Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические особенности подростков и взрослых, страдающих невротической формой заикания.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
- проанализировать психолого – педагогическую, медицинскую литературу по вопросу заикания, в частности его невротической формы
- рассмотреть общую характеристику данного нарушения
- изучить особенности эмоционально-волевой сферы и личности подростков и взрослых с невротической формой заикания.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………...3
1.Заикание как речевое нарушение.
1.1.История изучения заикания………………………………….. ………….....5
1.2.Этиология и патогенез………………………………………………………12
1.3.Невротическая и неврозоподобная формы………………………………..22
2.Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания ………………………………27
Заключение……………………………………………………………………..39
Литература………………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания.docx

— 87.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Психологические       особенности       подростков       и      

взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания.

                   Методы изучения

Чтобы исследовать  личность, нужно четко определить само это понятие. Словарь «Психология» (1990) дает такое определение: «Личность  — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности». Следует отметить, что понятие  «личность» употребляют двояко. В  одном случае — в качестве синонима психики в целом, что характерно для педагогов, которые, в частности, склонны относить рождение личности к самым ранним стадиям развития человека. В другом, более узком  и точном значении — как синоним  одного из трех системообразующих аспектов психики наряду с интеллектом  и деятельностью. Такое разделение психики явно или скрыто присутствует во многих психологических теориях. Мало того, высказывается надежда, что в конечном счете эти основные направления, описывающие психическую систему с разных сторон, будут соединены в единую теорию. В настоящее время такой опыт накоплен именно в практике, например, в виде когнитивно-бихевиоральных методов психотерапии.

    В зарубежной науке трем указанным  аспектам психики соответствуют  экзистенциально-гуманистическая психология (К. Роджерс, В. Сатир), поведенческая (Г.Айзенк, Д.Доллард, Н.Э. Миллер) и динамическая (З.Фрейд, К. Юнг). В отечественной науке это психология установки (Д. Н. Узнадзе), деятельности (А. Н.Леонтьев) и отношений (В. Н. Мясищев). Каждое направление представлено множеством ответвлений, а в некоторых случаях они носят эклектический характер. Вместе с тем основным направлениям присущи общие черты, которые можно охарактеризовать на примере зарубежных концепций с помощью схемы, предложеннойА. Первиным и О.П.Джоном (2000) (табл. 1).

  Специальная  психология также ориентируется  на эти составляющие психику  три элемента: познавательную сферу,  деятельность и эмоционально-волевую  сферу.

     Ядром личности является ценностное (аксиологическое), организующее начало. Приписывая человеку сознательное (или несознательное) поведение, мы, в сущности, подразумеваем его упорядоченность, направленность, определяемую его системой координат (ценностей). Без направленности невозможны высшие психические функции и сознание. Ценности человека имеют сложную иерархическую организацию, формируются в процессе жизни и обладают выраженной устойчивостью. Только потому что у нас есть ценности, мы проявляем различную активность (движемся, совершаем поступки, действуем), а индикатором сохранности наших ценностей (жизни, близких, самореализации) являются чувства. Поэтому при оценке личности большое значение придается эмоциям. Это отчетливо проявляется в ситуациях, которые угрожают нам потерей ценностей, например, болезни или речевого дефекта.

    Эмоциональная составляющая внутренней  картины речевого дефекта есть  проявление действия механизмов, обеспечивающих контроль за степенью адаптации личности к имеющейся ситуации. Она определяется тем. насколько конкретная ситуация позволяет реализовать жизненные ценности субъекта, соответствует удовлетворению его потребностей. Как программа адаптивного поведения внутренняя картина дефекта формируется под влиянием ценностных образований личности, которые играют ключевую роль в ее становлении (Тхостов А.Ш., 1993), в том числе при речевой патологии (Селиверстов В. И., 1995).

  Личности заикающихся посвящено наибольшее количество психологических исследований (Сикорский И.А., 1897; КочергинаВ.С., 1958; Тяпугин Н.П., 1966; Волкова ГА., Панасюк А.Ю., 1979; ШкловскийВ.М., 1979, 1994; БеляковаЛ.И., 1984; Болдырева Т. А., 1991; Амброзе Н.Г., Юри Э., 1993; Волкова Г.А., 1994; Тарковски 3., 1994; Селиверстов В. И., 1994; Досужков Ф. Н., 1997; и др.). При этом учитывались состояние их эмоциональной сферы (Белякова Л. И., 1984), наличие логофобии (Ляпидевский С. С., Шембель А. Г., 1969), разная степень болезненной фиксированности на своем дефекте (Селиверстов В. И., 1994) и некоторые другие характеристики.

    

  При  исследовании эмоционально-волевой  сферы заикающихся ученые применяли различные методики – опросники и тесты, проективные методики и т.д.

