Психологические проблемы адаптации ребёнка в первом классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является выявление и изучение проблемы адаптации ребенка к школе.
Для достижения цели нам нужно решить следующие задачи:
-выявить психологические проблемы адаптации ребёнка к школе;
-раскрыть понятие "адаптация";
-изучить особенности адаптации ребенка к школе.

Содержание работы

Введение
Глава I. Школьная адаптация как психолого – педагогическая проблема
1.1 Первые дни ребенка в школе
1.2 Возрастные особенности младших школьников
1.3 Сущность школьной адаптации первоклассников
Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
2.1 Значение учителей и родителей в адаптации детей к школе
2.2 Психолого-педагогическая работа с первоклассниками
Заключение

Файлы: 1 файл

курсова я ВЕРА МАТВЕЕВА 211 ГРУППА ШО .docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО РС(Я) «Вилюйский педагогический колледж им. Н. Г. Чернышевского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему

Психологические проблемы адаптации  ребёнка в первом классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 211 группы

Отделения по подготовке учителей начальных классов

Матвеева Вера Ивановна

Методист:

 

 

2012 Вилюйск

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение 

Глава I. Школьная адаптация  как психолого – педагогическая  проблема 

    1. Первые дни ребенка в школе
    2. Возрастные особенности младших школьников
    3. Сущность школьной адаптации первоклассников

Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе

    1. Значение учителей и родителей в адаптации детей к школе
    2. Психолого-педагогическая работа с первоклассниками

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни  ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя  и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

Период адаптации ребенка  к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит  от многих факторов: индивидуальные особенности  ребенка, характер взаимоотношений  с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности  образовательной программы) и степень  подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в  этом процессе, тем успешнее ребенок  адаптируется к новым условиям.

Поступление ребенка в  школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку  старых стереотипов поведения и  взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к  нему учителем и родителями. Все  дети проходят период адаптации к  школе, даже те, которые имеют хорошую  предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев  и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением  самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное  самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка  в I классе затруднен, может наблюдаться  деформация его личностного развития.

Свидетельством адаптации  служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой - внутреннее состояние  индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

Ребенок, поступающий в  школу, должен быть зрелым в физиологическом  и социальном отношении, достичь  определенного уровня умственного  и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного  запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется  развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.

Целью курсового исследования является выявление и изучение проблемы адаптации ребенка к школе.

Для достижения цели нам нужно решить следующие задачи:

-выявить психологические проблемы адаптации ребёнка к школе;

-раскрыть понятие "адаптация";

-изучить особенности адаптации ребенка к школе.

Объектом курсового исследования является психологические проблемы, связанные с адаптацией.

 Предметом курсового исследования - процесс адаптации ребенка к школе.

Гипотеза исследования: если педагогами будут учтены психические особенности адаптации ребенка, то его адаптация к школе пройдет эффективнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема

    1. Первые дни ребенка в школе

 

1 сентября у порога  в школу - ребенок-дошкольник. В  тот же день, когда он выйдет  из школы, он выйдет из нее  школьником. Это чрезвычайное по  значимости событие в жизни  ребенка.

Ожидания начала школьных занятий - это и радость, и большая  тревога. Чем ближе тот самый  день, тем больше эмоциональная напряженность  ребенка. Накануне мальчики и девочки  рассматривают содержимое своих  ранцев, примеряют форму, волнуются. Одни дети плохо спят - просыпаются, боясь опоздать на самый первый в  жизни школьный урок, другие - спят не просыпаясь, но видят тревожные сны. Ночь с 31 августа на 1 сентября - напряженная, трудная ночь для шестилетних девочек и мальчиков.

Наступает утро 1 сентября. Мамы и папы, бабушки и дедушки провожают  своих малышей в школу. Малыши с нетерпением ждут той минуты, когда можно будет войти в  двери школы.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс.

Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок  не просто переходит из детского сада в школу, но в том, что его учеба  является обязательной, общественно  значимой деятельностью. За результаты своего учения ребенок несет ответственность  перед учителем, школой, своей семьей. Он должен учиться. Теперь он подчинен системе строгих, одинаковых для  всех школьников правил.

Первоначальное вхождение  ребенка в новые условия школьной жизни подготовлено психологически. Дети с радостью идут в школу, ожидая здесь новой жизни и понимая, что их положение меняется - они  стали старше, они теперь не дошкольники, а школьники. Позиция школьника  субъективно важна для ребенка  тем, что она меняет его самооценку - он школьник. Изменение позиции  поможет ребенку быстро принять  требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, распорядка дня, норм отношений с одноклассниками. Эти требования ребенок воспринимает как неизбежные. Он старается как  можно скорее разобраться в правилах поведения, они глубоко интересуют его. Это первое, чем начинает овладевать шестилетний ребенок в школе.

В первые дни ребенок еще  не представляет, какие предметы заполнят его учебное расписание. Даже если он не раз и не два услышит от учителя и дома о том, что он будет изучать в первом классе, ему трудно осмыслить значение этих предметов и поэтому трудно запомнить. Но он уже пришел в школу. Он весь в готовности учиться. И мы должны воспользоваться этой готовностью.

Очень многое теперь зависит  от учителя.

Между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений. Учитель не просто взрослый, который  вызывает или не вызывает симпатию ребенка. Он - посредник знаний, в  функции которого входит передача достижений культуры, опыта человечества ребенку. Кроме того, учитель является реальным носителем общественных требований к ребенку: его нравственности, чувствам, воле, ко всей его личности.

Учитель для первоклассника совсем особенный человек, он первый учитель. От того, какой этот первый учитель, зависит многое в жизни ребенка. Как будет воспринимать этого человека и его профессию ребенок? Как преподавателя учебной дисциплины или как наставника, который не только учит школьным дисциплинам, но и учит жизни, воспитывает, стремится сформировать достойную личность. У учителя начальных классов есть все шансы стать учителем в самом высоком значении этого слова - наставником с высоким авторитетом для ребенка в настоящем, остаться в его благодарной памяти и определять его будущее. Именно личность первого учителя может стать примером для подражания, образцом для поступка ребенка.

Взаимоотношения между сверстниками в школе существенно отличаются от тех, которые складывалась в группе детского сада. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителем его поведения  и успехов в учебе. Совместное участие в обязательной деятельности в то же самое время порождает  новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности. Здесь  по-новому начинают развиваться способности  к сотрудничеству, товарищество. Здесь  обязательно возникнут отношения  соревнования и появятся связанные  с этим переживания и поступки. Именно в школе произойдет многое, что может пройти незамеченным для учителя, но определит психическое состояние ребенка. Бывшие лидеры из дошкольного детства могут занять низкое статусное положение в классе, бывшие не принимаемые тихони и неумехи могут стать любимыми и уважаемыми. В первые дни все дети переполнены радостью начала новой жизни. Они верят, что они хотят учиться. Они хотят признания как ученики. Они жаждут оценки их знаний.

По своему содержанию и  по организации основная, ведущая  деятельность школьника - учебная деятельность. Она отличается от игровой деятельности дошкольника. Усвоение знаний - основная цель, которая выступает в чистом виде. В современных условиях усвоение знаний не должно быть единственной целью. Ребенок должен быть еще и правильно воспитан. Это вторая по счету,, но не по значению, цель учебной деятельности.

Основная форма организации  учебной работы школьников - урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить  за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним  делом. Все эти особенности условий  жизни и деятельности школьника  предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям  и умениям.

Школьник должен ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям  и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.

Совершенно необходим  школьнику тот комплекс качеств, который образует умение учиться. Сюда входит понимание смысла учебных  задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.

Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без  чего он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению  учебных задач, организованно вести  себя на уроке. Произвольным, управляемым  должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка - его внимание, память, мышление. Ребенку  необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи.

 

    1. Возрастные особенности младших школьников

 

Поступление в школу знаменует  собой начало нового возрастного  периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей  деятельностью которого становится учебная деятельность.

К 6 - 7 годам повышается подвижность  нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов  возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют  над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности  младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная  возбудимость. В физиологическом  плане надо отметить, что в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает  развитие мелких, и поэтому детям  легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят  относительный характер, но в целом  большинство детей испытывает высокую  утомляемость, вызванную еще и  дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.

С поступлением в школу  в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется  новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность.

На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические  новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической  функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических  функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции  тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.

Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания  себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает  из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского  психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое  важное личностное образование как  чувство социальной и психологической  компетентности или при неблагоприятных  условиях - социальной и психологической  неполноценности.

Информация о работе Психологические проблемы адаптации ребёнка в первом классе