Психологические проблемы адаптации ребёнка в первом классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является выявление и изучение проблемы адаптации ребенка к школе.
Для достижения цели нам нужно решить следующие задачи:
-выявить психологические проблемы адаптации ребёнка к школе;
-раскрыть понятие "адаптация";
-изучить особенности адаптации ребенка к школе.

Содержание работы

Введение
Глава I. Школьная адаптация как психолого – педагогическая проблема
1.1 Первые дни ребенка в школе
1.2 Возрастные особенности младших школьников
1.3 Сущность школьной адаптации первоклассников
Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
2.1 Значение учителей и родителей в адаптации детей к школе
2.2 Психолого-педагогическая работа с первоклассниками
Заключение

Файлы: 1 файл

курсова я ВЕРА МАТВЕЕВА 211 ГРУППА ШО .docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

Л.С. Выготский отмечал  интенсивное развитие интеллекта в  младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребенок 7–8 лет обычно мыслит конкретными категориями.

Затем происходит переход  к стадии формальных операций, которая  связана с определенным уровнем  развития способности к обобщению  и абстрагированию. К моменту  перехода в среднее звено школьники  должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Если учащиеся 1-2-го класса выделяют прежде всего внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то 3-4-му классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

Младший школьник в своем  развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее есть необходимая  предпосылка понимания школьником явлений окружающей жизни.

Особые трудности возникают  у учащихся в понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче  устанавливать связь от причины  к следствию, чем от следствия  к причине. Это и понятно: от причины  к следствию устанавливается  прямая связь, рассмотрение же фактов в обратном порядке предполагает анализ самых разных причин, что  ребенку зачастую еще не под силу.

Развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу  младшего школьного возраста рефлексии (исследование природы самих понятий), которая преображает познавательную деятельность и характер отношений  к другим людям и к самому себе.

Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях:

-усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

-ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

В связи с относительным  преобладанием первой сигнальной системы  у младших школьников более развита  наглядно-образная память. Дети лучше  сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем  определения и объяснения. Они  склонны к запоминанию путем  механического повторения, без осознания  смысловых связей.

Это объясняется тем, что  младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить  дословно, а что в общих чертах, - этому надо учить).

Ребенок еще плохо владеет  речью, ему легче заучить все, чем воспроизводить текст своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

К переходу в среднее звено  у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и  воспроизведению смысла, существа материала, доказательства, аргументации, логических схем рассуждений.

Очень важно научить школьника  правильно ставить цели для запоминания  материала. Именно от мотивации зависит  продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с определенной установкой, то этот материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится  точнее.

У мальчиков и девочек  младшего школьного возраста есть некоторые  различия в запоминании. Девочки  умеют заставить себя, настроить  на запоминание, их произвольная механическая память лучше, чем у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными  в овладении способами запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек.

В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, более  дифференцированным, принимает характер организованного наблюдения; изменяется роль слова в восприятии. У первоклассников  слово по преимуществу несет назывную функцию, т.е. является словесным обозначением после узнавания предмета; у учащихся более старших классов слово-название является скорее самым общим обозначением объекта, предшествующим более глубокому его анализу.

В развитии восприятия велика роль учителя, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов  и явлений. Одним и эффективных методов развития восприятия является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

Возможности волевого регулирования  внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться  на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в  будущем, то младший школьник обычно может заставить себя упорно работать лишь при наличии "близкой" мотивации (похвалы, положительной отметки).

В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным  и устойчивым тогда, когда учебный  материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное  отношение.

Изменяется содержание внутренней позиции детей. Она в переходный период в большей степени определяется взаимоотношениями с другими  людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение  в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется  достаточно устойчивый статус ученика  в этой системе.

На эмоциональное состояние  ребенка все в большей степени  начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а  не только успехи в учебе и отношения  с учителями.

При правильном развитии школьников две системы требований - к позиции  ученика и позиции субъекта общения, т.е. товарища, - не должны противопоставляться. Они должны выступать в единстве, в противном случае вероятность  появления конфликтов и с учителями, и со сверстниками достаточно велика.

В начале обучения самооценка школьника формируется учителем на основе результатов учебы. К окончанию  начальной школы все привычные  ситуации подвергаются корректировке  и переоценке другими детьми. При  этом во внимание принимаются не учебные  характеристики, а качества, проявляющиеся  в общении. От 3-го к 4-му классу резко  возрастает количество негативных самооценок.

Недовольство собой у  детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует  у младших школьников потребность  в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Характер младшего школьника  имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой  регуляции поведения); общая недостаточность  воли - школьник 7–8 лет еще не умеет  длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

Капризность и упрямство  объясняются недостатками семейного  воспитания: ребенок привык, чтобы  все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и  упрямство - своеобразная форма протеста ребенка против тех требований, которые  ему предъявляет школа, против необходимости  жертвовать тем, чего "хочется", во имя того, что "надо".

К окончанию начальной  школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развиваются  способность к волевой регуляции  своего поведения, умение сдерживаться и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость. Ученики 3–4-х  классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования.

К окончанию начальной  школы изменяется отношение к  учебной деятельности. Сначала у  первоклассника формируется интерес  к самому процессу учебной деятельности (первоклассники могут увлеченно  и старательно делать то, что им в жизни никогда не пригодится, например срисовывать японские иероглифы).

Затем формируется интерес  к результату своего труда: мальчик  на улице впервые самостоятельно прочитал вывеску, был очень рад.

После возникновения интереса к результатам учебного труда  у первоклассников формируется  интерес к содержанию учебной  деятельности, потребность приобретать  знания.

Формирование интереса к  содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками  чувства удовлетворения от своих  достижений. А стимулирует это  чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.

В целом за время обучения ребенка в начальном звене  школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности; кроме этого  должен появиться качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

 

 

    1. Сущность школьной адаптации первоклассников

 

Начало обучения в школе  – один из наиболее сложных и  ответственных моментов в жизни  детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане.

Поступив в школу, ребенок  становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в  школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание  черт дошкольного детства с особенностями  школьника будет характеризовать  весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в  школе, сталкиваются с теми или иными  трудностями.

Адаптация- это:

1. Приспособление строения  и функций организма, его органов  и клеток к условиям среды,  направленное на сохранение гомеостаза.

2. Приспособление органов  чувств к особенностям воздействующих  стимулов для их оптимального  восприятия и предохранения рецепторов  от перегрузки. Адаптация может  быть психологическая, сенсорная,  социальная.

Социальная адаптация  является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса.

В рамках социальной адаптации  может быть выделена адаптация ребенка  к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс  приспособления ребенка к школе  и школы к ребенку.

Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым  условиям, постепенно привыкает к  ним. В этом ему помогает накопленный  опыт, который с возрастом расширяется  и обогащается.

Адаптация к школе –  перестройка познавательной, мотивационной  и эмоционально-волевой сфер ребенка  при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

При поступлении в школу  коренным образом изменяются условия  жизни и деятельности ребенка; ведущей  становится учебная деятельность. В  элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми.

Режим школьных занятий требует  гораздо более высокого, чем в  дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения  с педагогами и сверстниками в  ходе совместной деятельности требует  развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает  готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у  старших дошкольников. Дети, имеющие  достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными  мотивами и умением произвольно-волевой  регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.

Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным  и индивидуализированным вниманием  родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в  познавательной сфере, но часто не имеют  достаточного опыта взаимоотношений  и вообще стоят на эгоцентрической  личностной позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов.

В первые учебные недели может закладываться основа для  развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое  значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации  первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин).

Информация о работе Психологические проблемы адаптации ребёнка в первом классе