Например, Р.Эриксон (R.Erickson, 1969) создал шкалу, позволяющую диагностировать степень субъективных переживаний заикающимися своего дефекта.  Определение уровня тревоги заикающихся имеет особое значение, потому что при повышении психоэмоционального напряжения их речь становится значительно хуже и количество запинок увеличивается. (с. 64)

Результаты  исследований показали: в среднем  речевая тревога заикающихся  мужчин (17,4 ± 4,6) достоверно ниже, чем  у женщин (18,2 ± 4,6) (Р<0, 001). У незаикающихся соответственно 5,6 ± 2,5 и 7,3 ± 3,9. 

Степень эмоционального дисбаланса может быть оценена разными способами. Получить компактные и оперативные его  характеристики позволяет дополнительная обработка данных цветового теста  М.Люшера (M.Lucher) — в виде показателя отклонения от так называемой аутогенной нормы (состояния абсолютного покоя) и показателя работоспособности. 

     Выявление возможных психопатологических  и некоторых других изменений  личности взрослых заикающихся  стало возможно с помощью Миннесотского  многофакторного личностного опросника  (MMPI), который создали С.Р.Хатуэй и Дж.Маккинли (1951), и адаптированного в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Данный адаптированный вариант методики состоит из 566 утверждений, относящихся к общему самочувствию обследуемого, функционированию у него тех или иных систем внутренних органов, к его взаимоотношениям с окружающими, к наличию у него той или иной психотической симптоматики, к особенностям самооценки и другим характеристикам.

Исследование  самооценки заикающихся (степени неудовлетворенности  различными качествами по 9-балльной шкале  — чем выше балл, тем больше неудовлетворенность) позволили сопоставить степень  субъективной неудовлетворенности  своей речью с аналогичным  показателем при оценке других характеристик, включая общее здоровье, психические  процессы (внимание, память, интеллект) и личностные особенности (характер, счастье) (табл. 2). Оказалось, что речь получает достоверно более низкие оценки заикающихся (6, 22 балла) по сравнению  с другими характеристиками, в  частности, общим здоровьем (3, 96 балла) (Р=0), тогда как лица без речевой патологии ниже всего оценивают свое здоровье и память (3, 84 и 3, 87 балла) и лучше всего — речь (3, 16 балла) (Р =0, 049).

Самооценка  функционального состояния заикающихся  с помощью семантического дифференциала (автор С. G. Osgood) показала, что у мужчин больше выражен «фактор оценки» (0,99 балла), у женщин «фактор силы» (0,91); наименее выражен у мужчин «фактор активности» (0,66), у женщин — «фактор оценки» (0,62). (75)

Существенные  данные о неосознаваемой части внутренней карты дефекта при заикании позволяет  получить проективная методика «Незаконченные предложения», которая относится  к вербальным проективным тестам (Румянцев Г. Г., 1969; Карвасарский Б. Д., 1982; Блейхер В.М., Крук И. В., 1986). 

  Ценностные  ориентации взрослых заикающихся  в сравнении со здоровыми взрослыми  изучаются с помощью методики  Рокича в модификации В.И.Суслова (1992). Удалось установить, что общие ценности заикающихся близки к ценностям лиц без речевых нарушений, в частности, это проявляется в отношении здоровья, которое они, как и другие категории испытуемых, чаще всего ставят на первое или второе место. 

   Для оценки общих притязаний  заикающихся разного возраста (более  500 человек) используется опросник, предложенный группой авторов  (Марищук В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В.А. и др., 1984). В нем содержатся такие утверждения: «Вы всегда и везде стремитесь быть первым», «В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие», «В любом деле лучше быть где-то в серединке — меньше спросу».

Направленность  личности можно также охарактеризовать с помощью проективного теста  «Незаконченные предложения». [6]

 

Патологическая личностная реакция  на речевое нарушение лет у  заикающихся с невротической  формой патологии речи начинает ярко проявляться около 10-12. В этот период появляется осознавание своего дефекта речи, боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок и т.д. Формируется стойкая логофобия — боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. В таких случаях образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные эмоциональные реакции отрицательного знака, способствующие, в свою очередь, усилению речевых нарушений.

Подростки начинают испытывать затруднения  во время ответов в классе, волнуются  при разговоре с незнакомыми  лицами. [1] В то же время в привычной домашней обстановке заикание может становиться почти незаметным. Но проявляются другие невротические симптомы: страхи, нарушения настроения, функциональные сомато-вегетативные расстройства. [13]Постепенно увеличивающиеся потребность и необходимость в речевом общении, усложнение взаимоотношений со сверстниками, нарастание требований, предъявляемых к речевой коммуникации в подростковом возрасте, приводят к тому, что для подавляющего большинства заикающихся речь становится источником постоянной психической травматизации. Это в свою очередь вызывает повышенную истощаемость (как психическую, так и собственно речевую), утомляемость и способствует развитию патологических черт характера.

