.3 Речевое развитие дошкольника в условиях естественного и искусственного билингвизма...........................................................13
2 Интенсивная методика обучения иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста
2.1 Содержание существующих методик раннего интенсивного обучения иностранным языкам........................................................15
2.2 Технологии раннего обучения иностранным языкам..............19
2.3 Обучение иноязычной фонетике детей дошкольного возраста..............................................................................................23
Заключение.......................................................................................25
Список литературы.........................................................................26
Приложение......................................................................................27
ПЛАН
Введение......................
1 Психологические и
1.1 Понятие раннего обучения иностранным языкам……………………….5
1.2 Дискуссионные проблемы раннего обучения
иностранному языку.........................
1.3 Речевое развитие дошкольника
в условиях естественного и
искусственного билингвизма....
2 Интенсивная методика обучения иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста
2.1 Содержание существующих
2.2 Технологии раннего обучения
иностранным языкам............
2.3 Обучение иноязычной фонетике
детей дошкольного возраста....
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение....................
Введение
Расширение международных
контактов и обозримость
Результаты обучения иностранному языку
в современной школе нельзя считать удовлетворительными.
Существующий разрыв между интеллектуальными
возможностями детей, их интересами и
тем, что они в действительности могут
сказать на иностранном языке, постепенно
разрушает мотивацию, которая поддерживалась
вначале новизной предмета, стремлением,
готовностью и желанием научиться общаться
на изучаемом языке.
Одним из возможных путей
преодоления этих недостатков может
стать раннее начало обучения иностранному
языку при создании соответствующих
условий и разработке принципиально новой технологии обучения.
В настоящее время в соответствии с потребностями
общества раннее обучение иностранным
языкам постепенно входит составным компонентом
в систему непрерывного образования. Открываются
гимназии, лицеи, авторские школы, предусматривающие
обучение иностранному языку с 1 класса,
вводится обучение иностранному языку
первоклассников в общеобразовательных
школах и школах с углубленным изучением
иностранных языков. Исследование проблемы
обучения английскому языку детей дошкольного
и младшего школьного возраста ведется
многими методистами и затрагивает различные
ее аспекты. Однако нельзя считать, что
все проблемы, с которыми сталкивается
учитель, приступая к обучению иностранному
языку детей дошкольного и младшего школьного
возраста, полностью решены.
Данная работа посвящена изучению проблем, связанных с ранним обучением иностранному языку, а также разработке эффективной интенсивной методики обучения английскому языку детей.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования, актуальность которой определяется следующими факторами:
- возросшими требованиями к качеству учебно-воспитательного процесса по иностранному языку;
- стремлением использовать возможности возраста, наиболее благоприятного для овладения иноязычной речью;
- неразработанностью вопросов, связанных с определением цели раннего обучения, его содержания и приемов, способов методической организации языкового и речевого материала;
- отсутствием достаточно стройной методической системы обучения английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста, которая действительно давала бы возможность учителю научить, а учащимся научиться общаться на иностранном языке;
- отсутствием широкого выбора альтернативных методических пособий по обучению английскому языку детей.
Объектом данного исследования является процесс обучения детей 3(4)-6 (7) лет устной речи на английском языке.
В качестве предмета исследования рассматривается трехцикловое обучение английскому языку детей.
Цель данного исследования заключается в научно-теоретическом обосновании и практической разработке интенсивной методики обучения английскому языку детей.
В соответствии с поставленной целью была сформулирована следующая гипотеза исследования: процесс обучения детей английскому языку будет эффективным при условии его построения на трехцикловой основе, которая означает, что все компоненты процесса обучения/целеполагание, содержание, организация материала, приемы обучения/ соответствуют потребностям детей данного возраста в общении, психологическим особенностям их развития и закономерностям усвоения ими языкового и речевого материала.
Практическая значимость исследования состоит в разработке технологии обучения чтению на английском языке.
Цели и задачи исследования
определили его структурно-композиционное
построение. Работа включает введение, две
главы, заключение, список использованной
литературы и приложение.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная новизна, формулируется цель, гипотеза и задачи работы, определяется практическая значимость проведенного исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам раннего обучения иностранному языку.
Во второй главе анализируются существующие интенсивные методики обучения английскому языку, определяется понятие интенсивное обучение", описывается методика трехциклового обучения английскому языку детей и технология обучения чтению детей данного возраста.
В заключении подводится итог проведенной теоретической и экспериментальной работе, формулируются общие выводы исследования.
В приложение, оформленное в виде отдельной части курсовой работы, включены пособия для обучения детей английскому языку, тесты для детей, наглядные карточки для обучения чтению.
1 Психологические и педагогические особенности раннего обучения иностранным языкам
1.1 Понятие раннего обучения иностранным языкам
С тех пор, как строители
Вавилонской башни заговорили на
разных языках, общество стало нуждаться
в переводчиках. До последнего времени
иностранный язык был скорее хобби,
чем жестокой реальностью. Знать иностранный язык - значило
быть эстетом, принадлежать к определенному
кругу или (самый безобидный вариант) –
прослыть чудаком.
С исторической точки зрения, что в конце
XX в. в России произошла "революция"
в методах преподавания иностранного
языка. Раньше все приоритеты без остатка
отдавались грамматике, почти механическому
овладению вокабуляром, чтению и литературному
переводу. Это принципы "старой школы",
которая (стоит отдать ей должное) все
же приносила плоды, но какой ценой? Овладение
языком осуществлялось посредством долгого
рутинного труда. Задания предлагались
достаточно однообразные: чтение текста,
перевод, запоминание новых слов, пересказ,
упражнения по тексту. Иногда, ради необходимой
смены деятельности, - сочинение или диктант,
плюс фонетическая муштровка в качестве
отдыха. Когда приоритеты отдавались чтению
и работе над "топиками", реализовывалась
только одна функция языка - информативная.
Неудивительно, что язык хорошо знали
единицы: только очень целеустремленные
и трудолюбивые люди могли овладеть им
на высоком уровне. Зато по степени владения
грамматикой они могли смело тягаться
с выпускниками Кембриджа! Правда, за труды
получали хорошую компенсацию: профессия
преподавателя иностранного языка или
переводчика считалась у нас весьма престижной.
Проблемность работы для учителя иностранного
языка заключается в том, что в последнее
время, когда рынок образовательных технологий
изобилует предложениями по самым разнообразным
приемам изучения английского языка, вопрос
"По какой методике вы преподаете?"
становится все более актуальным, что
свидетельствует о повышении культуры
потребления интеллектуальной продукции.
Естественным представляется тот факт,
что изучение иностранного языка открывает
в будущем перед ребенком много нового
и неизвестного! Но обилие методик и методологий
порождает сомнения в результатах. Насколько
можно доверять современным технологиям?
Или отдать предпочтение хорошо зарекомендовавшим
себя "брендам" - таким, как "Бонк",
"Eckersley" или "Headway", постепенно
переходящим в разряд методической классики.
Для того чтобы правильно произвести выбор
необходимо знать и представлять, хотя
бы в общих чертах процесс развития методик
преподавания иностранных языков.
Поскольку в современном обществе обучение
иностранным языкам приняло массовый
характер, - оно проводится с первых лет
общего обучения. Обучение в этом возрасте
определяет всю дальнейшую подготовку
ребенка. Поэтому когда младший начинает
изучать иностранный язык, он, естественно,
испытывает много трудностей. И самой
большой проблемой для него оказывается
необходимость удерживать свое внимание
на определенной деятельности, благодаря
чему происходит запоминание осваиваемого
материала. Если ребенок не может сосредоточиться,
включиться в работу, он быстро теряет
интерес к учебе. Поддержать этот интерес
- важная задача учителя [1].
По Пиаже все дети проходят одинаковые стадии когнитивного развития, но с разной скоростью. Периоды быстрого прогресса могут чередоваться с периодами, когда успех менее заметен. Чтобы эффективно спланировать процесс обучения детей младшего школьного возраста, учителю необходимо знать периоды когнитивного, эмоционального, физического, социального и языкового развития ребенка. К сожалению, учителя с опытом работы в средней школе зачастую не могут достаточно профессионально обучать младших школьников из-за их психологических особенностей, которые предполагают использование других методов и приемов обучения в 2-4 классах. Основной причиной неудач учителя ИЯ в начальной школе является то, что они не имеют представления о том, как дети развиваются, и какую роль привносит изучение иностранного языка в это развитие [2].
Прежде всего, учителям
необходимо всегда учитывать при
планировании урока уровень языкового
развития ребенка в родном языке,
тогда обучение второму языку будет идти более успешно. Считается,
что пока ребенок не созрел, чтобы сделать
шаг вперед в языковом развитии, бесполезно
пытаться учить его делать этот шаг.
Познавательное развитие связано с общим
интеллектуальным развитием ребенка.
Понятия, усвоенные в родном языке, могут
быть перенесены на иностранный язык и
усвоены быстрее тех, с которыми ребенок
не был знаком в родном языке, а узнал их
на уроках иностранного языка. Кроме того,
из-за индивидуальных особенностей детей
в познавательном развитии учить весь
класс одинаково нецелесообразно, лучше
поделить их на малые группы, и уже в группах
осуществлять индивидуальный подход к
каждому ребенку.
Аффективная или эмоциональная сторона
обучения так же важна, как когнитивная.
В аффективную сферу входит Я-концепция,
навыки общения и межличностного взаимодействия,
целеустремленность и способность идти
на риск. Известно, что дети, имеющие низкую
самооценку, часто не могут реализовать
своих способностей и даже становятся
неуспевающими (Fine 1977). Важно также помнить,
что дети обладают разными темпераментами:
некоторые агрессивны, другие застенчивы,
третьи слишком тревожны, болезненно переживают
свои неудачи и боятся сделать ошибку.
Учет всех этих различий поможет учителю
подобрать каждому ребенку более подходящее
задание или роль. Чрезвычайная чувствительность
младших школьников к окружающей среде,
обостренное восприятие своих достижений
и неудач, наличие динамической связи
между эмоциональным настроем и школьной
успеваемостью говорят о том, что аффективное
развитие должно стать предметом пристального
внимания при обучении учащихся 1-4 классов.
Необходимо учитывать
и особенности физического
Подводя итог вышесказанному, можно определить следующие основные потребности учащихся 1-4 классов:
- потребность в движении;
- потребность в общении;
- потребность ощущать безопасность;
- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
- потребность в прикосновении,
рисовании, конструировании,
- потребность чувствовать
себя личностью, и чтобы
Из этого следует, что основой отношений учитель- ученик, родитель – учитель должно стать доверие.
С вступлением в силу Образовательного Стандарта возникает насущная потребность в подготовке учителей иностранного языка для преподавания начальной школы, так как не все школы обеспечены подготовленными кадрами [3]
При подготовке кадров для обучения младших школьников авторы программы руководствовались рядом положений относительно знаний и навыков, которыми должны обладать учителя начальной школы, которые послужили основой для разработки программы подготовки таких специалистов.
С целью определения квалификационных характеристик, необходимых для работы с младшими школьниками, был составлен список профессиональных умений учителя иностранного языка:
1. умение строить обучение
в соответствии с
2. умение модифицировать учебные программы;
3. умение стимулировать
когнитивные и творческие
4. умение консультировать родителей, так как именно умение координировать свои действия с родителями детей имеет важнейшее значение для успешного обучения иностранному языку;
5. умение проявлять
доброжелательность при оценке
деятельности младших
6. умение создать такие условия, при которых дети овладевают приемами учебной деятельности и в то же время достигают определенных результатов;
7. умение воздерживаться
от давления на детей и от
вмешательства в процесс
Кроме того, для учителя начальной школы, по нашему глубокому убеждению, особенно важно:
- предоставление ребенку свободы выбора
- демонстрация энтузиазма
- оказание авторитетной помощи
Информация о работе Психологические и педагогические особенности раннего обучения иностранным языкам