Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические особенности подростков и взрослых, страдающих невротической формой заикания.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
- проанализировать психолого – педагогическую, медицинскую литературу по вопросу заикания, в частности его невротической формы
- рассмотреть общую характеристику данного нарушения
- изучить особенности эмоционально-волевой сферы и личности подростков и взрослых с невротической формой заикания.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………...3
1.Заикание как речевое нарушение.
1.1.История изучения заикания………………………………….. ………….....5
1.2.Этиология и патогенез………………………………………………………12
1.3.Невротическая и неврозоподобная формы………………………………..22
2.Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания ………………………………27
Заключение……………………………………………………………………..39
Литература………………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания.docx

— 87.73 Кб (Скачать файл)

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей  инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны  явления персеверации, связанной  с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с  помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических  методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобическое состояние; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают  судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение; 2) рождение замысла высказывания  во внутренней речи; 3) звуковая  реализация высказывания. В разных  структурах речевой деятельности  эти фазы различны по своей  полноте и длительности протекания  и не всегда однозначно вытекают  одна из другой. Но постоянно  происходит сопоставление задуманного  и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломается» весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.

Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать  основной вывод, что механизмы возникновения  заикания неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в корне  головного мозга, нарушения коркового  подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях — как сложное  невротическое расстройство, явившееся  результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей  вследствие речевых затруднений  разного генеза.

В третьих — как сложное, преимущественно  функциональное расстройство речи, появившееся  вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В четвертых — механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной  системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать  нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.[8]

 

1.2.Этиология  и патогенез заикания.

При заикании, как правило, отсутствует  специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

Итак, рассмотрим каждый из этиологических факторов отдельно.

Определенный  возраст ребенка

По данным многочисленных наблюдений в подавляющем числе случаев  первые признаки появляются в возрасте 2-6 лет. Имеются лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после 7-ми лет. Такая возрастная избирательность  появления заикания связана с  тем, что формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Физиологические исследования свидетельствуют о том, что любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

Состояние центральной  нервной системы

Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера, возникающее во внутриутробном, пренатальном или постнатальном периодах развития. Это поражение, как правило, бывает диффузным, в то же время обычно отмечаются те или иные отклонения в состоянии моторньк структур мозга. В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы.

У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новьм условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме.

Индивидуальные  особенности протекания речевого онтогенеза

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система  испытывает большое напряжение. Для  начала заикания особое значение имеет  период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей  характерно появление физиологических  итераций.

Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным  речевым дыханием и психической  возможностью произнесения сложных  фраз.

Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации. В свою очередь, в психической стороне речи наряду с наличием высокой степени речевой мотивации имеется выраженная несформированность процесса внутреннеречевого программирования. С этим несоответствием связано появление в речи у детей физиологических итераций в виде повторения слогов, слов, словосочетаний. Кроме этого, в речи имеются необоснованные паузы и ошибки в лексико-грамматическом структурировании контекстного высказывания.

Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития. Появление развернутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся  функциональную систему речи более  ранимой.

Аналогичная ситуация возникает при  некоторой задержке речевого развития. У детей с задержкой речевого развития нередко наблюдается интенсивное  развитие фразовой речи в 3,5-4,5 года, что  ослабляет координаторные механизмы формирующейся речевой системы и может способствовать появлению заикания.

В этот период речевого развития имеет  большое значение поведение взрослых, окружающих ребенка. Фиксация внимания ребенка на итерациях может провоцировать  появление заикания. Вредным также  является и психологическое травмирование детей частыми указаниями на ошибки в их речи.

Особенности формирования функциональной асимметрии мозга

Известно немало наблюдений, свидетельствующих  о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент левшества в популяции.

Есть указания также на то, что  заикание нередко возникает при  перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у ребенка может появиться заикание.

Следует учесть, что при левшестве у детей наблюдаются высокая общая эмоциональность, боязливость, тревожность и другие показатели, которые нередко ведут к невротическому реагированию при воздействии различных патогенных раздражителей.

Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у  заикающихся нарушается ведущая  роль левого полушария в организации  устной речи (И. В. Данилов, И.П. Черепанов, 1970).

Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами  мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.

Наличие психической травматизации

Многочисленные авторы связывают  появление заикания с перенесенной психической травмой.

Психические травмы разделяют на острые и хронические, причем объективная  сила воздействия психического фактора  травмы не имеет решающего значения.

По своему конкретному содержанию психические травмы отличаются большим  разнообразием. Реакция на психическую  травму в виде заикания характерна для психомоторного уровня реагирования центральной нервной системы, что  свойственно детям дошкольного  возраста.

В большинстве случаев психическая  травма является пусковым моментом в  возникновении заикания. Именно вскоре после перенесения острой психической  травмы или на фоне хронических конфликтных  ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера.

Генетический  фактор

Данные мировой литературы свидетельствуют, что отягощенная наследственность по заиканию может прослеживаться на уровне нескольких поколений. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных (разнояйцевых) близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных (однояйцевых) — в 77%. Заикающиеся мужчины и женщины могут иметь заикающихся детей с большей вероятностью, чем незаикающиеся родители. При этом у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заикающихся детей выше: в этом случая появляется 36% заикающихся мальчиков и 17% заикающихся девочек.

Известно также, что если среди  близких родственников имеется  хотя бы один заикающийся, то риск появления  заикания в последующих поколениях резко возрастает, в особенности, если заикаются родители. По-видимому, по наследству передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Генетическая наследственность той или иной патологии проявляется, как правило, только при наличии дополнительной вредности.

Половой диморфизм

У мальчиков заикание встречается  в среднем в 4 раза чаще, чем у  девочек. Механизм этого явления  до конца не ясен. Предполагается, что  у девочек в более сжатые сроки  формируются моторные функции: они  начинают раньше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика пальцев  рук и речевые артикуляции  у них также формируются быстрее. Возможно, в связи с этим речедвигательные механизмы у девочек более устойчивы к экзогенным вредоносным влияниям.

Разумеется, перечисленные этиологические факторы не исчерпывают все причины, с которыми может быть связано  появление заикания.

Однако здесь выделены те факторы, которые играют прямую или косвенную  роль в возникновении заикания по данным современных многочисленных исследований. [1]

Симптоматика (феноменология)

Основным внешним симптомом  заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних  случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых  случаях достигают 90 секунд. Судороги различаются по форме (тонические, клонические  и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. [8]

Тонические речевые  судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп (например, мышцы языка, губ, щек и т.п.). [1] При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь». [8] Акустически тоническая судорога проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде напряженной и протяжной вокализации. [1]

При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое. [8]

Обычно клонические и тонические речевые судороги наблюдаются у  одного и того же заикающегося. [1]

В результате и тех и других судорог  нарушается плавное течение речи. Темп речи оказывается своеобразно  измененным: чаще всего заикающийся  говорит быстро, но быстрый темп прерывается вынужденными паузами, в результате произношение того или  иного речевого абзаца может оказаться замедленным. [10]

Судороги мышц речевого аппарата могут  проявляться во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом  и дыхательном. Соответственно принято  говорить об артикуляционных, голосовых  и дыхательных судорогах. [1] Иногда, начавшись в одном отделе речевого аппарата, судорога распространяется и на другие. Чаще всего наблюдаются судороги мышц губ и языка. [10]

В клинической картине заикания, особенно при хронификации речевого дефекта, чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д.[1]

Отмечаются  три формы дыхательных судорог  при заикании: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Информация о работе Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания