Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические особенности подростков и взрослых, страдающих невротической формой заикания.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
- проанализировать психолого – педагогическую, медицинскую литературу по вопросу заикания, в частности его невротической формы
- рассмотреть общую характеристику данного нарушения
- изучить особенности эмоционально-волевой сферы и личности подростков и взрослых с невротической формой заикания.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………...3
1.Заикание как речевое нарушение.
1.1.История изучения заикания………………………………….. ………….....5
1.2.Этиология и патогенез………………………………………………………12
1.3.Невротическая и неврозоподобная формы………………………………..22
2.Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания ………………………………27
Заключение……………………………………………………………………..39
Литература………………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания.docx

— 87.73 Кб (Скачать файл)

У взрослых заикающихся в отличие от детей нередко на первое место в клинической картине заболевания выступают не собственно речедвигательные нарушения, а вторичные эмоциональные расстройства. Чувство неполноценности и страх речи у определенной группы больных становятся преобладающими симптомами и обусловливают описанный выше механизм «порочного круга». [14]

Одним из основных явлений, из которых развивается  невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. [8] Заикание (как никакое другое речевое нарушение) вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно полагать, что это связано с отсутствием ясных, понятных и конкретных причин его возникновения. И действительно, помимо речевых трудностей, заикающийся человек, не испытывает каких-то физических или интеллектуальных недостатков. Интересы, потребности и разнообразные способности заикающихся детей ничуть не ниже, чем у их сверстников. Среди заикающихся можно назвать многих и многих одаренных людей. И в то же время, самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят, как правило, не к облегчению, а к еще более видимым затруднениям и переживаниям. [11]

И чем  больше фиксируется больным внимание на своем болезненном симптоме, тем  более упорным он становится. Так  образуется порочный круг, из которого больной никак не в состоянии  выбраться: болезненный симптом  заставляет его фиксировать на нем  свое внимание, а вследствие этого  симптом еще усиливается и  еще более приковывает к себе внимание больного. Н. И. Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе. [8]

При особо неблагоприятном течении  невротической формы заикания у  взрослых нередко формируется сложная  клиническая картина, характеризующаяся дисгармоническим развитием личности. У взрослых заикающихся это проявляется в чувстве социальной неполноценности со своеобразной системой суждений, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который нередко генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще. Эффективность комплексного медико-педагогического воздействия на таких лиц бывает низкой. [1]

Захарченко  утверждает, что такие заикающиеся  во многом похожи на людей, страдающих нервным тиком по своему внутреннему  складу: они склонны к навязчивости, нерешительны, у них часто бывает тревожно-мнительный характер. [5] Трудности общения с окружающими, характерные для многих заикающихся, особенно в подростковом и юношеском возрасте, обусловливают у этих больных определенные изменения личности, мешают им учиться и работать, в полной мере раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности. [9]

Отличительной особенностью данной группы заикающихся является то, что в  спокойном состоянии, при отвлечении внимания от процесса артикуляции (например, при большой заинтересованности темой разговора), а также наедине  с собой речь у них осуществляется свободнее, часто совершенно лишена судорожных запинок. Значительное улучшение  экспрессивной речи наблюдается  у таких лиц в процессе логоритмических занятий, аутогенной тренировки, под влиянием психотерапии, гипноза. [1]

 

Психоневротические  механизмы заикания в каждом отдельном  случае зависят несомненно от психопатологического конституционального типа личности. Психопатологические типы заикания следующие:

а) заикание у эпилептоидных психопатов можно  пытаться объяснить задержанным  аффектом гнева, который способствовал  моторно-речевой задержке;

б) заикание у психастеников, по-видимому, происходит от борьбы; больные не уверены в  себе, у них наблюдается навязчивое состояние. Механизм заикания, по-видимому, зависит от мыслей о своей психической  неполноценности;

в) заикание у шизоидных личностей может  зависеть от негативистических моментов;

г) заикание у больных с циклоидными компонентами отличается периодичностью течения  и несомненно зависит от депрессивных моментов;

д) механизм заикания у лиц с истероидными симптомами безусловно связан с влечением подсознательного характера, а так же со стремлением как бы выявить себя и желанием вызвать к себе большее внимание и оградить свою личность от неприятных мотивов. [15]

Но все  же, несмотря на все трудности, которые  встречают на своем жизненном  пути заикающиеся и все личностные особенности, которые имеют лица с невротической формой, нельзя оставить без внимания и положительные моменты. Хотя заикающиеся, обладающие невротической формой заикания, обычно более эмоционально переживают свой дефект по сравнению с теми, у кого неврозоподобная форма, у них огромное количество преимуществ. У людей с невротическим заиканием нет органического поражения мозга, поэтому нет явных моторных трудностей, нарушений координации, темпа и ритма движений, их движения более плавны, а также не наблюдается проблем с вниманием и трудностей в обучении, которые вызывает органическое поражение мозга. [1]

  Да  и нарушение речи как таковое  может приводить не только  к негативным последствиям. Л.С  Выготский пишет, что сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта может стать главной движущей силой психического развития. «Страдавший недостатками речи Демосфен становится величайшим оратором Греции. Про него рассказывают, что он владел своим великим искусством, специально увеличивая свой природный дефект, усиливая и умножая препятствия. Он упражнялся в произнесении речи, наполняя рот камешками и стараясь преодолеть шум морских волн, заглушающих его голос.» Поэтому заикание еще не означает, что человек всю жизнь будет избегать речи. Некоторые заикающиеся не только становятся достаточно общительными, но и выбирают речевую профессию. И.И Тартаковский даже предложил такой лозунг «Каждый заикающийся должен стать оратором.» [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение

Заикание  – сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Существует огромное множество теорий, объясняющих причины заикания. Несмотря на то, что оно волновало умы людей с древних времен, его механизмы до сих пор до конца не раскрыты. Поэтому вопрос заикания в настоящее время представляет значительный научный и практический интерес. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. 

  Одно  из таких современных и актуальных  представлений о заикании - представление  об объективной дифференциации  клинических форм заикания, которое   разрабатывается на базе клинических  наблюдений и экспериментальных  исследований. Исследователи выделяют  две клинические формы заикания  — невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами (Ковалев В.В., 1970; Асатиани Н.М. с сотр., 1973-1985; Драпкин Б.3., 1973; Белякова Л.И., 1973-1997 и др.). Невротическая форма заикания возникает в возрасте от 2 до 6 лет, на фоне сформированной фразовой речи, обычно резко, вследствие психической травмы, хотя и овладение вторым языком тоже может стать патогенным фактором, вызывающим заикание. У детей с невротической формой заикания часто отмечается ранее речевое развитие, а моторика у них развивается в соответствии с нормой. У таких детей еще до появления заикания наблюдаются такие черты характера, как плаксивость, ранимость, склонность к страхам, что в более страршем возрасте может отразиться на поведении в школе и других учебных заведениях, на работе и в общении.

Неврозоподобная форма связана с органическим поражением головного мозга. При этой форме речь развивается с опозданием, развитие фразовой речи задерживается и заикание возникает постепенно.

  Замечено, что лица с невротической формой  заикания обладают определенными  психологическими чертами – у  них сильно выражена логофобия, они начинают ограничиваться в общении, становятся неуверенными в себе и т.д. К сожалению, в подростковом возрасте, когда появляется осознавание дефекта речи, может усугубляться как само заикание, так и эти личностные черты и переживания заикающихся. Но, конечно же, нужно рассматривать каждого отдельного человека как личность со своими уникальными чертами и нельзя сводить все к заиканию, ведь лица среди лиц с невротической формой заикания вполне могут оказаться одаренные и очень способные люди.

Изучение  психологических особенностей подростков и взрослых, имеющих невротическую  форму заикания, важно для работы с ними, тем более потому, что  в работе с заикающимися гораздо  больше элементов психологии и психотерапии, чем в работе с людьми с любым  другим речевым нарушением, т.к. заикание особенно сильно затрагивает эмоционально-волевую сферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Литература

  1. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998

. —— 304 с.: ил.

  1. Буянов М.И. Заикание у подростков. Кн. для логопеда / Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Калошина и др.; Сост. М. И. Буянов—— М.: Просвещение, 1989.— 175 с
  2. Выготский Л.С. Основы дефектологии

. -- СПб.: Лань, 2003. - 654 с. - (Учебники  для вузов. Специальная литература)

  1. Заикание / под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккер. — М., 1983.

 

  1. Захарченко М.А.

Курс  нервных болезней.

М.-Л., ГИЗ, 1930

  1. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова

 —— М.: Академия, 2006. —  320 с.

  1. Личко А. Е.

       Л 66 Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).— Изд. 2-е, доп. и перераб.—Л.: Медицина, 1985.-—416 с, 2 л. ил.

 

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

          . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

 

  1. Миссуловин Л. Я.

        М65       Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и    течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Союз», 2002. — 320 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-94033-128-9

 

  1. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб

           . —— М.: "Просвещение", 1973. - с. 272 с ил.

 

  1. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия [Текст] / В.И. Селиверстов.- М.: ВЛАДОС, 2001.

 

  1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина

                  .—— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил

 

  1. Чудновский В. С., Чистяков Н. Ф. Основы психиатрии

                . -- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 448 с.

 

  1. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова

 

  1. Шуберт М. Е. К психопатологии, клинике и лечению заикания (Прихогигиенические и неврологические исследования

           . -- М., 1928. - С. 208-217. 406.)//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания