Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологические особенности подростков и взрослых, страдающих невротической формой заикания.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
- проанализировать психолого – педагогическую, медицинскую литературу по вопросу заикания, в частности его невротической формы
- рассмотреть общую характеристику данного нарушения
- изучить особенности эмоционально-волевой сферы и личности подростков и взрослых с невротической формой заикания.
Введение ………………………………………………………………………...3
1.Заикание как речевое нарушение.
1.1.История изучения заикания………………………………….. ………….....5
1.2.Этиология и патогенез………………………………………………………12
1.3.Невротическая и неврозоподобная формы………………………………..22
2.Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания ………………………………27
Заключение……………………………………………………………………..39
Литература………………………………………………………………………41
У взрослых заикающихся в отличие от детей нередко на первое место в клинической картине заболевания выступают не собственно речедвигательные нарушения, а вторичные эмоциональные расстройства. Чувство неполноценности и страх речи у определенной группы больных становятся преобладающими симптомами и обусловливают описанный выше механизм «порочного круга». [14]
Одним из
основных явлений, из которых развивается
невротическое расстройство, является
чувство собственной
И чем больше фиксируется больным внимание на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще более приковывает к себе внимание больного. Н. И. Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе. [8]
При особо неблагоприятном течении невротической формы заикания у взрослых нередко формируется сложная клиническая картина, характеризующаяся дисгармоническим развитием личности. У взрослых заикающихся это проявляется в чувстве социальной неполноценности со своеобразной системой суждений, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который нередко генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще. Эффективность комплексного медико-педагогического воздействия на таких лиц бывает низкой. [1]
Захарченко утверждает, что такие заикающиеся во многом похожи на людей, страдающих нервным тиком по своему внутреннему складу: они склонны к навязчивости, нерешительны, у них часто бывает тревожно-мнительный характер. [5] Трудности общения с окружающими, характерные для многих заикающихся, особенно в подростковом и юношеском возрасте, обусловливают у этих больных определенные изменения личности, мешают им учиться и работать, в полной мере раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности. [9]
Отличительной особенностью данной группы заикающихся является то, что в спокойном состоянии, при отвлечении внимания от процесса артикуляции (например, при большой заинтересованности темой разговора), а также наедине с собой речь у них осуществляется свободнее, часто совершенно лишена судорожных запинок. Значительное улучшение экспрессивной речи наблюдается у таких лиц в процессе логоритмических занятий, аутогенной тренировки, под влиянием психотерапии, гипноза. [1]
Психоневротические механизмы заикания в каждом отдельном случае зависят несомненно от психопатологического конституционального типа личности. Психопатологические типы заикания следующие:
а) заикание у эпилептоидных психопатов можно пытаться объяснить задержанным аффектом гнева, который способствовал моторно-речевой задержке;
б) заикание у психастеников, по-видимому, происходит от борьбы; больные не уверены в себе, у них наблюдается навязчивое состояние. Механизм заикания, по-видимому, зависит от мыслей о своей психической неполноценности;
в) заикание у шизоидных личностей может зависеть от негативистических моментов;
г) заикание
у больных с циклоидными
д) механизм заикания у лиц с истероидными симптомами безусловно связан с влечением подсознательного характера, а так же со стремлением как бы выявить себя и желанием вызвать к себе большее внимание и оградить свою личность от неприятных мотивов. [15]
Но все же, несмотря на все трудности, которые встречают на своем жизненном пути заикающиеся и все личностные особенности, которые имеют лица с невротической формой, нельзя оставить без внимания и положительные моменты. Хотя заикающиеся, обладающие невротической формой заикания, обычно более эмоционально переживают свой дефект по сравнению с теми, у кого неврозоподобная форма, у них огромное количество преимуществ. У людей с невротическим заиканием нет органического поражения мозга, поэтому нет явных моторных трудностей, нарушений координации, темпа и ритма движений, их движения более плавны, а также не наблюдается проблем с вниманием и трудностей в обучении, которые вызывает органическое поражение мозга. [1]
Да и нарушение речи как таковое может приводить не только к негативным последствиям. Л.С Выготский пишет, что сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта может стать главной движущей силой психического развития. «Страдавший недостатками речи Демосфен становится величайшим оратором Греции. Про него рассказывают, что он владел своим великим искусством, специально увеличивая свой природный дефект, усиливая и умножая препятствия. Он упражнялся в произнесении речи, наполняя рот камешками и стараясь преодолеть шум морских волн, заглушающих его голос.» Поэтому заикание еще не означает, что человек всю жизнь будет избегать речи. Некоторые заикающиеся не только становятся достаточно общительными, но и выбирают речевую профессию. И.И Тартаковский даже предложил такой лозунг «Каждый заикающийся должен стать оратором.» [3]
Заикание
– сложное речевое
Одно
из таких современных и
Неврозоподобная форма связана с органическим поражением головного мозга. При этой форме речь развивается с опозданием, развитие фразовой речи задерживается и заикание возникает постепенно.
Замечено,
что лица с невротической
Изучение психологических особенностей подростков и взрослых, имеющих невротическую форму заикания, важно для работы с ними, тем более потому, что в работе с заикающимися гораздо больше элементов психологии и психотерапии, чем в работе с людьми с любым другим речевым нарушением, т.к. заикание особенно сильно затрагивает эмоционально-волевую сферу.
. —— 304 с.: ил.
. -- СПб.: Лань, 2003. - 654 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература)
Курс нервных болезней.
М.-Л., ГИЗ, 1930
—— М.: Академия, 2006. — 320 с.
Л 66 Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).— Изд. 2-е, доп. и перераб.—Л.: Медицина, 1985.-—416 с, 2 л. ил.
. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
М65 Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Союз», 2002. — 320 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-94033-128-9
. —— М.: "Просвещение", 1973. - с. 272 с ил.
.—— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил
. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 448 с.
. -- М., 1928. - С. 208-217. 406.)//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997