Постепенно одни подростки с  невротической формой заикания начинают избегать речевых нагрузок, резко  ограничивают речевые контакты (пассивная  форма компенсации), другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми  в общении (явление гиперкомпенсации). В школе ситуация осложняется недостаточной степенью знания учебного материала, чувством неуверенности в своих силах, ожиданием неудачи или неприятности, непринятием со стороны соучеников. Все это часто приводит к тому, что подростки просят учителей опрашивать их либо письменно, либо после уроков.[1]

Однако  Личко отмечает, что разделение заикания на невротическое и неврозоподобное в подростковом возрасте провести трудно. Особенности самого заикания проявляются уже не столь отчетливо. Яркая личностная-реакция на свой дефект и психогенное ухудшение заикания может наблюдаться во всех случаях. Неврологическая симптоматика к этому возрасту может компенсироваться.

У части  подростков наблюдается рецидив  или усиление заикания в возрасте 15—17 лет [Тяпугин Н. П., 1966 — цит. по В. В. Ковалеву, 1979], но, главное, резко проявляется личностная реакция на свой речевой дефект. Подростки становятся стеснительными, избегают сверстников, контакта с незнакомыми людьми, отказываются от устных выступлений и т. п. Между личностной реакцией и самим заиканием развивается нечто подобное порочному кругу — одно усиливает другое.

Подобную  личностную реакцию нередко расценивают  как невротическую, подчеркивая  астеничность, сенситивность, «псевдошизоидность» и т. п. Однако за пределами деятельности, связанной с устной речью, никакой астении не обнаруживается. «Сенситивность» заикающихся подростков также избирательна, и этим они отличаются от подростков с сенситивной акцентуацией характера. Они, например, охотно поют перед публикой, выступают в спортивных соревнованиях и т. п. «Шизоидность» целиком состоит в избегании контактов с некоторыми сверстниками и малознакомыми людьми. Психологические исследования с помощью проективных тестов выявили несвойственную сенситивной акцентуации экстрапунитивность, т. е. скрытые агрессивные тенденции в отношении окружающих [Шкловский В. М., Ильдеринская В. И., 1972]. [7]

В клинической  картине логоневроза сочетаются общеневротические проявления и симптомы невротического нарушения речевой функции. К общеневротическим проявлениям относятся пониженное настроение, чувство неполноценности, тревожное ожидание чего-то неприятного, сон, не приносящий чувства отдыха, с обильными сновидениями (обычно устрашающего содержания), медленное засыпание, частое просыпание, сниженный аппетит, вегетативные расстройства в виде повышенной потливости, чувства жара во всем теле и т. д. На фоне общеневротических нарушений выступают признаки невротического поражения речи, среди которых часто встречается логофобия (навязчивый страх речи). Она заключается в том, что после психической травмы возникает напряженное ожидание невозможности произнести звук, слово, фразу, предложение. Ожидание своей несостоятельности приводит к выраженному страху речи, при котором у больного как бы парализуется механизм звукопроизнесения. Логофобия всегда непостоянна: в психотравмирующей ситуации она более бросается в глаза, в знакомой и нетравмирующей — может отсутствовать.

Выраженность  логофобии порой бывает столь заметной, что пациент не способен вообще что-либо сказать. Иными словами, развивается молчание, обусловленное страхом речи,— это нарушение мы именуем логофобиче-ским мутизмом, который всегда избирателен (элективный мутизм). Логофобический мутизм проявляется лишь в психотравмирующнх ситуациях, поэтому он очень непостоянен.

Логофобия, как один из главнейших и распространен-нейших патогенетических механизмов логоневроза, приводит не только к мутнзму, но и к невротическому заиканию. Невротическое заикание обнаруживается лишь в психотравмирующей ситуации, оно усиливается вследствие фиксации внимания пациента на своем речевом дефекте, при отвлечении же внимания нарушение плавности речи резко уменьшается или вообще пропадает. [2]

С возрастом логофобия в части случаев приобретает особо значимое место в общей клинической картине невротической формы заикания, носит навязчивый характер и возникает при одной мысли о необходимости речевого общения или при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом. В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.

  Выраженность логофобии может быть непропорциональна тяжести речевых судорог. Нередко при слабом, а иногда едва заметном для окружающих речевом дефекте, страх речи может быть ярко выраженным. Эмоциональная жизнь заикающихся заполняется этими переживаниями. [1]

В подростковом и юношеском возрасте с ростом связей личности с окружающим миром, особенно общественных связей, с развитием  абстрактного мышления значительно  расширяется и усложняется система  отношений, которая приобретает  осознанно мотивированный характер. Именно в этом возрасте четко определяется отношение к себе и окружающим, которое во многих случаях приводит к концентрации внимания на имеющемся  дефекте речи. В свою очередь неполноценность  речи может нарушить нормальное развитие отношений личности и вызвать  ряд специфических отклонений в  ее поведении. Отсюда формирование развернутой  клинической картины логоневроза в подростковом возрасте может как завершиться так и только наметиться.

Информация о работе Психологические особенности подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания