Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические особенности подростков и взрослых, страдающих невротической формой заикания.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
- проанализировать психолого – педагогическую, медицинскую литературу по вопросу заикания, в частности его невротической формы
- рассмотреть общую характеристику данного нарушения
- изучить особенности эмоционально-волевой сферы и личности подростков и взрослых с невротической формой заикания.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………...3
1.Заикание как речевое нарушение.
1.1.История изучения заикания………………………………….. ………….....5
1.2.Этиология и патогенез………………………………………………………12
1.3.Невротическая и неврозоподобная формы………………………………..22
2.Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания ………………………………27
Заключение……………………………………………………………………..39
Литература………………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания.docx

— 87.73 Кб (Скачать файл)

 

ГОУ ВПО МПГУ

 

 

 

Кафедра логопедии

Логопедия  с дополнительной специальностью специальная психология

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по курсу:«Логопедия»

 

 

 

на тему: «Психологические       особенности       подростков       и       взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания.»

 

 

Выполнила:

студентка 405 группы

Панкова

Анастасия Игоревна 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

                                                                                                                    Е.К. Лобачева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение ………………………………………………………………………...3

1.Заикание как речевое нарушение.

1.1.История изучения заикания………………………………….. ………….....5

1.2.Этиология и патогенез………………………………………………………12

1.3.Невротическая и неврозоподобная формы………………………………..22

2.Психологические       особенности       подростков       и       взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания ………………………………27

Заключение……………………………………………………………………..39

Литература………………………………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Введение

Актуальность. Проблема заикания волновала людей еще с древности. Заикание – речевое нарушение, причиняющее наибольшие эмоциональные переживания. Оно часто становится причиной неуверенности в себе, комплекса неполноценности. Исследования ученых, выделившие невротическую и неврозоподобную формы заикания, позволили раскрыть его механизмы, а также определить личностные особенности заикающихся обеих групп. Невротическая форма заикания наиболее тесно связана с этими особенностями. Невротические черты проявляются у детей еще с детства и говорят об уязвимости их нервной системы, поэтому у этих детей психологическая травма вызывает заикание, а  у других – нет. В дальнейшем, когда дети и подростки начинают глубже осознавать свой дефект, на первый план выходят эмоциональные переживания. Они могут ухудшить состояние речи, помешать логопедической коррекции, вызвать проблемы с учебой, а у взрослых – с трудоустройством и личной жизнью. Знать психологические особенности лиц с невротической формой заикания необходимо и логопедам, и психологам и психотерапевтам, чтобы организовать эффективную помощь этим людям и, если возможно, предотвратить или уменьшить развитие вторичных невротических наслоений.

Предмет исследования - психологические особенности лиц с невротической формой заикания. Объект исследования – подростки и взрослые с невротической формой заикания.

Цель исследования: изучить психологические особенности подростков и взрослых, страдающих невротической формой заикания.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

- проанализировать психолого – педагогическую, медицинскую литературу по вопросу заикания, в частности его невротической формы

- рассмотреть общую характеристику  данного нарушения

- изучить особенности  эмоционально-волевой сферы и  личности подростков и взрослых  с невротической формой заикания.

При написании работы мы опирались  на исследования отечественных и  зарубежных ученых,

Работа состоит из введения, двух глав заключения (обобщения по работе и подведение итогов), списка литературы.

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. История изучения, этиология, патогенез и формы заикания.

    1. История изучения заикания.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: Balbuties, Disphemie, Spasmophemie, Lalonewros.

Проблему заикания можно  считать одной из самых древних  в истории развития учения о расстройствах  речи. Различное понимание его  сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых  авторы подходили и подходят к  изучению этого речевого расстройства.

В древние времена в  заикании преимущественно усматривали  болезнь, связанную с накоплением  влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в Функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т. д.

В начале XIX в. ряд французских исследователей, рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский, 1889; И. К. Хмелевский, 1897; Э. Андрее, 1894, и др.), или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д. Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно  свести к трем теоретическим направлениям:

1) Заикание как спастический  невроз координации, происходящий  от раздражительной слабости  речевых центров (аппарата слоговых  координации). Это было четко сформулировано  в трудах Г. Гутцмана, А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого».

2) Заикание как ассоциативное  нарушение психологического характера.  Это направление выдвинуто Т.  Непфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либман, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

3) Заикание как подсознательное  проявление, развивающееся на почве  психических травм, различных  конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были  А. Адлер, Шнейдер, которые считали,  что в заикании, с одной стороны,  проявляется желание индивида  избежать всякой возможности  соприкосновения с окружающими,  а с другой — возбудить сочувствие  окружающих посредством такого  демонстративного страдания.

Таким образом, в конце XIX — начале XX в. все определеннее становится мнение, что заикание — это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а

К 30-м годам и в последующие 50—60-е годы XX в. механизм заикания стали  рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме  невроза. При этом одни исследователи  рассматривали заикание как симптом  невроза (Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский и др.), другие — как особую его форму (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962).

В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный  срыв в деятельности коры больших  полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной  системы, ее готовностью к отклонениям  от нормы. С другой стороны, нервный  срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В. А. Гиляровский. Отражением нервного срыва является расстройство особо  уязвимой и ранимой у ребенка  области высшей нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении  координации речевых движений с  явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой  и подкоркой и нарушению тех  условнорефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отношений (М. Зееман, Н. И. Жинкин, С. С. Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).

Стремление исследователей рассматривать заикание с позиций  павловского учения о неврозах находит  своих последователей за рубежом: в  Чехословакии — М. Зееман, М. Совак, Ф. Досужков, Н. Досталова, А. Конделькова; в Болгарии — Д. Даскалов, А. Атанасов, Г. Ангушев; в Польше — А. Митринович-Моджеевска; в Германии — К. П. Беккер и др.

У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснить  с позиций реактивного невроза  и невроза развития (В. Н. Мясищев, 1960). Реактивный невроз развития понимается как острое нарушение высшей нервной  деятельности. При неврозе развития образование патологических стереотипов  происходит постепенно, в неблагоприятных  условиях среды — перераздражения, подавления, изнеживания. Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного «физиологического косноязычия» при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р. М. Боскис, Р. Н. Левина, Е. Пишон и Б. Мезони). Так, Р. М. Боскис называет заикание заболеванием, в «основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы». Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.

Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит  сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции  речи. Изучение исследователями общего речевого развития ребенка, состояния его фонетического и лексико-грамматического развития, соотношения активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает, подтверждает наблюдения Р. М. Боскис, Е. Пишон, Б. Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой — от разговорной среды, от общего и речевого режимов. Первые проявления заикания характеризуются эффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию поиска слов, грамматической формы, оборота речи. Н. И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога.

Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные  вегетативные изменения. Например, М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. По мнению Szondi, из 100 заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидные нарушения. Он считает, что заикающиеся рождаются вазоневротиками. Gerdner объективно показал изменение нейровегетативной реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение (миоз).

В тяжелых случаях нарушения  вегетативной нервной системы собственно заикание отступает на второй план, преобладают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность, склонность к дрожанию, потливости, покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна: вздрагивание перед засыпанием, утомительные, беспокойные неглубокие сны, ночные страхи. Заикающиеся более старшего возраста стараются связать все эти неприятные переживания с нарушением речи. Мысль о ее расстройстве приобретает устойчивый характер в соответствии с постоянно нарушенным самочувствием. На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и постоянных сомнений речь обыкновенно поддается улучшению лишь на короткое время. На занятиях у заикающихся часто отсутствует целеустремленность и настойчивость. Собственные результаты ими недооцениваются, так как улучшение в речи мало облегчает их общее самочувствие.

В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических  и неврозоподобных расстройств и наметилась тенденция и к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную формы (Н. М. Асатиани, Б. 3. Драпкин, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова и др.).

До настоящего времени  механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических  и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.

Представляют интерес  нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970). Данные исследования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского.

Исследования организации функции  зрения у заикающихся (В. Суворова с  соавт., 1984) показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой и зрительной функций. Выявленные аномалии можно рассматривать как следствие недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в межполушарных отношениях.

Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для  раскрытия его генезиса, для понимания  поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических  особенностей. Изучение внимания, памяти, мышления, психомоторики заикающихся показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля.

Информация о работе Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания