Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологические особенности подростков и взрослых, страдающих невротической формой заикания.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
- проанализировать психолого – педагогическую, медицинскую литературу по вопросу заикания, в частности его невротической формы
- рассмотреть общую характеристику данного нарушения
- изучить особенности эмоционально-волевой сферы и личности подростков и взрослых с невротической формой заикания.
Введение ………………………………………………………………………...3
1.Заикание как речевое нарушение.
1.1.История изучения заикания………………………………….. ………….....5
1.2.Этиология и патогенез………………………………………………………12
1.3.Невротическая и неврозоподобная формы………………………………..22
2.Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания ………………………………27
Заключение……………………………………………………………………..39
Литература………………………………………………………………………41
Судороги
в голосовом аппарате характеризуются
следующим образом: смыкателъная (судорожно-
В артикуляционном аппарате различаются судороги — губные, язычныеи мягкого нёба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д); реже и менее напряженно — щелевых. [8] Появление судорожных запинок часто связано с фонетическими характеристиками звуков. К звукам, которые чаще других сопровождаются судорогами, относятся глухие и звонкие смычные согласные, в особенности “п, т, к”, кроме этого, судороги часто появляются на сочетаниях этих звуков с другими согласными, например, “тр”, “ст”, “кр” и т.п. [1] На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац.[8]
Судорожные запинки чаще встречаются при произнесении предложений, длинных и сложных по своей грамматической структуре.
Запинки в большей степени вероятны в тех словах, которые не характерны для индивидуального словаря говорящего (малочастотные), а также в словах или словосочетаниях, которые несут основную информационную нагрузку во фразе (информационная значимость) говорящего. [1]
Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы и содержание высказывания: положение слова во фразе, структура текста и т. п. Заикание усиливается по мере семантического и эмоционального усложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. [8]
.
Тяжесть
Различают тяжелую, среднюю и легкую степени проявления судорог. Оценка тяжести судорожной активности мышц речевого аппарата может не совпадать с оценкой тяжести заикания, так как это понятие включает множество факторов.
До настоящего
времени нет объективных
Другие ученые считают, что степень тяжести заикания определяется в целом степенью фиксации заикающихся на своем дефекте (В.И. Селиверстов, 1994). Существуют и другие, более формализованные оценки степени тяжести заикания, как-то: количественные показатели темпа речи, количество и длительность пауз, количество повторов, вставок лишних звуков и других искажений речи заикающихся (Ю.А. Кузьмин, 1990 и др.). и т.д. [1]
Дыхание
В клинической картине заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание заикающихся имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.
Речевое дыхание представляет сбой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. Перед вступлением в речь заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко заикающиеся (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. [1]
Сопутствующие движения
Развитие заикания характеризуется
появлением новых симптомов помимо
судорог в области речевого аппарата,
появляются судорожные движения в других
мышцах тела, которые обычно являются
непроизвольными и
Сопутствующие движения часто являются насильственными, но могут носить и маскировочный (уловочный) характер.
В некоторых случаях уловочные движения бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Так, например, перед тем, как начать речь, заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно почесывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.[1]
Речевые уловки
При хронически текущем заикании практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания, семантически опустошенные лексемы типа: “да; вот; это самое” и т.п. Такие явления в литературе, посвященной проблеме заикания, принято называть эмболофразией, а сами слова — эмболами. Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми “трудными” звуками. Например: “Я хочу... это вот, я хочу.... это вот, я хочу... пппосмотреть...”. Довольно часто эмболы заполняют паузы, когда заикающийся затрудняется подобрать адекватные слова, соответствующие замыслу высказывания. Использование эмболов, как правило, не осознается заикающимся.
Нередко в речи заикающихся наблюдается подмена слов, которые в момент высказывания им трудно произнести, на слова, которые произнести легче. Часто речевые уловки такого рода меняют смысл высказывания, что не всегда осознается заикающимися.
Вегетативные реакции
Устная речь у заикающихся подростков и взрослых обычно сопровождается вегетативными реакциями. Это может выражаться покраснением или побледнением лица, резким учащением сердцебиения. В процессе речи резко усиливается потоотделение, ладони становятся влажными, могут появиться капли пота на лбу, иногда становится влажным не только лицо, но и тело. Аналогичные вегетативные реакции могут наблюдаться и у здоровых лиц, но только в ситуациях сильного эмоционального напряжения.[1]
Патогенез заикания не ограничивается формированием лишь специфических речедвигательных нарушений. Известно, что с момента появления заикание нередко сопровождается возникновением у больных чувства собственной неполноценности и страха речи, которые не только фиксируют нарушения речевой координации, но и способствуют их усилению. [14]
У большого числа заикающихся, начиная с подросткового возраста, наблюдается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения — логофобия. Логофобия включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых .судорог. Этот страх усиливается в определенных ситуациях, в связи с чем у заикающихся появляется реакция избегания “речевых” ситуаций, наблюдается ограничение общения. Логофобия существенно осложняет общую картину данной речевой патологии.
Логофобия у подростков, помимо ограничения общения, главным образом со сверстниками, нередко приводит к отказу заикающихся отвечать устно перед классом. Они переходят на письменные ответы. Все эти факторы отрицательно влияют на речевое состояние заикающихся. [1]
1.3.Невротическая и неврозоподобная формы заикания
В зависимости от причин возникновения заикание может быть функциональным и органическим. [8]Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей. [12] Наибольшее количество случаев заикания относится к функционально обусловленным — логоневрозам, и только у небольшой части заикающихся обнаруживается органическая неврологическая симптоматика. [10] Органически обусловленное заикание может быть только одним из симптомов другого органического речевого нарушения—дизартрии или моторной алалии, еще более осложняющее их течение и логопедическую работу. [8]
В 70-е годы в психиатрии были предложены
клинические критерии для разграничения
невротических и
больных. При неврозоподобном заикании нарушения касаются, возможно, моторного звена речи, главным образом его подкорковых структур» [9]
Возникновению заикания невротической формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга либо в виде хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 2-6 лет.
Анамнестические сведения показывают, что у детей с этой формой заикания обычно отсутствуют указания на патологию внутриутробного развития и родов. Раннее психофизическое развитие, как правило, проходит в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки (сидение, стояние, ходьба) формируются своевременно.
Речевой
онтогенез имеет у них
артикуляторные
механизмы устной речи остаются у
них функционально незрелыми
на более длительный срок, чем в
норме, в то время как лексико-
До появления
заикания у таких детей отмечаются
характерологические
У некоторых детей отмечаются заторможенность поведения, застенчивость, у других – повышенная раздражительность и капризность.
Иногда
период возрастного криза может
характеризоваться
Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, становятся в ней раздражительнее, плаксивее, к условиям детского сада проявляют обычно плохую переносимость.
Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы.
Помимо острой и хронической психической травматизации невротическая форма заикания у некоторых детей развивается в результате активного введения в общение второго языка в 1,5-2,5 года жизни. [1]
У детей, в отличие от подростков и взрослых, не обнаруживается личностной патологической реакции на речевой дефект. [4]
Динамика речевого нарушения при невротической форме заикания характеризуется рецидивирующим течением, временами речь становится совершенно плавной, судорожные запинки полностью отсутствуют, но при малейшем эмоциональном напряжении, соматическом заболевании или утомлении заикание появляется вновь.
Невротическая форма заикания может иметь как благоприятное, так и неблагоприятное (прогредиентное и рецидивирующее) течение. При благоприятном течении выраженность заикания не бывает тяжелой. Изменение окружающей обстановки в лучшую сторону, общее оздоровление организма ребенка, адекватные лечебно-педагогические мероприятия способствуют достаточно быстрой обратной динамике речевого нарушения.
Нередко заикание постепенно приобретает хроническое течение, при котором в дальнейшем полных и длительных ремиссий уже не наблюдается, и речевое нарушение становится все более тяжелым.
В случаях
неблагоприятного течения заикания
чаще имеет место наследственная
отягощенность заиканием и
У детей с неблагоприятным течением заикания в 6-7 лет может наблюдаться уже ситуационная зависимость в проявлении частоты и тяжести судорожных запинок, снижение речевой активности в новой обстановке или при общении с незнакомыми лицами.
В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными.
У многих детей с невротической формой заикания, несмотря на благоприятное его течение и глубокую ремиссию, в 7 лет наблюдается рецидив заикания при поступлении в школу. Рецидиву заикания в это время способствует как увеличение эмоциональной и физической нагрузки, так повышение психической и речевой напряженности. [1]